Свобода от всего-это наказание. | Anekdotix.ru

Читай онлайн книгу «Свобода. Храбрость быть собой», Ошо на сайте или через приложение ЛитРес «Читай».

Предисловие. Три Измерения Свободы

Свобода – это трехмерное явление. Первое ее измерение – физическое. Вы можете быть порабощены физически, и тысячи лет человека продавали на рынке как любой другой товар. Рабство существовало во всем мире. Рабам не предоставлялось человеческих прав; они не были принимаемы как человеческие существа, они не считались в полной мере людьми. И с некоторыми людьми все еще не обращаются как с людьми. В Индии есть шудры, неприкасаемые. Считается, что даже прикосновение к ним делает человека нечистым; тот, кто дотронулся, должен немедленно совершить омовение. Даже прикосновение не к самому человеку, но к его тени – омовение требуется даже тогда. Значительная часть Индии все еще живет в рабстве; по-прежнему есть части страны, где люди не могут получить образования и имеют доступ только к тем профессиям, которые были определены традицией пять тысяч лет назад.

Во всем мире тело женщины не считается равным телу мужчины. Она не так свободна, как мужчина. В Китае много веков муж имел право убить жену, безнаказанно, потому что жена была его собственностью. Точно так же, как вы можете поломать стул или сжечь свой дом – потому что это ваш стул, это ваш дом – а это была ваша жена. В китайском законе не было предусмотрено наказания для мужа, который убил свою жену, потому что она считалась лишенной души. Она была только воспроизводящим механизмом, фабрикой по производству детей.

Таким образом, есть физическое рабство. И есть физическая свобода – ваше тело не заковано в цепи, не относится к низшей категории, и в том, что касается тела, существует равенство. Но даже сегодня такая свобода существует не везде. Рабства становится меньше и меньше, но оно еще не исчезло полностью.

Свобода тела означает, что нет никакого разделения между черными и белыми, нет никакого разделения между мужчиной и женщиной, нет никакого разделения в том, что касается тела. Никто не чист, никто не грязен; все тела – одни и те же.

Это – само основание свободы.

Затем, второе измерение – психологическая свобода. Очень немногие индивидуальности в мире психологически свободны… потому что, если ты – мусульманин, ты не свободен психологически; если ты – индуист, ты не свободен психологически. Весь наш образ воспитания детей направлен на то, чтобы сделать их рабами – рабами политических идеологий, социальных идеологий, религиозных идеологий. Мы не даем детям ни малейшего шанса думать самим, искать свое собственное видение. Мы насильно отливаем их умы в заготовленные формы. Мы набиваем их умы хламом – вещами, которых мы сами не пережили. Родители учат детей, что есть Бог, – сами ничего не зная о Боге. Они говорят детям, что есть рай и ад, – сами ничего не зная о рае и аде.

Вы учите детей вещам, которых не знаете сами. Вы просто обусловливаете их умы, потому что ваши собственные умы были обусловлены вашими родителями. Таким образом болезнь продолжает передаваться от одного поколения к другому.

Психологическая свобода будет возможна, когда детям будет позволено расти, когда детям станут помогать расти к большему интеллекту, к большему разуму, к большему сознанию, к большей бдительности. Им не будет внушаться никакого верования. Их не будут учить никакого рода вере, но будут всеми способами поощрять к поиску истины. И им будут напоминать с самого начала: «Ваша собственная истина, ваша собственная находка освободит вас; ничто другое этого для вас не сделает».

Истину нельзя заимствовать. Ее нельзя изучить по книгам. Никто не может вам ее сообщить. Вам придется самим обострить свой разум, чтобы вы смогли заглянуть в существование и ее найти. Если ребенка оставить открытым, восприимчивым, бдительным и поощрять к поиску, у него будет психологическая свобода. А с психологической свободой приходит огромная ответственность. Вам незачем учить ребенка ответственности; она приходит как тень психологической свободы. И он будет вам благодарен. Обычно же каждый ребенок зол на родителей, потому что они его разрушили: уничтожили его свободу, обусловили его ум. Еще прежде, чем он задал вопросы, его ум наполнили ответами, каждый из которых был подделкой – потому что не основывался на собственном опыте родителей.

Весь мир живет в психологическом рабстве.

И третье измерение свободы есть свобода предельная – состоящая в знании того, что вы – не тело, в знании того, что вы – не ум, в знании того, что вы – лишь чистое сознание. Такое знание приходит путем медитации. Оно отделяет вас от тела, оно отделяет вас от ума, и, в конце концов, вы присутствуете лишь как чистое сознание, как чистая осознанность. Это – духовная свобода.

Вот три основных измерения свободы индивидуальности.

У коллектива нет души, у коллектива нет ума. У коллектива нет даже тела; есть только название. Это только слово. У коллектива никакой необходимости в свободе нет. Когда все индивидуальности свободны, будет свободным и коллектив. Но нас очень впечатляют слова, впечатляют настолько, что мы забываем, что в словах нет ничего вещественного. Коллектив, общество, сообщество, религия, церковь – все это слова. За ними не стоит ничего реального.

Мне это напоминает одну небольшую историю. В сказке «Алиса в Зазеркалье» Алиса оказывается во дворце короля. И король спрашивает ее:

– Не встретила ли ты по пути гонца, направляющегося ко мне?

И маленькая девочка отвечает:

– Мне никто не встретился.

И король думает, что «Никто» – это кто-то, и он спрашивает:

– Но почему же тогда Никто еще сюда не добрался?

Маленькая девочка говорит:

– Сэр, никто значит никто!

И король говорит:

– Не говори глупостей! Я понимаю: Никто и есть Никто, но он должен был прибыть раньше тебя. Кажется, Никто не ходит медленнее тебя.

И Алиса говорит:

– Это абсолютно неправильно! Никто не ходит быстрее меня!

И таким образом этот диалог продолжается. В продолжение всего диалога «никто» становится кем-то, и Алисе невозможно переубедить короля, что «никто» и есть никто.

Коллектив, общество – все это только слова. То, что реально существует, – это индивидуальность; иначе возникает проблема. Что такое свобода для Ротари-клуба? Что такое свобода для Клуба Львов? Все это только названия.

Коллектив – это очень опасная идея. Во имя коллектива индивидуальность, живая реальность, всегда приносится в жертву. Я абсолютно против этого.

Нации приносят индивидуальности в жертву во имя нации; а «нация» – это лишь слово. Линий, которые вы прочертили на карте, на земле нигде нет. Это только ваша игра. Но, сражаясь из-за этих линий, которые вы прочертили на карте, миллионы людей умерли – реальные люди умирают ради нереальных линий. И вы делаете их героями, национальными героями!

Идея коллектива должна быть полностью разрушена; иначе тем или иным образом мы будем продолжать приносить индивидуальность в жертву. Мы жертвовали индивидуальностью во имя религии в религиозных войнах. Мусульманин, гибнущий в религиозной войне, знает, что ему гарантирован рай. Священник ему сказал: «Если ты умираешь за ислам, тебе надежно гарантирован рай, со всеми удовольствиями, которые ты только можешь вообразить и о которых только мог мечтать. И человек, которого ты убил, тоже попадет в рай, потому что он был убит мусульманином. Для него это привилегия, поэтому ты не должен чувствовать себя виноватым за то, что убиваешь человека». У христиан были крестовые походы – джихады, религиозные войны, и они убивали тысячи людей, сжигали человеческие существа заживо. Ради чего? Ради некой коллективности – ради христианства, ради буддизма, ради индуизма, ради коммунизма, ради фашизма; подойдет что угодно. Любого слова, представляющего некую коллективность, достаточно, чтобы можно было принести ради него в жертву индивидуальность.

У коллективности нет даже причины для существования: индивидуальности достаточно. И если у индивидуальностей есть свобода, если они психологически свободны, духовно свободны, тогда, естественно, духовно свободным будет и коллектив.

Коллектив состоит из индивидуальностей, не наоборот. Говорилось, что индивидуальность – это только часть коллектива; это неправда. Индивидуальность – не часть коллектива; коллектив – это только символическое слово, означающее собрание индивидуальностей. Они – не части чего бы то ни было; они остаются независимыми. Они остаются органически независимыми, они не становятся частями коллектива.

Если мы действительно хотим видеть мир свободным, нам придется понять, что во имя коллективности совершилось столько массовых жестокостей, что этому пора прекратиться. Все коллективные названия должны утратить блеск, придаваемый им в прошлом. Индивидуальности должны быть величайшей ценностью.

* * *

Свобода от чего-то – не истинная свобода. Свобода делать то, что вы хотите делать, – тоже не та свобода, о которой я говорю. Мое видение свободы состоит в том, чтобы человек был собой.

Дело не в том, чтобы получить свободу от чего-то. Эта свобода не будет свободой, потому что она все еще вам дана; у нее есть причина. То, от чего вы чувствовали зависимость, все еще присутствует в вашей свободе. Вы этому обязаны. Без этого вы не были бы свободными.

Свобода делать то, что вы хотите делать, – тоже не свобода, потому что желание, стремление что-то «делать» возникает из ума – а ум и есть ваши оковы.

Истинная свобода приходит из невыбирающей осознанности, но, когда есть невыбирающая осознанность, свобода не зависит ни от вещей, ни от того, чтобы что-либо делать. Свобода, которая следует за невыбирающей осознанностью, – это просто свобода быть собой. И ты – уже ты, ты с этим рождаешься; поэтому свобода не зависит ни от чего. Никто не может тебе ее дать, никто не может у тебя ее отнять. Меч может отрубить тебе голову, но не может отрубить твою свободу, твое существо.

Это другой способ сказать, что вы центрированы, укоренены в своем естественном, экзистенциальном существе. Оно не имеет ничего общего ни с чем внешним.

Свобода от вещей зависит от чего-то внешнего. Свобода что-то делать также зависит от внешнего. Свободе быть предельно чистым не приходится зависеть ни от чего вне вас.

Вы рождаетесь свободными. Беда лишь в том, что обусловленность заставила вас об этом забыть. Нити остаются в чьих-то чужих руках. Если ты – христианин, ты остаешься марионеткой. Твои нити находятся в руках Бога, которого не существует, и, следовательно, просто чтобы дать тебе чувство, что Бог существует, нужны пророки, мессии, представляющие Бога.

Они никого не представляют, это просто эгоистические люди – но даже эго хочет низвести вас до марионетки. Они будут вам говорить, что вам делать, дадут вам Десять Заповедей. Они дадут вам личность – и каждый из вас будет христианином, иудеем, индуистом, мусульманином. Они дадут вам так называемое знание. И естественно, под тяжким бременем, которое на вас взваливают, начиная с самого детства, – под грузом Гималаев на ваших плечах – под всем скрытым и подавленным остается ваше естественное существо. Если вы сможете избавиться от всех обусловленностей, если вы сможете не считать себя ни коммунистом, ни фашистом, ни христианином, ни мусульманином…

Вы не родились христианином или мусульманином; вы родились чистым, невинным сознанием. Снова быть в этой чистоте, в этой невинности, в этом сознании – вот что я называю свободой.

Свобода – это кульминационный опыт жизни. Нет ничего выше. И в свободе в вас расцветут многие цветы.

Любовь – это цветение вашей свободы. Сострадание – еще одно цветение вашей свободы.

Все, что только есть ценного в жизни, расцветает в вас в невинном, естественном состоянии существа.

Поэтому не связывайте свободу с независимостью. Независимость – это, естественно, независимость от чего-то, от кого-то. Не связывайте свободу с тем, что хотите делать, потому что это – ваш ум, не вы. Желая что-то делать, стремясь что-то делать, вы остаетесь в оковах собственного желания и стремления. В свободе, о которой говорю я, вы просто есть – в полном молчании, безмятежности, красоте, блаженстве.

Стр:

Добавить комментарий

*

CAPTCHA

Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Проблема

Что такое свобода и как она проявляется?

Зачем надо быть внутренне свободным?

Внутренняя свобода человека позволяет:Внутренняя свобода - фото 2

  • Разглядеть все свои возможности и реализовать способности, таланты, весь свой потенциал.
  • Иметь адекватное восприятие реальности соответственно сложившейся ситуации, а не руководствоваться привычками, стереотипным мышлением и внушаемыми кем-либо убеждениями.
  • Прийти к осознанию своего истинного предназначения и возможности смело шагать по жизненному пути.
  • Найти занятие, которое станет любимым делом, ставить задачи и достигать их без лишних усилий и разрушающих стрессов, а получая удовольствие от самого процесса.
  • Иметь свое мнение, нести ответственность за свою жизнь, собственные решения и выборы.
  • Строить гармоничные взаимоотношения с людьми близкого круга, основанные на взаимоуважении, понимании друг друга и любви.
  • Оказывать помощь в адаптации к реалиям взросления собственным детям. При этом все могут право ошибаться, но главное вовремя понять и исправить свои ошибки.
  • Избавляться от отношений, которые разрушают все на своем пути.
  • Строить отношения с окружением, с которым есть общие интересы. Причем такое общение должно быть основано на открытости и искренности, и приносить удовольствие, вдохновлять, обогащать, духовно.
  • Жить согласно своим сценариям, которые можно переписывать, как нам нравится.
  • Быть способными к творчеству, а также уметь по-настоящему любить, радовать и вдохновлять других.

На самом деле человеку нужно быть внутренне и внешне свободным, чтобы стать по-настоящему счастливым. Все имеют право жить, так как считают нужным. Кто-то проживает лентяем, другой выбирает усердную работу. Кому-то больше нравятся творческие профессии, а некоторые жить не могут без математических формул. У каждого человека свои способности и возможности. Свободный человек может позволить себе выбирать то, к чему лежит душа. Но большинство, к сожалению, живет с навязанными целями, интересами, убеждениями и мировоззрением. Внутренняя свобода, чувство людей, с которым не все ладят. Путь к свободе тернист и ценой за нее выступает непонимание со стороны окружающих, привыкшим существовать по общепринятым нормам. Иногда могут быть и неодобрение, и порицание за такой выбор.

Да, мы можем покидать дом и приходить обратно в любое время. И также вольны в выборе круга общения, и т.п. Однако этого недостаточно, чтобы чувствовать себя полностью свободными. И хотя каждый из нас мечтает обрести внутреннюю свободу, есть ряд сдерживающих факторов.

Отношение автора к проблеме

Понятие свободы подразумевает возможность поступать в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями. Во все времена свобода очень высоко ценилась, люди были готовы даже расстаться со своей жизнью ради идеи всеобщей свободы. Большинство войн и революций начиналось именно из-за желания свободы, которая притеснялась. Современному обществу повезло больше своих предков: человек имеет гражданские права, может свободно передвигаться по миру, свободен в выборе веры, у него есть возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни в целом. В прошлом люди могли только мечтать об этом. Но всё же абсолютной свободы не существует, у человека есть не только права, но и обязанности. Его свобода заканчивается там, где начинаются права другого человека.  

Аргументы

  1. Свобода – это важнейшее условие для самовыражения человека.
  2. Часто свободу символизирует образ птицы.
  3. В современном мире основными понятиями являются «свобода выбора» и «свобода слова».
  4. Свобода каждого человека должна ограничиваться ответственностью.
  5. Полной свободы быть не может, для всего есть свои ограничения.
  6. Свобода – это жизнь.
  7. Все люди стремятся к свободе, но иногда, получив её, не знают, что с ней делать.
  8. Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
  9. Свобода – это возможность самому принимать решения.
  10.  Внутренняя свобода гораздо важнее физической.

Эпитеты к слову «свобода»

Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная, бесконтрольная, благоденственная, бродяжническая, благотворная, вечная, временная, всемирная, всеобщая, всесильная, гордая, действительная, дорогая, драгоценная, желанная, заветная, золотая, исключительная, истинная, ложная, любимая, мимолетная, мнимая, настоящая, неограниченная, неприкосновенная, нерушимая, ограниченная, подлинная, полная, полноправная, полноценная, постылая, прекрасная, призрачная, разумная, святая, священная, совершенная, угнетенная, тайная, фальшивая, веселая, новорожденная, просвещенная, убогая, буржуазная, внутренняя, гражданская, демократическая, душевная, интеллектуальная, крестьянская, литературная, личная, моральная, народная, национальная, нравственная, общественная, политическая, социалистическая, творческая, физическая, экономическая, великая, гордая, громадная, железная, закаленная, каменная, крепкая, могучая, монолитная, настойчивая, неколебимая, необоримая, непоколебимая, непреклонная, несгибаемая, несокрушимая, неукротимая, огромная, сильная, слабая, смелая, стальная, стойкая, страстная, сумасбродная, твердая, твердокаменная, титаническая, упорная, упрямая, фанатическая, холодная, целеустремленная, безукоризненная, безупречная, блестящая, высокая, громкая, добрая, заслуженная, идеальная, исключительная, кристальная, незапятнанная, непогрешимая, общепризнанная, отличная, отменная, превосходная, прекрасная, признанная, прочная, святая, солидная, упроченная, хорошая, чистая, чудесная.

Сдерживающие факторы

Внутренняя свобода - фото 3Зачастую одного желания обрести свободу мало. Это предполагает колоссальную работу над собой. Человеку дан великий подарок – внутреннюю свободу, уровень которой у каждого разный. И этот дар можно развивать. Но на пути, на самом деле, много преград и помех. Нам мешают:

  • Моральные нормы, которые придуманы и навязаны кем-то.
  • Особенности воспитания. Каждому человеку еще в детские годы заложили определенные комплексы. У кого-то их очень мало, а другим досталось сполна. Большую часть комплексов заложили в нас близкие, родители. И часто строгие родительские запретные слова сопровождают до конца дней. Для таких людей, когда они становятся родителями, важно «передать по наследству» своим детям те же запреты. При этом нарушаются все границы личного пространства из-за страха быть не такими, как все. Да могут быть исключения. Кто-то все же решается нарушить правила и дать отпор рекомендациям и советам старшего поколения. Однако эту свободу получают в условиях растущего напряжения и полного непонимания.
  • Детские травмы психологического характера не дают наслаждаться полной свободой, всплывая и влияя на качество жизни во взрослом возрасте.
  • Традиции семьи, рода зачастую бывает очень сложно нарушить. Ведь это может грозить полным разрывом отношений.
  • Искусственно созданные ограничители свобод. Это имеет отношение к идейным особам. 
  • Сравнения с другими, зачастую не в пользе себе, мешают жить спокойно, быть счастливыми и свободными.

Читайте нашу статью «Кто такой Алистер Кроули?».

Как стать свободными внутренне?

Свободу личности можно обрести:Внутренняя свобода - фото 4

  • Не изменяя никогда себе, собственным убеждениям, нормам и принципам. Это непросто. Однако свобода того стоит. Нам не стоит быть податливыми существами. Он не пластилин, удобное средство для других людей, использующих его в своих целях. Важно дорожить своей жизнью, свободой, оставаясь до конца преданными собственным идеалам.
  • Имея собственное мнение, мировоззрение. В любой ситуации, невзирая на обстоятельства, нужно думать своей головой. Именно так поступает свободный человек. Но это не значит, что он не прислушивается к остальным. Однако его выбор не зависит от внешних факторов, включая авторитетность суждений, страхи, общественность и т.п. Не уверены – промолчите. Необходимо думать и принимать решения самим, иначе кто-то навяжет свои взгляды на жизнь.
  • Развивая свои волевые качества. Это помогает в разных обстоятельствах.
  • Если жить, испытывая к себе любовь и уважение. Без этого не может быть и речи о свободе. Нужно уметь ценить и дорожить собственными целями, временем, интересами и здоровьем.
  • Постоянно изучая, освобождая, формируя себя. Только хорошо узнав себя, свои приоритеты и цели по-настоящему, можно стать свободными людьми. Мы должны знать не только, что нравиться из еды, вещей, музыки и т.д., но и понимать все свои мысли, желания, эмоции, возможности, кто влияет на их формирование.
  • Не привязываясь. Свободу, ее уровень уменьшает каждая привязанность. Когда вы поймете, что уже обладаете свободой с рождения, и вам не нужно ничего больше делать, то избавитесь от всего дающего временное ощущение освобождения. Все привязанности на самом деле являются миражами.

Не стоит жить с постоянным желанием «кем-то быть», «казаться не тем, кто есть на самом деле», «соответствовать чьим-то требованиям». Это путь к несвободной жизни в рамках, которая не может быть счастливой. Стать свободными, значит, скинуть оковы ограничений и увидеть новые горизонты своих возможностей.

Читайте нашу статью «7 мечей Таро – значение и толкование при различных ситуациях».

Если вы приняли решение воспользоваться своим даром и освободиться от ограничителей, но не знаете с чего начать, обращайтесь в Центр «Арканум». Наши профессионалы своего дела готовы поделиться своими знаниями и опытом, оказать всяческую поддержку любому человеку.

Внутренняя свобода

Внутренняя свобода

/image.php?width=800&height=500&cropratio=1.6:1&image=/static/uploads/5f6b1788e980c.jpg

2020-01-01

Предыдущая статья Законы жизни

Законы жизни

К списку статей Следующая статья Кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста

Синонимы к слову «свобода»

Независимость, освобождение, вольность, право, суверенитет, выбор, воля, непринуждённость, доступность, непосредственность, простота, простор, приволье, раздолье, развязность, беспрепятственность, раскованность.

Примеры из художественной литературы

  1. М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – это образ человека, который стал рабом поневоле и больше всего в жизни мечтал о свободе. Ещё ребёнком он попал в плен, а сжалившийся над ним монах забрал ребёнка в монастырь. Однако монастырские стены не стали ему домом, они были для Мцыри тюрьмой. Он не был монахом по своей натуре, в его венах текла горячая кровь горца. Юношу безумно влекла свобода, и поэтому он совершил побег.

Мцыри хотел повидать родные места, мечтал ступить на землю, где был его дом. Однако этой мечте не было суждено исполниться. Три дня он скитался, рисковал собственной жизнью, но ни на минуту не пожалел о содеянном. Перед смертью Мцыри с гордостью рассказывает во время исповеди о том, что ему всё же удалось увидеть свободную жизнь. Эти несколько дней на свободе стоили целой жизни в неволе для него. Молодой горец вдохнул горный воздух, увидел живописные пейзажи лесов и рек, наслаждался женской красотой. Юноша любовался бушующей природой, такой же мятежной, как и он сам. Буря, гроза, горящее от удара молнии дерево – всё это символизировало внутреннюю борьбу главного героя. Мцыри был по своей натуре истинным бойцом, поэтому, не раздумывая, вступил в смертельную схватку с барсом, в которой победил дикого зверя ценой собственной жизни.

В конце поэмы главный герой погибает, но он умирает свободным и непобеждённым. М.Ю. Лермонтов показал на его примере, на что способен человек ради своей свободы.

  1. М. Горький «Старуха Изергиль».

Тема свободы является одной из основных в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Во всех трёх частях поднимается данная проблема. Старуха Изергиль, Ларра и Данко понимают свободу по-разному, хотя для всех них она является неотъемлемой частью жизни.

Ларра желает своей личной свободы, он рос вдали от общества и не признавал человеческие законы. Он осуждал и презирал старейшин, отрицал общественные порядки и правила. Единственное, что имело значение в его жизни – это собственные интересы и нужды, чужие чувства сыну орла были безразличны. Получив отказ от понравившейся девушки, Ларра жестоко её убивает, даже не задумываясь о том, что нарушил чужую свободу. Он не понимает, что не имел права посягнуть на чужую жизнь. Выходит, что свобода для Ларры заключается только в вольности поступать, как ему вздумается. Поэтому она же и стала его наказанием: после убийства невинной девушки он обрёл полную свободу, но, не выдержав полнейшего одиночества, стал мечтать о смерти. Такая свобода была ему не под силу, ведь Ларра был человеком, а не орлом, как его отец.

Понимание свободы старухой Изергиль было в чём-то схоже с позицией Ларры. В отличие от него она не отказывается от общества, но живёт только ради собственного удовольствия, не считаясь с чужими чувствами и желаниями. Она делает всё, что ей захочется. Свобода для неё заключается в независимости от мужчин. Однако подобный образ жизни не сделал главную героиню счастливой, она не смогла стать свободной внутренне, чувство невыполненного предназначения тяжким грузом легло в её душе.

Совсем в другом смысле представлялась свобода Данко. Он мечтал не о собственной свободе, а о свободе своего народа. Данко пожертвовал собой ради счастья других, он отдал сердце, чтобы вывести из тьмы своё племя. Он оказался свободным душой, что намного важнее физической независимости.

М. Горький в своём рассказе противопоставил свободу Ларры свободе Данко, а отношение к этому понятию самой старухи Изергиль оказалось смешанным.  

  1. Легенда о Дедале и Икаре.

Ещё в давние времена люди мечтали о безграничной свободе, эта мечта отразилась в древнегреческой легенде о Дедале и его сыне Икаре. Афинянин Дедал был самым талантливым скульптором и строителем своего времени. В каждом городе были его творения, статуи Дедала называли живыми. Его единственным учеником был родной племянник Тал, который даже превзошёл своего учителя. Ещё в юности он изобрёл гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и множество других строительных инструментов, упрощающих жизнь человека.

Дедал завидовал Талу, не хотел оставаться в тени своего ученика, поэтому в порыве злости столкнул его с городской стены. Чувство вины и стыда за содеянное убийство заставили его сбежать из родного города на остров Крит, где царь Минос дал известному скульптору сложное задание. Ему нужно было построить лабиринт для Минотавра, в котором бы он смог скрыться от человеческих глаз. Дедал блестяще справился с заданием, создав целую сеть извилистых ходов, из которых было невозможно найти выход.

Каждые девять лет народ Крита должен был отдавать в жертву Минотавру семь красивых юношей и девушек. Их приводили в лабиринт и отпускали навстречу чудовищу. Дедалу были не по нраву такие жестокие обычаи, и он начал безумно тосковать по своей родине. Однако Минос не хотел отпускать от себя такого талантливого мастера, поэтому о возвращении домой не было и речи.

Поразмыслив, Дедал пришёл к выводу, что раз не получается сбежать по морю, он это сделает по воздуху. И начал создавать искусственные крылья, связывая короткие и длинные перья нитками и воском. Маленький сын Дедала Икар с удовольствием помогал своему отцу, поэтому работа была быстро окончена. После испытания собственных крыльев, греческий скульптор сделал такие же для своего сына.

В день, когда Дедал и Икар собрались бежать, отец дал своему сыну наставление, чтобы он летел прямо за ним, опустившись слишком низко, он намочит крылья в морской воде, а поднявшись слишком высоко – пострадает от солнца, которое расплавит воск, скрепляющий перья. Их полёт начался прекрасно, они словно две большие птицы летели в родные края, и вот, когда уже был виден берег Греции, Икар, опьянённый безграничной свободой, отстал от отца и полетел вверх к солнцу. Жаркие лучи мгновенно растопили воск и крылья распались за считанные секунды. Мальчик упал в морские волны, так и не успев позвать отца на помощь. Когда Дедал обернулся, уже никого не увидел, лишь заметил остатки крыльев на морских волнах.

Этот миф является напоминанием о том, что у любой свободы есть ограничения, которых необходимо придерживаться.

Примеры из жизни

  1. Ф.М. Достоевский признан классиком русской литературы и лучшим создателем романов на мировом уровне. Его судьбу трудно назвать лёгкой и безоблачной, чего стоил хотя бы арест. Писатель имел в числе своих приятелей М.В. Петрашевского, который устраивал пятничные встречи, где обсуждались запрещённые темы: отмена крепостного права, изменения в политике, свобода книгопечатания. На одном из этих вечеров Ф.М. Достоевский познакомился со Спешневым, который создал тайное общество с целью переворота в стране и создания противозаконной типографии. 23 апреля 1849 года Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали. Писатель отрицал свою вину и причастность к революционной деятельности, но власти были хорошо осведомлены и даже приговорили его к смертной казни. На долгих восемь месяцев забыл Фёдор Михайлович о свободе, ожидая своей смерти. К счастью, смертную казнь заменили восьмилетней ссылкой, а позже Николай I лично распорядился сократить срок ссылки в Сибирь до четырёх лет. Кроме свободы, Достоевский лишился чина и своего состояния, а по истечении срока отбытия наказания был произведён в рядовые солдаты. Император пожалел молодого писателя, не лишая полностью его гражданских прав. Годы, проведённые на каторге, произвели на Фёдора Михайловича неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал одиночество, не мог принять происходящие события. Лишь в 1856 году всем петрашевцам было даровано помилование новым императором Александром II, а спустя год Достоевский получил полную амнистию и обрёл возможность снова публиковать свои произведения. Каторга сформировала личность Достоевского, он стал глубоко религиозным человеком и построил собственную систему жизненных принципов. Иногда отсутствие свободы оказывает на человека необходимое действие.   
  2. Статуя Свободы – это один из самых величественных и значимых монументов США. Идея создания статуи приписывается французского мыслителю, писателю и политическому деятелю Эдуарду Рене Леферву де Лабулэ. Он возглавлял антирабовладельческое общество во Франции. Находясь под впечатлением от победы над рабством в результате гражданской войны США, он представил скульптору Фредерику Батольди свою идею, который давно мечтал о создании подобного монумента на входе в Суэцкий канал. Статуя была задумана как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости. По договорённости Америка должна была подготовить пьедестал, а Франция построить саму статую. В первый же год создания будущего шедевра Батольди отправился в США на выставку, представив там публике руку статуи Свободы с факелом. Экспозиция имела ошеломительный успех, что помогло с финансированием проекта в будущем. Готовая статуя была разобрана на 350 частей и отправлена на французском фрегате к берегам Нью-Йорка. Там она пробыла в коробках почти год, потому что пьедестал оказался неготовым. Начало его строительства откладывалось из-за недостатка средств и только после напечатанной просьбы родоначальника жанра жёлтой прессы Джозефа Пулитцера в самой популярной газете страны эта проблема решилась. Статую собрали на новом постаменте за четыре месяца, и на торжественном открытии президент Гровер Кливленд сказал, что этот монумент является воплощением духа свободы всего американского народа.

Народная мудрость

  1. «Свободный человек ничего не боится». Наши мудрые предки считали, что свободному человеку нечего бояться. Страхи не дают быть по-настоящему свободными.
  2. «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка». В данной пословице говорится о том, что никакая золотая клетка не заменит свободы. Богатство не главное в жизни, оно не позволяет человеку быть самим собой.
  3. «В чистом поле четыре воли». Наши предки говорили о том, что свободный человек волен идти, куда ему угодно, на все четыре стороны.
  4. «Воля велика, да тюрьма крепка». В данной пословице говорится о том, что человек может лишиться своей свободы, совершив преступление. Нет худшего наказания, чем быть заключённым в тесных тюремных стенах.
  5. «Была бы шея, а хомут найдётся». В этой пословице идёт речь о подчинении чужой воли. Всегда найдётся тот, кто захочет ограничить свободу другого человека для своей выгоды.
  6. «Вольному воробью и соловей в клетке завидует». Смысл данной пословицы заключается в том, что свобода ценится превыше всего. Лучше иметь низкое происхождение и быть свободным, чем находиться в золотой клетке.
  7. «И медведь в неволе пляшет». В данной пословице говорится о том, что ограничив чужую свободу, можно заставить человека делать то, что нужно другим. Даже медведя можно заставить танцевать.
  8. «Плохая воля лучше неволи». Наши мудрые предки знали, что лучше трудная свобода, чем её отсутствие.
  9. «Своя воля всего дороже». В этой пословице говорится о том, что человеку всего в жизни дороже его свобода.
  10.  «И золотые удила коню не милы». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку не приносит радость богатство, если оно ограничивает его свободу.

Афоризмы

  1. «Нет рабства более позорного, чем рабство духа». Римский философ Луций Анней Сенека считал, что важнее всего внутренняя свобода.
  2. «Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться». Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди говорил о том, что каждый человек имеет право на ошибки, в этом и заключается его истинная свобода выбора.
  3. «Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным». Французский философ Вольтер писал о настоящей свободе, которая заключается в том, что человек волен делать то, что приносит ему удовольствие.
  4. «Невозможно быть свободным о того, от чего убегаешь». Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что человеку для истинной свободы необходимо избавиться от своих страхов. Убегая, человек не может чувствовать себя свободным.
  5. «Вот это и есть свобода — чувствовать то, чего желает сердце, не заботясь о чужом мнения». Бразильский писатель и поэт Паоло Коэльо считал, что человек может быть по-настоящему свободным, только если избавиться от влияния чужого мнения.
  6. «Власть – это долг, свобода – ответственность». Австрийская писательница  Мария фон Эбнер-Эшенбах говорила, что власть – это долг человека перед теми, чья судьба от него зависит, а свобода должна ограничиваться ответственностью, чтобы не навредить окружающим.
  7. «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится». Древнегреческий философ Демокрит считал истинно свободным человеком только того, кто избавился от своих страхов и не оставил надежды на лучшее.
  8.  «Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее». Древнеримский оратор и философ Цицерон говорил, что человек способен ощутить весь вкус свободы, только познав неволю. Только в сравнении познаётся истина.
  9. «Свобода обозначает ответственность. Вот почему большинство людей боится её». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу считал, что большинство людей боится свободы, потому что для неё необходима ответственность, которая будет ограничивать человека в его действиях.
  10.  «То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью». Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан говорил о том, что свободу часто путают с вседозволенностью. Распущенное поведение не означает проявление свободы, у свободного человека должна быть ответственность за свои поступки.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...