Свобода в философии: воля или выбор

Наука философия свободна в своих изысканиях, но одно из ее основополагающих определений – свободу человека рассматривает с позиции ряда запретов и ограничений. Почему?

Понятие и виды свободы

Понятие и виды свободы

Источник:

Свобода может проявляться в самых разных формах. С учетом этого выделяют такие ее виды как:

— юридическая. В этом разрезе люди равны перед законом и ограничиваются его действием. Ограничения для отдельных людей, их групп и общества в целом разные;

— экономическая. Эта разновидность – основной сдерживающий фактор в стремлении людей жить так, как они хотят. Причина – нехватка денег, долги, кредиты на фоне необходимости жить и кормить семью. В связи с этим люди не увольняются с ненавистной работы, поскольку вынуждены думать о завтрашнем дне;

— личная. Иногда люди хотят что-то сделать, но не делают из-за боязни общественного порицания. Они переживают, что общество в лице родственников, коллег, знакомых, соседей негативно воспримет даже незначительные изменения типа одежды другого стиля или новой прически.

Определение термина

Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества. В разные исторические эпохи, этот термин имел разные понятия.

Понимать свободу можно по-разному. В концепции бихевиоризма наличие свободного выбора отрицается. Человек не может самостоятельно выбирать, что ему делать. У него есть только заранее предопределенный выбор, в котором нет места свободе.

фото 775

Эрих Фромм писал о том, что в условиях современного общества человек «бежит от свободы», поскольку вместе с ней он берет больший уровень ответственности. В эпоху, когда мы сами решаем свою судьбу, мы сознательно от нее отказываемся. Потому что боимся последствий, которые последуют после принятия решения. Когда кто-то принимает его за нас, у нас всегда есть возможность сказать: «я не виноват, меня заставили». Но когда мы свободны и вольны решать самостоятельно, в ответе за свои решения оказываемся только сам индивид. Некоторые люди бегут от свободы неосознанно, просто перекидывая ответственность на плечи других. Другие же самостоятельно выбирают инфантильное поведение, когда они занимают позицию маленьких детей и предоставляют ответственность за свою жизнь кому-то другому: супругу или родителям.

Шопенгауэр говорил о том, что дать определение этому термину, можно только, если указывать на препятствия, которые мешают обрести свободу. У всех разные препятствия в жизни, которые зависят от исторической эпохи. Препятствия в эпоху феодализма, когда было разрешено рабство отличаются от препятствий современного мира. Тогда людям мешало быть свободными крепостное право. Они были зависимы, а их свободой распоряжались другие. В современном мире мешают:

  • кредиты, которые заставляют оставаться на нелюбимой, но оплачиваемой работе;
  • дети, из-за которых женщина остается с человеком, которого не любит.

Основные вопросы, которыми занимаются философы в этом направлении, звучат так: «Что такое свобода?», «Существует ли безграничная свобода?», «Что мешает быть полностью свободным?». Также в философии считается, что человек не всегда проявляет свою волю.

1.1. Точки зрения на соотношение свободы и необходимости

Идеалисты в своём большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как самоопределение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная свобода выступает, с их точки зрения, единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики.

Диаметрально противоположного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают свободу воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной необходимости и приводит к фатализму.

Научное объяснение свободы и необходимости основано на признании их органической взаимосвязи. Марксистское понимание свободы в её диалектическом взаимодействии с необходимостью противостоит как волюнтаризму, проповедующему произвольность человеческих поступков, так и фатализму, рассматривающему их как предопределённые. В отличие от идеалистов, ограничивающих проблему свободы сферой сознания (Гегель, экзистенциализм), марксизм считает, что одно сознание свободы, без возможности её практического воплощения в деятельности, — это лишь иллюзияреальной свободы.

Развитие термина в разное историческое время

Люди вкладывают разный смысл в это понятие в соответствии с тем, в какое время они живут. Поэтому определение термина меняется от эпохи к эпохе.

Свобода берет начало в Древней Греции. Сначала проблему изучают Сократ и Платон, которые предполагают, что каждый волен выбирать судьбу. Затем Аристотель и Эпикур расширяют это понятие термином политической свободы от деспотизма. А затем в неоплатонизме развивается идея свободного существования без бед и бремени.

В Средневековье большую роль играла религия, которая воздействовала на все сферы жизни, в том числе и на философскую мысль. В этот период развивается идея человека, свободного от греха. Грехи караются церковью, поэтому безгрешная жизнь свободна. Люди боятся божественного проклятия после смерти и надеются попасть в рай.

В эпоху Ренессанса человек встал в центр мировоззрения. Он считался венцом творения, а под свободой подразумевалось всестороннее развитие. В эту историческую эпоху развивается антропоцентризм, который идеализирует человека.

Во время эпохи Просвещения наука играет большую роль в жизни общества, поэтому выдвигаются различные интерпретации этого понятия, которые подвергаются анализу наукой.

Новое время знаменует развитие марксизма, который отрицает наличие свободы. Человек совершает поступки, руководствуясь мнением общества, а также отталкиваясь от среды, в которой он проживает. Основную роль в принятии решений играют экономическое положение и его нахождение в классовой системе.

В этот период получает развитие экзистенциализм. Один из его представителей, Мартин Хейдеггер, говорит о том, что человеком руководит страх. Страх побуждает нас действовать, отбросив условности, и возложить ответственности за действия на себя.

фото 776

Другой представитель экзистенциализма, Карл Ясперс, говорил о том, что свобода – эта не черта, а сущность.

Толкование термина меняется в зависимости от исторического времени и мировоззрения человека, который его выдвигает. Философия – наука, которая базируется не только на общественном опыте, но и на персональном. Философы часто придерживаются какого-либо мировоззрения, основываясь на своем жизненном опыте, и несут свою философию, извлеченную из него.

Факторы, сдерживающие свободу

Факторы, сдерживающие свободу

Источник:

Существует две группы таких факторов. Первая – биологические. Они связаны с естественными потребностями в пище, питье, сне. Без постоянного пополнения этих ресурсов невозможно достижение цели. К примеру, студенту предстоит работа над курсовой. Он мог бы закончить ее быстрее, если бы не возникала необходимость прерываться на еду и отдых. То есть речь идет об ограничении свободы выбора естественными – природными факторами.

Вторая группа – факторы социальные обусловлены существованием человека в социуме и необходимостью соблюдения норм, правил, обычаев, ритуалов и закона. При нарушении закрепленных государством актов (кража, убийство) последует наказание. Тогда как некультурное поведение останется безнаказанным, хотя за ним и последует общественное порицание.

Сдерживающими свободу факторами выступают ограниченность финансовых ресурсов, болезни, наличие детей и другие обстоятельства. Поэтому свобода – явление относительное, и говорить о ее неограниченности нельзя.

1.2. Первичность необходимости

Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного.

Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как «слепая» необходимость.

В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной необходимости, был не свободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность.

Помимо природы ограничение человеческой свободы обусловлено ещё зависимостью людей от господствующих над ними в определённых исторических условиях общественных сил. В обществе, разделённом на антагонистические классы, социальные отношения враждебно противостоят людям и господствуют над ними (см. Отчуждение).

Условия реализации свободы

Условия реализации свободы

Источник:

Для свободной реализации собственных потребностей необходимо соблюдение ряда условий:

1.     Общественные нормы. Любое действие должно соответствовать действующим в настоящее время в обществе законодательным требованиям, а также этическим нормам и традициям. Если, к примеру, ношение короткой юбки в прошлом веке было неприемлемым, то сейчас это норма, а на женщину, одетую по моде XV века, будут смотреть, по крайне мере, странно.

2.     Место в социуме. Естественно, возможности у крестьян и помещиков были совершенно разные. Казалось бы, в современности таких ограничений не должно существовать. Но они есть, поскольку дворник никогда не сможет себе позволить того же, что для директора международной корпорации обыденно и привычно.

3.     Показатели общественного развития. Маловероятно, что кто-то захочет добывать огонь трением при наличии спичек и зажигалок или откажется от электричества, отдав предпочтение керосиновой лампе. Свобода выбора есть, но он будет очевидным.

4.     Соответствие общественным и культурным нормам и ценностям. Привычная с детских лет позиция в поведении будет перенесена и во взрослую жизнь.

Таким образом, свобода в философии, определяемая множеством факторов, – это одна из самых актуальных и злободневных тем, исследованию которой ученые посвящают массу времени и работ. А что свобода значит для вас?

Источник:

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

1.3. Свобода как познанная необходимость

В повседневной практической деятельности люди сталкиваются с необходимостью ввиде реально существующих социальных и экономических отношений, которыеобусловливают круг их интересов, а также в виде материальных средств длядостижения поставленных целей. Люди не вольны в выборе объективных условийсвоей деятельности, однако они обладают известной свободой в выборе целей,поскольку в каждый данный момент обычно существует не одна, а несколькореальных возможностей, хотя и с разной долей вероятности; даже тогда, когданет альтернативы, они в состоянии замедлить наступление не желаемых для нихявлений либо ускорить приближение желаемых. Наконец, они более или менеесвободны и в выборе средств достижения цели. Свобода, следовательно, неабсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путём выбора определённогоплана действия. Она тем больше, чем лучше люди сознают свои реальныевозможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находитсяв их распоряжении, чем в большей мере совпадают их интересы со стремлениямибольших масс людей, общественных классов и с объективными тенденциямиобщественного прогресса.

Отсюда вытекает марксистское определение свободы как «познанной необходимости»,согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целомзаключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов, а вспособности выбирать, «… принимать решения со знанием дела» [1]. Это относительная исторически, но вместе с темреальная практически свобода личности выбирать свою линию поведения в различныхобстоятельствах возлагает на неё моральную и социальную ответственность засвои поступки. Так называемая «отрицательная свобода» (от лишений, эксплуатации,социального и национального гнёта) является условием «положительнойсвободы» (для творческого труда, самоуправления, всестороннего развитияличности и т. д.).

Свобода отнюдь не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях ипоступках вовсе не потому, что они причинно ничем не обусловлены. Причиннаяобусловленность человеческих мыслей, интересов, намерений и поступков неотменяет свободы, т. к. они не детерминированы однозначно. Независимо отпроисхождения своих целей и намерений люди обладают свободой постольку, посколькуони сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения, котораяобъективно соответствует их интересам, поскольку внешние обстоятельства невынуждают их поступать вопреки их личным интересам и потребностям.Абстрактной свободы вообще не существует. Свобода всегда конкретна и относительна. Взависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могутобладать свободой или же быть лишены её; они могут обладать свободой в одних сферахдеятельности и быть лишены её в других; наконец, и степень их свободы может бытьвесьма различной — от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств до свободы приспособления к действительности.

В реальной действительности свобода присутствует в необходимости в виденепрерывной цепи свободы выбора, которая была осуществлена людьми в прошлом ипривела общество к его данному состоянию, в свою очередь, и необходимостьприсутствует в свободе в виде объективных обстоятельств и не может претворитьсяв жизнь иначе как благодаря свободной деятельности людей. Историческийдетерминизм, следовательно, не отрицает свободы выбора в общественнойдеятельности людей, но предполагает её и включает в себя как её результат.

Свободная сознательная деятельность, по определению Маркса, составляетродовой признак человека, выделяющий его среди животных, а сама свобода, которойобладают люди в каждую данную эпоху, является необходимым продуктомисторического развития: «Первые выделившиеся из животного царства люди быливо всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шагвперёд по пути культуры был шагом к свободе» [2]. Несмотряна все противоречия и антагонистический характер общественного развития,оно сопровождается в общем и целом расширением рамок свободы личности и в итогеведёт к освобождению человечества от социальных ограничений его свободы вбесклассовом, коммунистическом обществе, где «… свободное развитиекаждого является условием свободного развития всех» [3]. Если объём человеческой свободы может служить меройобщественного прогресса, то, в свою очередь, его темпы непосредственнозависят от степени свободы, которой располагают люди в процессе своейдеятельности.

Мера свободы, которой в каждую конкретную историческую эпоху обладают люди, вобщем и целом определяется уровнем развития производительных сил, степеньюпознания ими объективных процессов в природе и обществе, наконец,социальным и политическим строем данного общества. Свобода личности всегдапредставляет собой лишь часть свободы, которой располагает данное общество вцелом. И в этом смысле, как отмечал Ленин, опровергая анархическиеиндивидуалистические концепции свободы личности, «жить в обществе и бытьсвободным от общества нельзя» [4].

В антагонистическом обществе разделение труда, частная собственность насредства производства и раскол общества на антагонистические классыобусловливают господство партикулярных интересов и стихийно действующихпроцессов, выходящих из-под контроля людей и сопровождающихся социальнымибедствиями. В таких условиях свобода господствующего класса распоряжатьсясобственностью, материальными богатствами и знаниями оборачивается дляэксплуатируемого класса необходимостью трудиться ради обогащения других ивыполнять чужую волю; во взаимоотношениях между отдельными личностямииндивидуальная свобода одних подрывается произволом других поступать по своемуусмотрению. Мерой индивидуальной свободы становятся размеры частнойсобственности, обусловливающие в значительной степени возможностьраспоряжаться материальными и духовными благами. При этом ущемляется нетолько свобода подавляющей массы людей, одновременно происходит колоссальнаярастрата материальных и людских ресурсов данного общества. Стремясьэкспроприировать в свою пользу по возможности всю свободу, которой потенциальнообладало общество в целом, правящий класс в антагонистическом обществевсегда максимально регламентировал поведение остальных людей различнымикастовыми, сословными, иерархическими, правовыми и другими социальными нормами.Такие возведённые в закон ограничения в поведении большинства людейстановятся условием свободы и произвола привилегированного меньшинства.

На протяжении всей истории человечества борьба людей против социальныхограничений своей свободы, в какие бы идеологические формы она ни облекалась,была могучей движущей силой обществ прогресса. Требования свободы и равенствабыли взаимно обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классовпо-разному. Накануне буржуазных революций в Западной Европе и СевернойАмерике они были провозглашены как естественное право всех людей в равноймере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своеготруда и своей судьбой. Под лозунгом «Свобода, равенство, братство!»прогрессивная буржуазия повела за собой народные массы на борьбу противфеодализма. Однако эти принципы оказались неосуществимыми в условияхкапиталистического общества.

История капиталистического общества опровергла буржуазные доктрины свободы, вчастности популярную в 19 в. либеральную концепцию А. Смита, И. Бентама иДж. С. Милля, которые полагали, будто максимальное ограничение сферыдеятельности государства, свободное распоряжение людьми своей частнойсобственностью и преследование каждым своих разумных интересов будутсопровождаться всеобщим благосостоянием и расцветом индивидуальной свободы всехчленов общества. Даже в самых развитых капиталистических странах свободаличности в значительной мере остаётся формальной, а те реальные права,которых народные массы добились в ходе упорной борьбы (свобода слова, совести,организаций, собраний и др.), подвергаются постоянным посягательствам состороны реакции.

Лозунг «свободы» широко используется идеологами буржуазии в пропагандистскихцелях, поскольку он обладает неотразимой привлекательностью в глазахшироких народных масс. Именно этим объясняется, например, применениелозунга «свободный мир» для обозначения капиталистического Запада, слова«свобода» в самых различных сочетаниях наиболее реакционными организациями вцелях саморекламы. Многие буржуазные идеологи открыто противопоставляют свободу равенству. Наряду с этим на Западе широкое распространение получили различныетехнократические и бихевиористские концепции, умаляющие и даже откровенно отрицающие всякую свободу личности, оправдывающие манипуляцию сознанием и поведением людей. В условиях кризиса буржуазного индивидуализма, когдагосударственно-монополистическая бюрократия ущемляет свободу личности и попираетеё достоинство, такие концепции импонируют, с одной стороны, темпредставителям правящего класса, которые стремятся к подавлениюдемократических прав и усилению бюрократического контроля над массами, а сдругой — разделяются представителями либеральной интеллигенции и радикальнонастроенной молодёжи, которые настолько изверились в традиционных ценностяхбуржуазной цивилизации, что склонны считать фикцией всякую свободу личности.

В исторической перспективе, однако, расширение свободы — это диалектический инеобратимый процесс, развивающийся в направлении последовательногосоциального и национального освобождения человечества.

Объективные условия подлинной свободы реализуются только в результате ликвидацииантагонистических отношений между людьми, порождённых частнойсобственностью. Когда на смену стихийным процессам в обществе приходитпланомерное развитие, в значительной мере исключающее непредвиденныеэкономические и социальные последствия, общественная деятельность людейстановится подлинно свободным и сознательным историческим творчеством. Вкоммунистическом обществе, писал Энгельс, «объективные, чуждые силы,господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самихлюдей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творитьсвою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причиныбудут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которыхони желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царствосвободы» [5]. Вместе с тем для того чтобы вполной мере была достигнута индивидуальная свобода, цели, которые ставит передсобой каждая отдельная личность, должны согласовываться с интересамиостальных составляющих общество людей. Одновременно с этим каждый членобщества приобретает реальные возможности для всестороннего и полногоразвития заложенных в нём способностей и талантов, для свободного доступа кнакопленному человечеством опыту, знаниям и остальным духовным ценностям,обладая при этом свободным временем для овладения ими.

Социалистическая революция кладёт начало этому процессу освобождениялюдей во всех сферах жизни общества. Он протекает ускоряющимися темпамивместе с бурным ростом производительных сил, развитием научно-техническойреволюции, совершенствованием общественных отношений, всеобщим культурнымподъёмом. В коммунистическом обществе свобода воплотится в создании всех необходимых условий для всестороннего гармонического развития личности. Как отмечал Маркс, при коммунизме, по ту сторону царства необходимости (т. е. за пределами собственно материального производства), «… начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе» [6].

См. также Необходимость и случайность.

Литература

[4]

  В. И. Ленин. Партийная организация и партийная литература

. ПСС, изд. 5, т. 12, с. 104

.

Разделы: Философия, Диалектический материализм, Исторический материализм

Разновидности свободы

Она разная и проявляется в разных формах. Где-то нас ограничивают только наши собственные стереотипы, в других случаях близкие люди или обстоятельства, а иногда государство и закон. В соответствии с этим выделяют:

  1. Юридическую – с позиции права, люди все свободны, но все равно ограничены правовыми нормами. Наши правовые нормы часто нарушают, чем еще больше ограничивают независимость. Ограничение по закону разное: по отношению к одному лицу, группе лиц или обществу в целом. По отношению к одному лицу ограничение выражаются в уголовном следствии и заключении в места временного пребывания. Запреты для общества закреплены в законодательных актах, где также указаны последствия, с которыми столкнется каждый в случае неповиновения. Право ограничивает независимость.
  2. Экономическая независимость – самая частая причина людей жить не так, как они хотят – отсутствие денег. Это проявляется в их отсутствии, долгах. Из-за такого фактора мы не уходим с работы, которую ненавидим, потому что нужно кормить себя и семью, расплачиваться с долгами.
  3. Личная свобода при взаимодействии с людьми. Она различается. Иногда мы не делаем что-то, потому что боимся столкнуться с общественным неприятием. Другой вид независимости – это свобода в личных отношениях между людьми противоположного пола. Она может проявляться как независимость в финансовом плане, когда ни один из партнеров не зависит от другого, так и в полигамности, когда люди не запрещают друг другу иметь контакты с противоположным полом. Самая частая причина, сдерживающая нас сделать то, что мы хотим, – это общественное мнение. Мы боимся, что если начнем свое дело или оденемся так, как сейчас не модно, о нас плохо подумают.

фото 777

Кроме этих видов, есть свобода творчества, слова. Каждый день мы принимаем решения, руководствуясь этими типами. Мы взвешиваем, возможно ли для нас сделать что-то. Такие мысли уж не говорят о полной свободе, поскольку всегда есть сдерживающие факторы.

Условия реализации

Чтобы реализовать желания и проявить волю, должны быть определенные условия:

  1. Социальные нормы – действие должно быть законным в соответствии с принятым в конкретный период времени законодательством. Мы анализируем, будет ли действие уместным в соответствии с обычаями и традициями. Несколько столетий назад надеть короткую юбку или короткие шорты было неприемлемо, а сейчас на вас странно посмотрят, если вы выйдете на улицу в платье 15 века.
  2. Место в обществе – этот важный фактор. В средневековье, крепостной крестьянин не мог позволить себе того же, что и барин. Сейчас, кажется этому уже нет места, но это ошибочное мнение. Люди низшего класса с маленькой зарплатой не позволяют себе того, что делают люди высшего класса, даже если хотят.
  3. Формы общественной деятельности – то, как ваше действие воспримут, зависит от того, какая эта форма деятельности. Если вы высаживаете цветы на клумбе в частном доме, а осенью их срезаете и ставите в вазу, то все в порядке. Но если вы срезаете цветы с городских клумб, это грозит штрафом.
  4. Уровень развития общества – у людей средневековья даже не возникало желания надеть что-то такое, что носим мы. Также как у нас не возникает желания ходить по улице в устаревшей одежде.
  5. Освоение индивидом культурных норм и ценностей общества – уровень культуры, который освоил человек, определяет его волю. Дети, выросшие в неблагополучных семьях с родителями алкоголиками и наркоманами, в зрелом возрасте проявляют те же наклонности.

При наличии благоприятных условий человек выразит свою волю и не столкнется с осуждением общественности или наказанием по закону.

Свобода – относительное понятие и ключевая проблема философии на протяжении многих веков. Ее понимание различается не только у каждого человека, но и у всего общества в зависимости от исторической эпохи, в которой оно существует.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...