Виды ⚠️ культуры: основные формы, характеристики, примеры

Понятие культуры. Виды культур. Формы культуры. Разновидности культур. Типы культур.

Культура: формы и разновидности

В широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

В узком смысле:процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Виды культур:

  • Материальная культура — результат производства, все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества, т.е. продукт экономики: предметы и вещи, используемые в повседневной жизни, различные технологии и др.
  • Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (знания, идеи, ценности — продукт искусства, науки, религии, морали);
  • Информационная культура— знания об информационной среде, умение правильно ориентироваться в информационных потоках. Формой информационной культуры является речь.
  • Физическая культура —развитие физических способностей человека, все что связано с телом человека: комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию и красоте тела.

Между собой эти культуры тесно взаимосвязаны, т.к. без знаний нельзя построить дом.

Формы культуры:

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества. Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Узкий круг ценителей и потребителей. Как правило, интеллигенции: учёным, учителям, художникам. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки: классическая музыка и литература.
  2. Народная — мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, где авторы, как правило, не известны. Носит некоммерческий характер;
  3. Массовая — потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Направлена на развлечение широкой аудитории: кино, телесериалы, ток-шоу, мода, поп-музыка и т.д. Носит коммерческий характер.

Разновидности культур:

  1. Субкультура — культура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее. Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.)
  2. Контркультура — субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи и панки; левые радикалы и др.).

Типы культур:

  • Национальная — мировая;
  • Светская — религиозная (связь с религией);
  • Восточная — западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.) (региональная принадлежность);
  • Традиционная — индустриальная — постиндустриальная (принадлежность к историческому типу общества);
  • Сельская — городская (связь с территорией);
  • Обыденная — специализированная (специализация);
  • Высокая (элитарная) — массовая — народная (вид аудитории).

Источник: https://bingoschool.ru/blog/101/

Что такое культура

Понятие культуры имеет огромное количество определений и значений, охватывающих самые различные сферы человеческой жизни. Этимология термина восходит к латинскому слову colere — возделывание почвы, культивирование, почитание. Впервые оно было употреблено в трактате «О земледелии» древнеримского политика Марка Порция Катона Старшего в 100 г. до н. э.

В гуманитарном значении понятие «культура» использовал философ Марк Цицерон, сравнивший «культуру души» с возделыванием плодородного поля.

В начале 1960-х годов американские исследователи посчитали 164 определения культуры, выделив среди них 6 типов:

  • описательные;
  • нормативные;
  • психологические;
  • структурные;
  • генетические.

В современной культурологии число определений уже едва ли возможно установить.

В современно науке под культурой в первую очередь понимают человеческую деятельность и весь социально-значимый опыт человечества.

В русском языке этот термин впервые использовал российский философ, последователь учения Шеллинга Данило Велланский в 1826 году.

В контексте жизненных ценностей культура отражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Нормы и правила культуры ограничивают человека и упорядочивают беспорядочное движение природы, поэтому уже на заре своего возникновение культурное состояние противопоставлялось естественному. Мир природы считался единообразным, закономерным и предсказуемым, а мир культуры — разнообразным, обусловленным человеческой деятельностью.

Причины становления культуры

Среди основных причин, приведших к становлению и развитию культуры, можно выделить:

  • уменьшение роли физической силы;
  • постепенное сокращение господствующей роли чувственного познания и неосознанных понятий;
  • увеличение роли сознания и разума;
  • смягчение нравов;
  • воспитание вкуса.

Элементы культуры

Культура включает в себя большое многообразие различных элементов, которые можно разделить на следующие группы:

  1. Символы — это условный знак, слово или предмет, раскрывающий смысл и значение конкретной культуры (в национальной культуре таким символом может выступать язык, система традиций и ритуалов, эмблематика).
  2. Герои — это реальные и вымышленные люди, которые ввиду какого-то подвига, выдающейся судьбы или деятельности стали восприниматься в качестве примера для подражания в определенной культуре.
  3. Ритуалы — коллективная деятельность, имеющая строгую структуру и установленный порядок совершения чего-либо.
  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, включающий в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном и т.д.

Основы выделения видов культур

Культура – крайне не обычное, многоплановое понятие, которое пронизывает буквально все сферы жизнедеятельности людей. Культуру принято разделять отдельно на типы и отдельно на виды культуры. 

Виды культуры выделяются на основе особенных совокупностей правил, моделей и норм поведения, характерных той или иной группе, но при этом являющихся разновидностями общей культуры.

Основные виды культуры традиционно представлены:

  • доминирующей культурой;
  • сельской культурой;
  • городской культурой;
  • обыденной культурой;
  • специализированной культурой. 

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Культура России

Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.

Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.

Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:

  • Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
  • Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
  • Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
  • Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
  • Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
  • Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
  • Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).

Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).

khorovodХоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской

Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет.

balerinaБалет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы

Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.

Доминирующая культура 

Определение 1

Доминирующая культура – это совокупность принятых в обществе различных культурных норм: языковых, поведенческих, социальных, религиозных, ценностных. Эти нормы приняты всем обществом в целом

Доминирующая культура в особенности отмечается в коммуникации, в учебных заведениях, политике, деловых отношениях и художественном творчестве. В науке выделяют две разновидности доминирующей культуры: этническая или национальная. 

Национальная или этническая доминирующая культура зависит от сложности организации какого-либо общества и от количества индивидов в этом обществе. При этом в обществе могут существовать отдельные группы людей, придерживающиеся определённых культурных комплексов, которые характерны исключительно для этих групп. В данном случае речь идет о субкультурах.

Виды культур:

  • Материальная культура — результат производства, все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества, т.е. продукт экономики: предметы и вещи, используемые в повседневной жизни, различные технологии и др.
  • Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (знания, идеи, ценности — продукт искусства, науки, религии, морали);
  • Информационная культура— знания об информационной среде, умение правильно ориентироваться в информационных потоках. Формой информационной культуры является речь.
  • Физическая культура —развитие физических способностей человека, все что связано с телом человека: комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию и красоте тела.

Между собой эти культуры тесно взаимосвязаны, т.к. без знаний нельзя построить дом.

Сельская культура 

Замечание 1

Другие названия для сельской культуры – деревенская культура, культура крестьянства или культура села

Носителями сельской культуры являются крестьяне. Этот вид культуры характеризуется своими специфическими признаками: 

  • все члены общества, как правило, имеют доверительно-личные отношения друг с другом;
  • наличие неформального контроля над каждым сельским жителем; 
  • главный источник информации представляет собой местные слухи и местную интерпретацию исторических и государственных событий; 
  • доминирование подобной информации над официальной государственной; 
  • плохое понимание динамики городской жизни, которое складывается в силу ограниченного жизненного опыта – крестьяне крайне редко выезжают за пределы своего села/деревни; 
  • сохранение народной культуры; 
  • лучшая забота об экологии; 
  • ограниченные культурные запросы. 

Тем не менее, нельзя не заметить, что в современном мире из-за развития технологий и массового перемещения сельской молодежи в города разрыв между культурным уровнем деревенских и городских жителей заметно уменьшился.

Культура и философия

В философии под культурой понимаются материальные и духовные ценности человека, а также то, каким образом человек их создаёт, применяет для развития человечества и передаёт потомкам.

Однако культура является предметом изучения не только философии, но и других наук: истории, социологии, юриспруденции, экономики, культурологии и т. д. Каждая наука раскрывает понятие культуры по-своему.

Например, экономическая культура — это ценности, связанные с коммерческой деятельностью человека. Правовая культура — это правовой опыт человека, организаций, государств.

Смотрите также значение Философия.

Основные признаки

Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:

  • культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
  • культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
  • культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
  • культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
  • культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
  • культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
  • культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
  • культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
  • культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
  • культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
  • культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
  • культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
  • культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.

Материальная культура

Материальная культура возникла вместе с появлением человека умелого около 2,6 млн. лет назад.

Материальная культура — это система материальных ценностей, возникающая в результате человеческой деятельности.

Ее основными задачами были: адаптация человека к окружающему миру и удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Под миром материальной культуры понимаются все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и т. д.

Ее сущность заключается в преобразовании природного объекта и его материала в вещь, свойства и признаки которой обусловлены творческими способностями человека и направлены на удовлетворение его потребностей. В наследии материальной культуры отражены образ жизни, нравы, ценностей и устремления людей. Каждая вещь, созданная человеком, несет в себе определенную смысловую нагрузку. К примеру, артефакты предыдущих поколений, позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

В культурологическом контексте материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлых эпох. К ним относятся памятники архитектуры, археологические находки, древние захоронения и т. д. Все это составляет культурное наследие человечества, ценность которого с годами только возрастает.

В культурологии материальное производство рассматривается с точки зрения его гуманитарной и гуманистической ценности. Для культурологов большую актуальность представляет степень совершенства и эстетичности архитектурного памятника, нежели его экономическая эффективность или технократическая составляющая.

Читайте также

  • О культуре
  • Культура неприязни
  • Церковь и культура: традиция и консерватизм

Типы культур

  • Национальная — мировая;
  • Светская — религиозная (связь с религией);
  • Восточная — западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.) (региональная принадлежность);
  • Традиционная — индустриальная — постиндустриальная (принадлежность к историческому типу общества);
  • Сельская — городская (связь с территорией);
  • Обыденная — специализированная (специализация);
  • Высокая (элитарная) — массовая — народная (вид аудитории).

Решай задания ЕГЭ по обществознанию

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи – это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Функции культуры

С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.

Функция освоения и преобразования мира

Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).

Сигнификативная функция

Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.

Функция накопления и хранения информации

Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.

Нормативная функция

Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.

Функция проективной разрядки

Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.

Функция защиты

Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.

Смотрите также значение Искусство и Абстракция

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...