«Шкатулка с драгоценностями». Как создавались мозаики Спаса-на-Крови | События | КУЛЬТУРА | АиФ Санкт-Петербург

1️⃣ Какая связь с Александром III?

Спасом на Крови называют Храм Воскресения Христова, выстроенный на месте смертельного ранения императора Александра II. Собор был расположен таким образом, чтобы внутри оказался та самая часть набережной Екатерининского канала, где пролилась августейшая кровь.

Такова была задумка архитектора Альфреда Парланда и его соавтора архимандрита Игнатия (Малышева). Утвердил проект сын убиенного царя — император Александр III, и закладка собора состоялась в первые годы его правления. Поэтому на юбилейной выставке и было уделено внимание этой теме.

Альфред Парланд через несколько лет после начала строительства храма создал для императора вот такой чудесный подносной проект в виде складня. Я о нём не знала и, конечно, увидела впервые.

Подносной проект храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Альфред Парланд (1889). Бумага, акварель. Из собрания ГРМ. Фото автора

Подносной проект храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Альфред Парланд (1889). Бумага, акварель. Из собрания ГРМ. Фото автора

Давайте рассмотрим детали резного футляра. Просто красота и милота!

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

В верхней части складня вязью вырезана цитата из Евангелия от Иоанна 15:13 — слова Христа о добровольном пожертвовании своей жизнью из любви к ближним: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя».

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

Одна из идей храма — проведение параллели между жизнью царя земного и Царя Небесного, пожертвовавших собою ради блага людей. Прослеживается она и здесь. Сразу скажу, что мне эта параллель не совсем близка.

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

В нижней части складня надпись более убористая. Разобрать получилось не сразу: «Проект храма Воскресения Христова, сооружаемаго на месте смертельнаго поранения Императора Александра Второго» .

Стиль посадского зодчества

Уже на следующий день после убийства Александра II, 2 марта 1881 года, место гибели было решено увековечить. Территорию огородили, приставили часового. Сын погибшего, Александр III, лично контролировавший разработку проектов, отклонял все предложения именитых архитекторов, пока к нему в руки не попалась работа Альфреда Парланда. Архитектор предложил создать мемориальный комплекс в стиле русского посадского зодчества по примеру соборов Москвы и Ярославля. Сооружение должно было передавать национальный дух и символизировать единение царя и народа, прерванное коварной рукой «народовольца» Гриневицкого. В общей сложности храм сооружали 24 года, до его открытия заказчик Александр III не дожил и «принимал» работу уже внук убиенного царя – Николай II.

Идея украсить храм мозаикой родилась не сразу. В начале Парланд планировал доверить роспись стен художникам. Но вспомнился печальный опыт сооружения Исаакиевского собора. В нем часть живописи начала портиться еще до окончания строительства. И вот, спустя 11 лет после закладки Спаса, в 1894 году по авторским эскизам русских художников стали набирать мозаику, а затем переносить её на стены храма. По сравнению с росписями, мозаика более дорогой, но и более долговечный вид искусства. Как показала история, применение таких прочных материалов, как мозаика и камень, помогло храму выдержать тяжелые годы испытаний.

12 лет работ

На создание храмовой мозаики ушло 12 лет. Над ней трудились 40 мозаичистов, а её эскизы создавали 32 русских художника. Среди них такие громкие имена, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов. Мастера принадлежали к разным школам живописи и творили в разных стилях. Часть мозаик была выполнена в традиции академизма – это работы по эскизам Рябушкина, Кошелева, Бодаревского. Художники Васнецов и Харламов работали в стиле византийской иконописи. Стиля модерн придерживались  Нестеров и  Беляев. Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и расположенные на фасаде гербы русских городов и уездов. Гербы стали данью благодарности жителям России, передавшим на возведения храма свои личные сбережения.

2️⃣ Авторская акварель с проектом храма

В центральной части под стекло помещена акварель, изображающая будущий храм.

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

Это работа самого архитектора Парланда. Вот его автограф.

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

Обратите внимание на ракурс. Собор показан со стороны канала Грибоедова (тогда Екатерининского). Именно так должна была подходить публика к православной церкви — как и полагается, с запада. И заходили внутрь в то время тоже через западные крылечки и двери. Сейчас мы заходим с северной стороны, выходим с южной.

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

В сам храм доступ был только для членов царской семьи и их приближённых. А все остальные могли почтить память императора, поклонившись мозаичному распятию под золотым сводом, расположенному на стене колокольни. Сразу за этой стеной и находится под сенью место, где пролилась кровь Александра II.

Жизнь Александра II и судьба Иисуса Христа

Несмотря на разницу стилей, сделанные по их эскизам мозаики внутри храма составили единый красочный ковер. Основная заслуга в этом – в божественной теме. Жизнь и смерть погибшего царя соотносится с жизнью и смертью Иисуса Христа. Божественной теме храма соответствует и расположение мозаик. Плафон центрального купола — это мозаичный образ Христа художника Николая Харламова, получивший название «Пантократор». В центральной части храма на стенах и сводах на голубом фоне — земная жизнь Христа. В том же месте, но уже снаружи, на фасаде здания расположены 20 памятные досок из темно-красного гранита с описанием деяний Александра II. В западной части храма, вокруг места смертельного ранения Александра II, на золотом фоне изображены сцены страданий Спасителя, Распятия и Воскресения. В восточной части на золотом фоне — сюжеты, завершающие евангельский цикл — явления Господа после Воскресения.

c09aa907f0f5e3b2bf011fbc8d901009.jpg

В восточной части на золотом фоне — сюжеты, завершающие евангельский цикл — явления Господа после Воскресения.  Фото:  www.globallookpress.com

3️⃣ Мост и стена, которых сейчас нет

Поскольку пейзаж изображен зимний, то кажется, что люди стоят прямо на льду необычайно высоко поднявшейся воды канала. На самом деле, для удобства подхода к собору был сооружен мост, который виден еще на старых фотографиях.

Открытка 1900-х годов

Открытка 1900-х годов

Это был самый широкий мост Петербурга — 115 метров. Одновременно он являлся и вместительной площадью перед входом в храм.

Мост несколько раз перестраивался и постепенно смещался в сторону Конюшенной площади. Так было удобнее для организации движения транспорта. Окончательно часть моста, ведущая к храму, была разобрана в 1939 году. Сейчас ширина нового моста составляет всего 35 метров.

Ну, и самые внимательные читатели заметили, что в подносном проекте вместо ажурной ограды изображена глухая стена. Она отгораживала Михайловский сад от набережной канала и была свидетелем страшных взрывов 1 марта 1881 года.

В Музее политической истории России хранится акварель, написанная, что называется, по горячим следам. Только увидев её, я поняла, почему террористы поджидали императора именно в этом месте: здесь был своеобразный коридор, из которого некуда деться.

Момент взрыва на Екатерининском канале 1.III.1881. А.Лупанов (1881 г.) Рисунок. Из собрания Музея политической истории России. Фото автора

Момент взрыва на Екатерининском канале 1.III.1881. А.Лупанов (1881 г.) Рисунок. Из собрания Музея политической истории России. Фото автора

После появления прекрасного храма, место узнать очень трудно, оно изменилось кардинально. Сравните с открыткой, размещённой выше. А чугунная ограда появилась уже накануне освящения собора — к 1907 году.

Мозаичные иконы

В храме находится несколько десятков мозаичных икон, по которым можно изучать отечественную историю.

d161d019fbbd54238f248406ba37cde3.JPG

Невский изображён молящимся в домовой церкви.  Фото: АиФ-Петербург / Марина Константинова

На них изображены самые почитаемые русские святые — князь Владимир Киевский и княгиня Ольга, князья-мученники Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Феодор, Александр Невский. Икона «Святой Александр Невский» выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Невский изображён молящимся в домовой церкви. На втором плане в окне виднеется северный пейзаж – занесенные снегом крыши домов. Снег на крышах деревянных изб должен был придать мозаике национальный колорит. Большая часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Для украшения храма мозаикой необходимо было не только создать художественный эскиз. Филигранное мастерство требовалось, чтобы перенести замысел художника на стены. На право исполнения мозаик был объявлен конкурс. Соревновались мозаичное отделение Императорской Академии художеств, известные итальянские фирмы «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиатти и «Societa Musiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер» и частная мастерская братьев Александра и Владимира Фроловых. Она и получила самый большой заказ на выполнение работ. Заказ на 800 тыс. рублей предстояло выполнить мастерам Академии художеств, а четыре иконы в боковых приделах – немецкой фирме «Пудл и Вагнер». Фирма Фроловых первая в России освоила ускоренный «обратный» («венецианский») способ набора мозаики. Это метод создания масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал переводили на плотную бумагу (кальку) в зеркальном отображении. Затем рисунок делили на части, после на каждую наклеивали смальту. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене, а швы между ними заполняли мастикой так, что даже при близком расстоянии их невозможно разглядеть и по сей день. 

Открытие храма

Торжественное открытие храма состоялось в 1907 году. С самого начала его не планировали делать приходским, т.е. публичным. Вплоть закрытия храм был единственным в своем роде собранием драгоценностей. Помимо мозаичных картин, пол, стены, своды, купола и пилоны были выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, порфира, орлеца, украшены россыпью сибирских самоцветов и топазов. Благодаря такому сочетанию создавалось ощущение, что ты находишься в шкатулке с драгоценностями. В стенах храма никогда не крестили, не отпевали и не венчали. До 1930 года лишь ежедневно читали проповеди и служили панихиды.

4️⃣ Живописные оригиналы мозаик

Спас на Крови часто называют «музеем мозаичного и камнерезного искусства». Это поистине так. Все стены, пол и потолок полностью покрыты мозаикой или камнем. Всегда завидую тем, кто входит внутрь впервые и испытывает непередаваемый восторг от увиденного.

Мозаики Спаса на Крови. Фото автора

Мозаики Спаса на Крови. Фото автора

Над созданием эскизов для мозаик в том числе трудились художники, работавшие в русском стиле, конечно же, известные нам всем: Михаил Нестеров и Виктор Васнецов.

Нестеров создал эскизы для мозаик, находящихся в северном и южном киотах: «Святой князь Александр Невский» и «Воскресение Христово«.

  • Пусть вас, пожалуйста, не смущает разница в оттенках. Виновата цветопередача камеры — снимала в разных условиях, а вспышку применять нельзя ни в музее, ни в храме.
Благоверный князь Александр Невский. М. Нестеров (1894-1895 гг.). Оригинал для мозаики северного киота Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Холст, масло. Из собрания ГРМ. Фото автора. И мозаика, выполненная по этому образцу.

Благоверный князь Александр Невский. М. Нестеров (1894-1895 гг.). Оригинал для мозаики северного киота Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Холст, масло. Из собрания ГРМ. Фото автора. И мозаика, выполненная по этому образцу.

Когда вот так сравниваешь оригинал и мозаику, ещё больше восхищаешься талантливой работой мозаичистов. Получилось практически один в один. А если смотреть издалека, то панно вполне можно принять за живопись. В реальности так происходит: посетители собора очень удивляются, когда подходят ближе и начинают различать еле заметные стыки между кусочками смальты.

Автограф Михаила Нестерова виден в правом нижнем углу картины.

Эскизы для мозаик Спаса на Крови. Живописные оригиналы Нестерова, Васнецова и Парланда

Не могу это объяснить, но вторую картину Нестерова — «Воскресение Христово» я почему-то не сфотографировала. Пока у меня оставалось несколько процентов зарядки телефона, снимала что угодно, только не её. А когда собралась фотографировать, телефон просто выключился. Очень обидно. Она немного видна на этом коротеньком видео.

Мозаика «Воскресение Христово» в южном киоте Спаса на Крови.

Мозаика Воскресение Христово в храме Спас на Крови. Набрана по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Фото автора

Мозаика Воскресение Христово в храме Спас на Крови. Набрана по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Фото автора

Виктор Васнецов написал образы Богородицы с младенцем и Спасителя для центральной части иконостаса.

Богоматерь с младенцем. Спаситель. Виктор Васнецов (1901 г.). Оригиналы для мозаик иконостаса Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Холст, масло. Из собрания ГРМ. Фото автора

Богоматерь с младенцем. Спаситель. Виктор Васнецов (1901 г.). Оригиналы для мозаик иконостаса Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Холст, масло. Из собрания ГРМ. Фото автора

И вот эти же образы уже выполненные в мозаике.

Центральная часть иконостаса Спаса на Крови. Фото автора

Центральная часть иконостаса Спаса на Крови. Фото автора

Кроме прославленных художников, над оригиналами для мозаик работали сейчас мало кому известные живописцы: А.Ф.Афанасьев, В.В.Беляев, Н.К.Бодаревский, В.И.Думитрашко, Ф.С.Журавлев, А.А.Кисилев, В.И.Отмар, В.П.Павлов, И.Ф.Порфиров, А.П.Рябушкин, М.А.Титов, Н.Н.Харламов, Н.П.Шаховской.

Для некоторых композиций эскизы сделал сам архитектор Альфред Парланд. Мозаики, набранные по его картонам, находятся на пилонах и на арках между ними.

Святые и Серафимы. Альфред Парланд (середина 1890-х гг.). Оригиналы для мозаик на внутренних сторонах подпружных арок храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Бумага, акварель, бронзовая краска. Из собрания ГРМ. Фото автора

Святые и Серафимы. Альфред Парланд (середина 1890-х гг.). Оригиналы для мозаик на внутренних сторонах подпружных арок храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Бумага, акварель, бронзовая краска. Из собрания ГРМ. Фото автора

Когда будете в следующий раз в Спасе, попробуйте отыскать эти мозаики.

Мозаики Спаса на Крови. Фото автора

Мозаики Спаса на Крови. Фото автора

Другие рассказы о выставках и музеях Петербургаздесь.Чтобы не пропустить новые,подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!

Морг во время войны

Лишь малая часть богатого убранства Спаса на крови дошла до наших дней. После закрытия, советское правительство приняло решение храм снести, как не представляющий для народа никакой культурной ценности. И лишь близкое расположение жилых домов и опасная гидросистема у подножья храма убедило «ценителей» искусства отложить решение о сносе. Вскоре началась война и руководству стало не до него. В годы блокады храм продолжил выполнять свое скорбное предназначение – его использовали как морг, свозили умерших от голода ленинградцев. Во время артобстрелов храм не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил» В 1961 году в центральном куполе храма, как раз в том месте, где расположен мозаичный лик Христа «Пантократор», обнаружили немецкий фугасный снаряд, никем не замеченный он пролежал там несколько лет.

6bf88f51f79c0d832a74d8d919df3de1.jpg

 В 1961 году в центральном куполе храма обнаружили немецкий фугасный снаряд.  Фото:  www.globallookpress.com

Подвиг реставраторов

В 1970-е началась реставрация храма. Самым трудоёмким был процесс восстановления мозаики – она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. В воссоздании утраченных фрагментов помогли эскизы, картоны и эталоны, образцы материалов, выполненные для каждой мозаичной композиции. Все эти годы, не привлекая к себе внимания, они хранились в нескольких метрах от собора – в ризнице храма, построенной по проекту того же Альфреда Парланда в 1907 году. В итоге, в 1997 храм был открыт для посещения. Реставратором удалось во многом восстановить прежний облик Спаса. Храм Воскресения Христова, как и задумывался автором, остался собирательным образом национального храма и местом памяти о трагической странице русской истории.

Спас-на-Крови — в десятке лучших достопримечательностей мира | Фотогалерея

Собор на набережной канала Грибоедова - один из самых популярных видов Петербурга.
Собор на набережной канала Грибоедова — один из самых популярных видов Петербурга. © АиФ

/ Мария Соколова

Спас-на-Крови соседствует с Русским музеем.
Спас-на-Крови соседствует с Русским музеем. © АиФ

/ Мария Соколова

Храм по-прежнему притягивает множество паломников.
Высота девятиглавого храма - 81 метр, вместимость - до 1600 человек.
В 2004 году в храме отслужили первую после 70-летнего перерыва литургию.
Спас-на-Крови построен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Спас-на-Крови построен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. © www.russianlook.com
Площадь мозаики на стенах храма составляет 7065 квадратных метров.
Площадь мозаики на стенах храма составляет 7065 квадратных метров. © Creative commons

/ Платонова Алина

Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. © Creative commons

/ El Pantera

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...