Sol-Fa: Группировка длительностей в музыкальных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8

Группировка нот на нотоносце по длительности значительно облегчает чтение музыкального произведения или песни для исполнителя.

5. Группировка

Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.

Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.

Группировка в инструментальной музыке

Простые размеры:

  • количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счётных долей в такте, т.е. числителю показателя размера.
  • Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой
  • При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
  • Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях
  • Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой; длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт) разбивают на две и объединяют лигой; исключение – ноты с точкой (реже с 2 или 3), но если в долевой группе больше, чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, заимствующая часть из следующей доли, не рекомендуется из-за недостаточной наглядности.

Столько групп, сколько простых размеров, входящих в состав данного сложного, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки те же, что и в простых размерах. Широкоупотребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.

Сложные смешанные размеры: группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но т.к. здесь сочетаются разнообразные такты, то группы могут быть не равны между собой.

Иногда внутренняя структуру смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, при этом структура их может быть и переменной. В более простых случаях (т.е. когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров обычно не указывается.

Порой встречаются отклонения от описанных выше правил группировки из-за стремления подчеркнуть или специфический характер (например, синкопы), или особенности фразировки, или появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (в этом случае ребра, объединяющие группы нот, иногда проходят даже через тактовую черту).

Группировка в вокальной музыке

  • Если на один слог текста приходится лишь один звук, то эта нота не группируется с соседними нотами
  • Если один слог текста распевается на двух и более звуках, то соответствующие им ноты подчиняются правилам группировки в инструментальной музыке. Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются лигой
  • Распевание слогов на нескольких (трёх и более) звуках особенно характерно для русских народных протяжных песен, но присущи так и итальянским колоратурным ариям.

Группировка в вокализах, которые распеваются на один гласный звук, подчиняется общим правилам.

вторник, 3 октября 2017 г.

Группировка длительностей в музыкальных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8

Лига

Если же слог слова поется на протяжении звучания нескольких нот, то данные ноты на нотоносце необходимо сгруппировать. Также в нотной записи песен между такой группой нот может быть нарисована дуга, в музыке называемая лигой. Лига показывает исполнителю песни, что он должен спеть все ноты, заключенные в ней, на данный слог слова.

В случае, когда на музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, последовательно исполняют только по одному звуку, такая игра называется одноголосой. Если же одновременно звучат несколько звуков, то – многоголосой. При многоголосом звучании ноты на нотоносце записываются друг под другом. Звучание самой нижней ноты в таких случаях называется нижним или басовым голосом, а звук верхней ноты – верхним голосом.

Очень часто ноты, которые нужно сыграть одновременно, имеют разную длительность. На нотном стане ноты, извлекающиеся одновременно, с одной длительностью записываются со штилем вниз, а с другой – со штилем вверх. Для более качественного исполнения композиции крайне важно соблюдать правильную длительность каждой ноты. На рисунке ниже показан пример нотной записи одновременно исполняемых нот с разной длительностью и пример их счета.

Во многих случаях вместо нот, штили которых направлены вверх или вниз, может быть поставлена пауза. К примеру, можно привести рисунок ниже, на котором изображен нотный стан. При счете “раз”, звучит только целая нота со штилем вниз, так как вместо половинных нот там стоит пауза (и по этой же причине ведется счет), при счете “два” – звучат только половинные и т.д.

Если одновременно звучащие ноты имеют одну и ту же длительность, то их штили могут быть общими или раздельными. Тут уж как нравится. Единственное, что в одном такте разрешено использовать только один вариант записи, чтобы исключить путаницу.

При записи одновременно звучащих нот с общим штилем, выбор, в какую сторону будет направлен этот штиль, подчиняется правилам и не может быть произвольным. В общем и целом, направление штиля зависит от положения нот на нотном стане, к которым он добавляется.

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Доля

Доля – единица измерения пульсации.

Каждый удар пульса называется долей. Доли равномерны во времени, но отличаются по силе. Существуют сильные и слабые доли.

Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Ritm chetyre chetverti

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/07/3-Ritm-chetyre-chetverti.mp3

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Виды размеров

Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.

Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.

Prostye razmery

Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти.  Взгляните на пример:

Doli dve chetverti

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/07/4-Ritm-dve-chetverti.mp3

Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:

Doli tri chetverti

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/07/5-Tri-chetverti-ritm.mp3

Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:

Doli tri chetverti

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/07/6-Tri-chetverti-ritm.mp3

Сергей Изотов

Сергей Изотов

Музыкант, аранжировщик

Задать вопрос

Появились вопросы? Задайте их мне

Сложные размеры

Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее ходовыми сложными размерами являются:

  • Четырехдольный – 4/2; 4/4; 4/8
  • Шестидольный – 6/4; 6/8; 6/16
  • Девятидольный – 9/4; 9/8; 9/16
  • Двенадцатидольный – 12/8; 12/16

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

В опере Римского-Корсакова «Снегурочка», в заключительном хоре встречается размер 11/4. Размер причудливый, редкий. Чтобы музыкантам было легче просчитать и привыкнуть к нему, предлагают сперва потренироваться на фразе «Римский-Корсаков совсем с ума сошел». Эта фраза состоит из 11-ти слогов, которые соответствуют 11-ти долям. Фраза легко ложится на слух и после нее нотный текст разучить гораздо проще.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

smeshannye razmery

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

summa prostyh rasmerov

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Semidolnye rasmery

Трехдольный, как правило, используют в начале или в конце такта, реже — в середине. Несимметричные размеры чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неподготовленному слушателю трудно воспринимать такую музыку, однако, группа Pink Floyd сочинила песню «Money», мотив которой легко ложится на слух и запоминается.

noty money

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/07/7-money.mp3

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...