Толстой через прорезь в туалетной двери, 15-минутный «Идиот» и убийство балерины: как и какое кино снимали в Российской империи — Нож

История возникновения фильмов в СССР берет свое начало в дореволюционные годы.Со временем кинематограф Советского Союза стал одним из самых значимых в мире.

Содержание

Смотреть на youtube:

«КАРНАВАЛ ЦВЕТОВ» (1935)

Проба восстановления цвета «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА» (1939)

Пример восстановления цвета двухцветного фильма «КАРНАВАЛ ЦВЕТОВ» (1935)

Кинематограф в 20-30 годы

История кино в СССР официально начинается в 1919 году, тогда появляются первые отечественные черно-белые немые киноленты, поначалу в основном документального характера.

Афиша одного из первых советских кинофильмов «Вор»

Советская власть сполна оценила всю силу этого вида искусства и влияние, которое оно может оказать на общественность, поэтому кинематограф сразу же стал орудием пропаганды и агитации.

В.И.Ленин не раз отмечал важность этого вида искусства для идеологической борьбы, поэтому в 20-е годы активно выпускаются фильмы, проникнутые коммунистическими и революционными идеями. В этот период в союзных республиках активно создавались национальные киностудии

Большую популярность получила кинолента “Броненосец Потемкин”, снятая в 1925 году. Фильм имел успех не только на родине, но и завоевал признание во всем мире.

В 30х годах началась эра полноценного звукового кино. Первым озвученным фильмом в СССР стала лента “Путёвка в жизнь”, вышедшая в 1931 году. В этот период становится популярным жанр комедии, и появляются такие шедевры, как “Веселые ребята”, “Богатая невеста”, “Трактористы”, “Цирк”, “Волга-Волга”. В комедийных кинолентах блистали такие актеры, как Владимир Зельдин, Любовь Орлова, Леонид Утесов.

Обращались режиссеры и к исторической тематике, что нашло отражение в картинах “Пётр Первый”, “Александр Невский”, “Минин и Пожарский”.

Первый игровой: «Понизовая вольница»

Лев Толстой охотно фотографировался и записывал свои рассказы на фонограф, а вот к кинематографу относился с предубеждением; сколько ему ни предлагали, он наотрез отказывался сниматься.

Поэтому первая видеозапись с участием Толстого была получена обманом: оператор с камерой тайком проник в Ясную Поляну, спрятался в деревянном туалете и снял гуляющего писателя через фигурную прорезь в дверях.

Этим оператором был Абрам Осипович Дранков — человек, которому вскоре предстояло снять первый в России игровой фильм. Биография его сама по себе достойна художественного фильма: родившийся в еврейской семье на юге России, в 1908 году 22-летний Дранков — уже известный петербургский фотограф и владелец успешной сети фотоателье. Увлекшись кинематографом, Дранков первым угадал вкусы широкой публики и начал работать по формуле «скандалы, интриги, расследования». Как писал про него один из современников, «без него не хоронили, не горели здания, не бушевали стихии, не встречались монархи».

Абрам Дранков. Источник

В 1907 году Дранков берется за съемки первого российского игрового фильма — трагедии «Борис Годунов». Но картину так и не удалось закончить, хотя фрагменты из нее позже все-таки демонстрировались на экранах под названием «Сцены из боярской жизни». Первый полноценный художественный фильм — «Понизовую вольницу» — Дранков снял лишь год спустя, в 1908-м.

Партнером Дранкова по созданию этого фильма стал сценарист Василий Гончаров, тоже человек с удивительной биографией. Большую часть жизни Гончаров проработал на железной дороге, составляя справочники тарифов, а в свободное время сочинял пьесы, которые отвергали все театры. В начале 1900-х Гончаров некоторое время провел в психиатрической лечебнице, а выйдя из нее, вернулся к прежним занятиям — справочникам и неудачным пьесам.

Позже он придумал вставлять в свои пьесы фрагменты «киноиллюстраций». «Понизовая вольница» как раз и должна была стать такой иллюстрацией для одноименной пьесы, которую Гончарову удалось-таки пристроить в один из петербургских театров. Но Дранков убедил его, что из этого материала стоит сделать полноценный фильм.

Союз Дранкова и Гончарова вскоре распался: они рассорились из-за авторских прав на свой фильм.

Гончаров даже обратился за поддержкой в Союз драматических и музыкальных писателей, попросив «охранять его авторские права во всех синематографических театрах», но получил отказ с любопытной мотивировкой: якобы киносценарий является произведением «механическим» и «не подходит под определение литературного произведения».

Обиженный Гончаров впоследствии начнет сотрудничать с Александром Ханжонковым — главным конкурентом Дранкова в кинопроизводстве.

«Понизовую вольницу» трудно назвать полноценным фильмом в современном понимании. Лента длится меньше 7 минут и представляет собой набор отдельных сцен, иллюстрирующих известный сюжет: Стенька Разин берет в плен персидскую княжну и страстно в нее влюбляется. Есаулы понимают, что любовь атамана портит боеспособность отряда, поэтому подбрасывают пьяному Разину поддельное письмо княжны некому «принцу Хассану». Разбойник в порыве ревности швыряет девушку в Волгу.

Впрочем, получить представление о сюжете можно разве что по титрам между сценами. Без них понять, что происходит в кадре, довольно сложно: большую часть времени толпы актеров или пьют, или хаотично бегают в кадре, размахивая руками, а учитывая отсутствие крупных планов, трудно даже определить, кто из них Стенька Разин.

ИсточникИсточникКадры из фильма «Понизовая вольница». Источник

И всё же создатели фильма очень старались. Достаточно сказать, что в массовке участвовали 150 человек — немыслимая для тогдашнего кинопроизводства цифра. И хотя технически фильм снят предельно примитивно (камера почти всё время неподвижна, всё снимается длинными кадрами и общими планами), создатели даже пытаются применять нехитрые спецэффекты. Например, вместо княжны Разин бросает в воду искусно сделанный манекен (настоящая актриса наотрез отказалась падать в воду), а подмену скрывает монтажная склейка.

Невеликие художественные достоинства фильма компенсировались масштабным пиаром, в котором Дранков был настоящим мастером. В выпущенных им красочных афишах без ложной скромности объяснялись уникальность и новаторство «Понизовой вольницы»:

«Затратив громадные средства и массу труда и времени, я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина как в техническом выполнении, так и в самой обстановке пьесы и ее исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре».

В итоге и зрители, и критики «Понизовой вольницей» остались довольны.

«В техническом отношении картина исполнена прекрасно, — писал „Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге“. — Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересен последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».

«Впервые наш синематограф вступает на национальную почву, впервые дает роскошную и выдержанную в историческом колорите картину», — вторила «Сцена».

Афиша «Понизовой вольницы». Источник

«Коронация Николая Второго» (1896 год)

Первый фильм, снятый в Российской империи – дело рук француза, оператора братьев Люмьер Камилля Серфа. Предварительно получив высочайшее соизволение, он снял первый в мире репортаж – о коронации Николая Второго. Правда, детище Серфа мало похоже и на репортаж в современном понимании этого слова, и тем более на фильм. За сто секунд экранного времени друг друга сменяют шесть кадров. На первых пяти запечатлено торжественное шествие императорского кортежа. На последнем, видимо, впечатлившая француза экзотичностью, колонна представителей национальных меньшинств в национальных же одеждах.

Примечателен отзыв одной из московских газет на приезд оператора: «Он (Камилль Серф. – Ред.) будет снимать все торжественное шествие въезда шаг за шагом на особой движущейся ленте, на которой снимки будут, впрочем, настолько микроскопичны, что только после увеличения их можно будет утилизировать».

Смотрите также:

  • Злобный клоун и сумасшедший Дэниел Крэйг. 10 фильмов сентября →
  • Титан британского кино. Умер Ричард Аттенборо →
  • Арнольд Шварценеггер. Малоизвестные роли →

Самый первый фильм в мире – «Сцены в саду Раундхэй»

Принято считать, что кинематограф появился в 1895 году. Но редко где встретишь упоминания о том, что в 1888 был снят самый первый фильм в мире – «Сцены в саду Раундхэй» («Roundhay Garden Scence»).

Луи ле ПринцЛуи ле Принц

Француз Луи ле Принц, автор этой кинокартины, использовал новую для того времени технологию: запись шла на бумажную пленку с нанесенной на нее фотоэмульсией. Длительность сцены всего 1,66 секунды, и на ней Луи запечатлел прогулку в саду сына, тещи с мужем и друга Харриета Хартли.

Официальное же начало кино было положено братьями Люмьер и их самым известным фильмом «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» («L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat», 1895). В России его знают также под названиями «Прибытие поезда» и «Прибытие почтового поезда».

Сюжет довольно простой – за 49 секунд демонстрируется остановка поезда на вокзале Ла-Сиота и пассажиры, которые идут вдоль вагонов.

Интересный факт! Эта кинопленка стала прародителем сюжета немого кино, который назвали «бродячим». Его начали воспроизводить режиссеры во всем мире и снимать свои версии на разных вокзалах.

Почему именно этот документальный короткометражный фильм запомнился и стал каноном? Создатели картины впервые смогли передать на плоском экране движение в пространстве: поезд появляется издалека, проходит через весь экран, а рядом идут люди на разном плане (общем, среднем и крупном).

Своей реалистичностью «Прибытие поезда» так поразил зрителей, что они отскакивали от экрана, боясь, что машина может их задавить.

Советские фильмы в 40-50 годы

В годы Великой Отечественной войны основной задачей кинематографа стало поднятие боевого духа солдат, демонстрация силы отечественной армии, показ борьбы с фашистским захватчиками. Появились такие знаменитые ленты, как “Жди меня”, “Два бойца”, “Она защищает Родину” и многие другие. В них на первом месте стояло описание подвигов советских бойцов: самопожертвование в бою, партизанская борьба, героическая оборона городов. Благодаря этим фильмам известность получили такие актеры, как Марк Бернес и Валентина Серова.

Актриса Валентина Серова со своим мужем

Мнение эксперта

Андрей Васильевич Петров

Один из сотрудников советского Агентства по защите государственных секретов в средствах массовой информации. Кинокритик и общественный деятель.

К теме войны кинематограф неоднократно возвращался и после победы. Подвиги солдат и тружеников тыла восхваляются в кинолентах “Повесть о настоящем человеке”, “Подвиг разведчика”, “Молодая гвардия”, “Баллада о солдате”, “Летят журавли” и других.

Конец 40х — начало 50х было для кинематографа непростым временем, так как страна только восстанавливалась после войны. Однако, в этот период также создавались достойные и запоминающиеся картины, основной темой которых была жизнь простых рабочих людей:“Большая семья”, “Высота”, “Дорогой мой человек”, “Весна на Заречной улице”, “Солдат Иван Бровкин”.

В 1956 году был снят один из ярчайших советских фильмов, без которого не обходится ни один новогодний эфир — “Карнавальная ночь”, ставший дебютным для Людмилы Гурченко.

Времена социального реализма – 1931-1940 годы

История кинематографа в России данного период начинается с великого события – в российском кино появилось звуковое сопровождение. Первым звуковым фильмом считается «Путевка в жизнь» Николая Экка. Царивший в то время тоталитарный режим контролировал фактически каждый фильм. Именно поэтому, когда знаменитый Эйзенштейн вернулся на родину, пустить в прокат свою новую картину «Бежин луг» ему так и не удалось. Режиссеры столкнулись с жесткой цензурой кинематографа в России, поэтому фаворитами 30-х годов стали те, кому удалось не только освоить звуковое кино, но и воссоздать идеологическую мифологию Великой Революции.

пленочное кино

Свой талант успешно приспособили к советскому режиму такие режиссеры: Братья Васильевы и их «Чапаев», Михаил Ромм и «Ленин в Октябре», Фридрих Эрмлер и «Великий гражданин». Но на самом деле все было не так плачевно, как может показаться на первый взгляд. Сталин понимал, что на «идеологических» хитах далеко не уедешь. Здесь настал звездный час известного режиссера Григория Александрова, который стал настоящим королем комедии. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экранов. Самые популярные фильмы Александрова – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга».

______________________________________________________________

ЦВЕТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

Оттепель – 1950-1968 годы

Настоящая кинооттепель началась после смерти Сталина. Вторая половина пятидесятых стала настоящим кинобумом не только в плане резкого увеличения производства фильмов, но и в появлении новых режиссерских и актерских дебютов. Данный период был весьма успешным для российского кинематографа. Стоит отметить картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли», которая получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Переплюнуть успех знаменитого режиссера и оператора и взять «ветвь» в Каннах не удалось ни одному российскому фильму. Самые заметные фигуры того периода – Григорий Чухрай с его «Балладой о солдате» и «Чистым небом», Михаил Ромм показал, что он еще в силах снимать достойное кино, и показал миру шедевральную картину «Обыкновенный фашизм».

Что снимали: самые популярные киножанры Российской империи

Жанровое разнообразие раннего кино Корней Чуковский характеризовал так:

«Беллетристика кинематографа распадается на несколько групп. Есть произведения фантастические, то есть такие, где посредством новой комбинации фотографических снимков на экране воочию появляется то, что в жизни совершенно невозможно. Есть произведения комические, которые исполняются под веселую музыку, и есть произведения трагические, которые исполняются под грустную музыку. Есть еще один род произведений — я бы назвал их „азартными“».

Чуковский упрощал: жанров было больше. Один из самых востребованных — исторические фильмы: за «Понизовой вольницей» последовали «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Петр Великий» и многие другие картины этого типа. Следующий популярный жанр — экранизации: первые режиссеры смело взялись за русскую классику, снимая фильмы по «Песни про купца Калашникова» и «Женитьбе», «Вию» и «Мазепе», «Бахчисарайскому фонтану» и «Евгению Онегину», «Мертвым душам» и «Идиоту».

Правда, экранизациями в современном понимании их можно было назвать с большой натяжкой. Так, снятый студией Ханжонкова фильм «Идиот» (1910) длится всего 15 минут и содержит 10 сцен, о связках между которыми создатели фильма не особенно заботились: общий план мчащегося поезда; знакомство Мышкина и Рогожина в купе; сцена в доме генерала Епанчина, где впервые появляется Настасья Филипповна; знаменитая сцена с бросанием денег в огонь; попытка убийства Мышкина Рогожиным; сцена побега из церкви и финал — Рогожин и Мышкин вместе оплакивают убитую Настасью Филипповну.

Фильм скорее напоминает трейлер, и составить по нему хоть какое-то впечатление о романе Достоевского практически невозможно.

Кадр из фильма «Идиот» (1910). Источник

Первой российской комедией стал снятый Дранковым «Усердный денщик» (1908): это незатейливая трехминутная пьеска о пожилом генерале и пройдохе-денщике, которые ухаживают за симпатичной кухаркой. Комический эффект достигается в основном тем, что денщик, заглядевшись на свою возлюбленную, то приклеивается к липким лентам от мух, то садится на иголки, то роняет тарелки и мебель.

Вскоре кинопроизводители поняли, что для успеха комедий требуются узнаваемые персонажи, и стали снимать целые серии с одними и теми же героями: например, было более 20 фильмов, главным героем которых был добродушный легкомысленный бездельник по имени Антоша.

Еще один суперпопулярный жанр — то, что Чуковский называл «азартными» фильмами, а мы назвали бы «экшен»: детективы, боевики, приключения. Королем этого жанра стал тот же Дранков: заметив, как любит публика разделы криминальной хроники в газетах, он первым догадался черпать в этих рубриках сюжеты для своих фильмов. Особенно успешной в этом смысле оказалась «Сонька Золотая Ручка» (1914–1916) по мотивам биографии знаменитой преступницы Софьи Блювштейн.

«Сонька Золотая Ручка» стала заодно и первым российским сериалом: фильм состоял из 8 серий. Последние две снимал уже другой продюсер, которому Дранков продал права.

Вскоре уголовный жанр захлестнул кинотеатры: за «Сонькой» последовали серии «Васька Чуркин», «Антон Кречет», «Сашка-семинарист» и «Убийство балерины Пламеневой», тоже основанные на реальных преступлениях. Примечательно, что главными героями почти всех российских фильмов этого жанра были именно преступники, а не бравые сыщики и стражи правопорядка. Кино беззастенчиво идеализировало их образы: бандиты были сильными, смелыми, нападали на богатых, страстно влюблялись и не могли не вызывать симпатию.

И всё же главным жанром русского кинематографа 1910-х годов была драма. Дело было то ли в особенностях национального менталитета, то ли в традициях русской классической литературы, но публика питала необъяснимую слабость к трагическим развязкам. Существовала даже практика, когда для российского проката к зарубежным фильмам снимали альтернативные трагические концовки, и наоборот. Так, историк Исак Торсен, исследуя архивы датской кинокомпании Nordisk Film, обнаруживает такую пометку к сценарию фильма «Драма на старой мельнице» (1913):

«Для России: всё должно закончиться смертью всех троих героев на мельнице и обессиленным Бьорном, глядящим вдаль».

Он же приводит такие цитаты из переписки агентов: «Сообщаем вам, что фильм доступен в двух вариантах: с убийством и без убийства в конце». Поэтому и отечественные кинопродюсеры активно штамповали драмы, причем у каждого из них со временем обозначился свой «поджанр»: Ханжонков специализировался на семейных, бытовых, реалистических драмах с нравоучительной моралью; Иосиф Ермольнев снимал символистские салонно-психологические драмы с мистикой, болезненными страстями и безумием, Григорий Либкин выпускал драмы мещанские, и т. д.

Российский кинематограф в первые 10 лет своего существования развивался стремительно. Трудно поверить, но 6-минутную «Понизовую вольницу» и первый полнометражный фильм, 100-минутную «Оборону Севастополя» с масштабными батальными сценами и съемками с нескольких камер одновременно, разделяют всего три года.

«Оборона Севастополя» (1911). Источник

Самый первый полнометражный российский фильм

Кинематограф стал популярен во всем мире. Россия не стала исключением. В 1911 году на экраны выходит первый полнометражный немой фильм «Оборона Севастополя». Съемки этой документальной киноленты происходили на местах настоящего сражения.

Самый первый мультипликационный фильм в мире

Эксперты никак не придут к единому мнению, какой же мультфильм считать первым. За это право могут побороться как минимум три картины: «Комические фазы весёлых рожиц», «Отель с призраками» и «Фантасмагория». А первооткрывателем рисованных фильмов можно назвать Джеймса Стюарта Блэктона или Эмиля Коля.

Впрочем, считается, что все же «Фантасмагория» стала первым из мультфильмов. Некоторые специалисты уверены, что до 1900 года «оживающий волшебный рисунок» для камеры Эдисона создал Джеймс Стюарт Блэктон. Он сочетал искусство графики и технику кино, таким образом, явив динамичную сферу мультипликации.

«Комические фазы весёлых рожиц» — один из первых мультипликационных фильмов

В 1906 году Блэктон использовал прием в фильме «Комические фазы весёлых рожиц» («Humorous Phases of Funny Faces»), а в 1907 году в «Отеле с призраками». Последний стал пользоваться у зрителей большим успехом. Там технология «оживания» неодушевленных предметов была особенно эффектной.

Впрочем, все эти мультики Блэктона не были полноценными в нашем понимании. Они только демонстрировали возможности, которые позже были применены в «Фантасмагории». Именно эту мультипликационную картину, которая собрала в себе все технологии и приемы того времени, большинство экспертом называют первой в мире.

«Фантасмагория» - первый европейский мультипликационный фильм

«Фантасмагория» — первый европейский мультипликационный фильм

Мультфильм «Фантасмагория» нарисовал французский художник-карикатурист Эмиля Коля. Публике картину показали 17 августа 1908 года. Мультик создали при помощи темных линий на белой бумаге, затем их отпечатали на негативе, тем самым создав эффект рисования мелом. Для создания 1,5 минутной ленты было нарисовано более 700 рисунков.

После того как Вы узнали историю кинематографа, редакция «Узнай Все» предлагает вам почитать о самом дорогом кино в мире.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

«Усердный денщик» (1908 год)

Следующая российская игровая короткометражка – также дело рук артели Дранкова. Окрыленный успехом «драматического» произведения, он решает попробовать свои силы в комедии – но «Усердному денщику», несмотря на все его усердие, не удается повторить успех «Стеньки».

В фильме повествуется о денщике, который влюблен то ли в кухарку своего генерала, то ли в ее кушанья, но, как бы то ни было, он претерпевает из-за своей любви – одно за другим – целый ряд классических комических злоключений: то прилипает к клейкой ленте, то садится на иголку, то бьет посуду, то обрушивает на генерала шкаф.

Элементы ужасов в первых фильмах

Первый фильм с элементами ужасов представил миру режиссер из Франции Ж. Мельес. В середине1896 года он показал миру фильм «Замок Дьявола». Эта кинолента – первая попытка создать кино с использованием спецэффектов. Сегодня кинематографический замысел «Замок Дьявола» больше похож на комедийный немой фильм, но все равно официально остается самым первым в мире фильмом ужасов. Например, сцена превращения демона Мефистофеля в летучую мышь вызывала одновременно восторг и страх у зрителей того времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...