Саммит АТЭС 2012 — это… Что такое Саммит АТЭС 2012?

Владивосток без потерь пережил крупнейший международный форум, когда-либо устраиваемый здесь. Наследие саммита невозможно оценить однозначно. Одни и те же объекты разные эксперты относят и к достижениям и к провалам политики федерального центра.

Подготовка

Бухта

Золотой Рог в центре Владивостока, видно строительство моста

На АТЭС Вьетнам 2006 в Ханое Россия выдвинула предложение о проведении саммита 2012 года. Первоначально местом проведения саммита предлагалось бухта Патрокл (южная часть Владивостока). Первоначальный план состоял в том, чтобы построить дворец для проведения саммита и несколько пятизвездочных отелей для посетителей. После саммита дворец превратится в дворец бракосочетания, конференц-центр — в Оперу, а отели — в жилые дома. Первоначальная смета затрат на развитие превышала 382 миллиарда рублей и включала деньги, которые, по мнению города, были необходимы для приведения инфраструктуры, такой как канализационная система, дороги, мосты и водопроводы, в современное состояние. Герман Греф , тогдашний министр экономики и торговли , который посетил Владивосток в декабре 2006 года, чтобы убедиться в готовности города к проведению саммита, сразу же отклонил этот план, заявив, что смета расходов была завышена и что он не несет ответственности за решение проблем города. , а также обвинил администрацию Владивостока в непрофессионализме.

В январе 2007 года тогдашний президент России Владимир Путин заявил, что проведение саммита во Владивостоке — вполне реальная возможность, и что для подготовки города к саммиту потребуется не менее 100 миллиардов рублей. втрое больше бюджета Приморского края в целом. 27 января 2007 года Путин посетил Владивосток, чтобы принять участие во встрече, посвященной предстоящему ротационному председательству России в АТЭС.

Предложение России провести в 2012 году саммит на острове Русский , который в советское время был закрытой военной зоной , было подтверждено по окончании саммита АТЭС Австралия 2007 года в Сиднее , Австралия. Губернатор Приморского края Сергей Дарькин на пресс-конференции в Сиднее оценил стоимость проведения саммита в 147,5 млрд рублей, что на 50% больше прежних оценок. Строительство инфраструктуры обслуживания на высшем уровне, по оценкам экспертов Дарькин, будет способствовать экономическому развитию в российском Дальнем Востоке и будет видеть больше , чем шестикратное увеличение валового регионального продукта Приморского края до 2020 года.

В феврале 2008 года губернатор Дарькин объявил, что генеральный план развития города будет включать мероприятия по подготовке к саммиту, и что проведение саммита является не самоцелью, а скорее инструментом укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Строительные проекты должны были включать строительство мостов через бухту Золотой Рог и остров Русский, новые дороги, современные отели, Театр оперы и балета, а также общее улучшение инфраструктуры города. Позже в апреле губернатор также заявил, что здания, обслуживающие саммит, позже будут эффективно переделаны. В частности, было предложено использовать конференц-центр в качестве новой библиотеки, в то время как отели останутся для облегчения туризма на остров. Также предстояло модернизировать международный аэропорт Владивостока . К концу апреля Приморский край получил из федерального бюджета первую сумму в размере 437 миллионов рублей для начала подготовки к саммиту.

18 декабря 2007 года были объявлены итоги конкурса на создание логотипа саммита. Логотип должен был соответствовать трем основным критериям: он должен был быть патриотичным, изображать саммит как главное культурное и экономическое событие Приморского края в 2012 году и использовать исторические и культурные символы Приморского края и Владивостока. Эмблему-победитель создал профессиональный дизайнер, житель Владивостока Евгений Погребняк, получивший денежный приз в размере 65 000 рублей.

8 апреля 2008 г. глава Счетной палаты России Сергей Степашин посетил Владивосток с целью проверки подготовки к саммиту. Проверка показала, что только шесть из 36 строительных проектов, связанных с саммитом, были должным образом задокументированы. Степашин также заявил, что одним из основных приоритетов является декриминализация региона, поскольку его криминальный имидж может препятствовать притоку инвестиций, и заявил, что развитие Дальневосточного региона России является одним из национальных приоритетов России. .

В мае 2008 года государственная экспертная комиссия одобрила проект строительства подвесного моста протяженностью 3150 метров (10330 футов) от Владивостока до острова Русский.

В июне 2008 года Сергей Степашин повторил выводы апрельской проверки, прямо заявив, что Россия еще не готова принять саммит. Он также заявил, что для исправления ситуации потребуются дополнительные три миллиарда рублей на финансирование мероприятий по подготовке саммита. Позже в июне Дмитрий Козак , тогдашний министр регионального развития России , также посетил Владивосток, чтобы убедиться в прогрессе. Он посетил международный аэропорт Владивостока и остров Русский и пришел к выводу, что соблюдение всех сроков «вполне возможно».

30 июня 2008 года администрация Приморского края заключила контракт с компанией «Тихоокеанский мост» на строительство моста через бухту Золотой Рог стоимостью 17,9 млрд рублей. 9 июля 2008 г. исполнительный директор компании Виктор Гребнев заявил, что строительство другого моста — на остров Русский — невозможно завершить в срок по «технологическим причинам»; Однако Василий Авченко из журнала « Эксперт» утверждает, что правительство России построит мост любой ценой, но вовремя, чтобы продемонстрировать возможности острова. Строительство моста через Золотой Рог началось 25 июля 2008 года. 30 июля администрация Приморского края объявила о планах строительства Театра оперы и балета на плавучем острове . Театр должен был вместить до 2 тысяч человек, а строительство плавучего острова планировалось на 1 февраля 2009 года. На строительство театра в краевой бюджет заложено 18,8 миллиона рублей. Также было заявлено о планах строительства медицинского центра в микрорайоне Вторая речка. Медицинский центр будет обслуживать потребности саммита в 2012 году, а после его завершения будет преобразован в краевую больницу.

Вид на пляж Филипповского залива острова Русский (2008 г.).

В августе 2008 года руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев посетил Владивосток, чтобы посетить место будущего Дальневосточного федерального университета , кампус которого будет расположен на острове Русский. Здания кампуса будут включать аквариум , природный парк, жилую зону для студентов и сотрудников университета. Некоторые из зданий, обслуживающих саммит 2012 года, также будут переданы университету по завершении саммита. В сентябре 2008 года премьер-министр Путин объявил, что российские военные объекты с острова будут демонтированы, а строительство кампуса Дальневосточного федерального университета продолжится. 31 августа 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал Указ №1277, разрешающий строительство моста через Босфор Восточный на остров Русский, и назначил подрядчика на строительство моста, стоимость которого, как ожидается, составит около 1 миллиарда долларов США.

В ноябре 2008 года Министр регионального развития России Виктор Басаргин посетил международный аэропорт Владивостока и оценил ход строительства мостов и зданий на острове Русский. В целом министр остался доволен общим ходом и темпами строительства. Басаргин объявил, что все будет готово в срок. В связи с мировым и российским финансовым кризисами финансирование разработки конференции в размере 351 млрд рублей может быть сокращено на 25 млрд рублей за счет удешевления строительных материалов и оптимизации работ.

Несмотря на эти сокращения, Минфин России объявил в марте 2009 года, что из-за кризиса в федеральном бюджете вряд ли будут в полном объеме выделенные ранее 202 миллиарда рублей для финансирования проектов подготовки к саммиту. Одно из предложенных решений заключалось в переносе саммита в Санкт-Петербург , поскольку инфраструктура этого города лучше развита для проведения саммита и будет менее затратной. Первоначально первый вице-премьер во втором кабинете Владимира Путина Игорь Шувалов не подтверждал, что такие планы существуют, хотя и отметил, что такой сценарий возможен. Однако позже в марте Шувалов провел в Москве встречу по вопросам планирования саммита, на которой было подтверждено, что саммит состоится во Владивостоке, а не где-либо еще. Во время встречи планы по строительству театра оперы и балета и медицинского центра были перенесены на неуказанный более поздний срок, но остальная часть строительства должна быть продолжена в соответствии с графиком.

Город контрастов

Накануне саммита местные власти обещали, что кампус на острове Русский выведет образование на новый уровень, и у студентов появятся новые лаборатории и комфортные условия для проживания.

Однако ректор Сергей Иванец сообщил, что переезд лабораторий отложен минимум на год, а студенты некоторых специальностей еще 2-3 года будут учиться на материке.

Подпись к фото,

Основной площадкой саммита стал кампус Дальневосточного федерального университета

Во Владивосток был проложен газопровод, и предполагалось, что коммунальные тарифы снизятся, но они, наоборот, выросли, так как энергетикам и газовикам надо возвращать затраты.

Мосты были несбыточной мечтой многих поколений горожан. После их возведения чиновники обещали, что остров Русский будет развиваться, как и район Чуркина. Однако некоторые эксперты уверяли, что Русский нужно оставить нетронутым для отдыха, а производственные предприятия и учебные корпуса нужно строить на материке – дешевле и надежнее.

Для удобства пассажиров от Владивостока до аэропорта стал ходить «Аэроэкспресс», однако пока он ходит пустым, а обычные электрички набиты дачниками и жителями пригорода.

Во время саммита полиция запретила парковаться на трех основных дорогах – Алеутской, Светланской и Океанском проспекте. Этого оказалось достаточным, чтобы ускорить движение транспорта и разгрузить городские дороги.

Сохранят ли этот запрет городские власти – большой вопрос, так как автомобилисты привыкли оставлять машины рядом с офисами, которые посещают.

После открытия моста через бухту Золотой Рог действительно разгрузилось движение на значительной части Владивостока. Но «вылизанными» оказались только центральные улицы и тротуары: чем дальше от центра, тем больше трещин на дорогах и глубже ямы.

Проекты АТЭС 2012 во Владивостоке

  • Мостовой переход на остров Русский через пролив Босфор Восточный (строительство завершено)[2]
  • Мостовой переход через бухту Золотой Рог на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 «Уссури» (Хабаровск — Владивосток) с Русским островом (строительство завершено)
  • Мост через Амурский залив — низководный мост, соединяющий полуостров Де-Фриз и полуостров Муравьёва-Амурского в районе микрорайона Седанка и являющийся частью автотрассы «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл» (строительство завершено)
  • Дальневосточный федеральный университет (строительство ведётся)
  • Реконструкция международного аэропорта Кневичи (строительство завершено) и запуск аэроэкспресса
  • Реконструкция автомагистрали аэропорт Кневичи — станция Санаторная — мостовой переход через бухту Золотой Рог (строительство ведётся)
  • Строительство автомобильной дороги пос. Новый — полуостров Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл с подъездами к мостовому переходу через пролив Босфор Восточный и мостовому переходу через бухту Золотой Рог (включая низководную эстакаду через Амурский залив) (строительство ведётся)
  • Приморский океанариум (на полуострове Житкова на Русском острове)[3] (строительство ведётся)
  • Отель Hyatt «Корабельная набережная» категории 5 звёзд (строительство ведётся)
  • Отель Hyatt «Мыс Бурный» категории 5 звёзд (строительство ведётся)
  • Строительство улично-дорожной сети Русского острова
  • Конференц-центр на 6 тыс. мест (проектирование и строительство ведётся MULTIGROUP Development)
  • Театр оперы и балета (строительство ведётся)
  • Центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования по ул. Можайского (строительство ведётся в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»)
  • Строительство и реконструкция автодорог территории объектов саммита (строительство ведётся)
  • Комплекс очистных сооружений Южного планировочного района в окрестностях бухты Промежуточной
  • Комплекс очистных сооружений Центрального планировочного района в долине Второй речки (Бородинская)
  • Комплекс очистных сооружений Северного планировочного района на полуострове Де-Фриз
  • Реконструкция городских систем водоотведения и ливневой канализации
  • Другие объекты АТЭС
  • Журналистам будут предоставлены два специально пригнанных круизных лайнера «Принцесса»[4] и корпуса Дальневосточного федерального университета, в котором состоится сам саммит.

Изначально подпрограммой «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» было предусмотрено строительство некоторых других объектов, в частности нескольких гостиниц категории 4-5 звёзд, но из-за нецелесообразности эти проекты были отменены.

На заседании оперативного штаба ФГУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ» по итогам 2010 года в новую редакцию подпрограммы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» дополнительно включено 19 объектов[5]:

  • Строительство подстанции 220 кВ «Зелёный угол» с заходами высоковольтной линии 220 кВ
  • Строительство высоковольтной линии 220 кВ «Владивосток — Зелёный угол» (участок высоковольтной линии 220 кВ Артёмовская ТЭЦ — Зелёный угол)
  • Строительство высоковольтной линии 220 кВ «Владивостокская ТЭЦ-2 — Зелёный угол — Волна»
  • Строительство высоковольтной линии 220 кВ «Артёмовская ТЭЦ — Владивосток»
  • Строительство и реконструкция распределительных сетей материковой части Владивостока, финансируемые за счёт тарифного источника, сформированного по методу RAB
  • Частичный перевод Владивостокской ТЭЦ-2 на сжигание природного газа
  • Перевод Владивостокской ТЭЦ-2 и ТЦ «Северная» на сжигание природного газа
  • Узел отбора и учёта газа в пункте Боатасино
  • Строительство топливно-заправочного комплекса в аэропорту г. Владивостока Кневичи
  • Строительство объектов системы нефтепродуктообеспечения Русского острова
  • Обустройство Киринского газоконденсатного месторождения
  • Газопровод БТК[неизвестный термин] Киринского газоконденсатного месторождения — газокомпрессорная станция Сахалин
  • Газопровод межпоселковый от газораспределительной станции Владивостока до ТЭЦ-1 с отводом на котельную «Северную», Владивосток
  • Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток — аэропорт Кневичи
  • Комплексное освоение в целях жилищного строительства территории района Владивостока Зелёный угол
  • Строительство судостроительной верфи «Восток-Raffles»
  • Строительство судостроительной верфи «Звезда — D.S.M.E.»
  • Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода во Владивостоке
  • Строительство инженерного центра на Русском острове

Что построили в Приморье

Рассмотрев несколько вариантов размещения объектов саммита АТЭС, правительство выбрало остров Русский (нематериковая часть Владивостока), хотя первоначально там планировали построить игорную зону (позднее под проект была выделена другая площадка). Главе государства Владимиру Путину понравилась идея создать на острове, который со времён основания Владивостока был вотчиной военных, кампус федерального университета — кузницу кадров не только для Приморья, но и всего Дальнего Востока, и он её утвердил.

Это решение в свою очередь обусловило и другое: предстояло построить мост на остров Русский, причём в рекордно короткие сроки — за 46 месяцев. До сих пор никто в мире не строил объектов такой сложности: у него самые высокие в мире пилоны — 324 метра и самый длинный, поддерживаемый вантами, 1104-метровый пролёт.

Межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» образован в ноябре 1989 года. В его состав входит 21 страна и территория АТР, именуемые экономиками: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

На долю участников АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, более 50% объёма внешней торговли и более 45% населения планеты.

Задача, поставленная правительством, была шире: не просто подготовиться к проведению саммита АТЭС, а создать в столице Приморья «коммуникативную площадку России в АТР». Поэтому намеченные к строительству многочисленные инфраструктурные, культурные и спортивные сооружения призваны были не только решить застарелые проблемы Владивостока, но и послужить базой для его дальнейшего развития.

Всего в списке было 67 объектов, в том числе кампус ДВФУ, новый терминал международного аэропорта Владивосток, около 120 км новых и модернизированных дорог, два моста и низководная морская эстакада, мусорный полигон и очистные сооружения (их у города раньше вообще не было!), новые объекты энергетики, медицинский центр ДВФУ, театр оперы и балета, ледовый комплекс «Фетисов-Арена», две гостиницы и многое другое.

На четыре с лишним года Приморье превратилось в масштабную стройку: такими темпами множество технологически сложных объектов одновременно в крае ещё не возводилось. В разгар работ на стройплощадках было задействовано в общей сложности более 28 тыс. человек и около 4 тыс. единиц техники. К концу августа 2012 года большая часть из запланированного, по данным Дальневосточной дирекции Минрегиона, была готова. То, что завершить вовремя не удалось, никак не отразилось на проведении саммита.

Благодаря подготовке к саммиту АТЭС исчезла одна из печально известных «достопримечательностей» города — свалка в бухте Горностай. За десятилетия своего существования она отравила огромную территорию: айсберги мусора периодически откалывались и падали в море, шлейф дыма от тлеющего мусора был виден даже из космоса. На её уничтожение и рекультивацию было выделено более миллиарда рублей. Мощностей нового современного полигона для твёрдых бытовых отходов, построенного подальше от моря, по расчетам, хватит на 30 лет, при этом рядом есть резервные площади.

f651c1b9594bc84cfe2eb3b869513d47d1472985.jpg

Строительство моста через бухту Золотой Рог

Максим Шеметов/ТАСС

После реконструкции и перевода на газ Владивостокской ТЭЦ-2 воздух приморской столицы и её окрестностей стал заметно чище. А использование подземных источников Пушкинского месторождения позволило значительно повысить надёжность водообеспечения Владивостока, Артёма и Надеждинского района.

К слову, столица Приморья минимум 50 лет не получала таких масштабных вложений в транспортную инфраструктуру. Так, владивостокский аэропорт после модернизации стал, по сути, всепогодным и обзавелся современным пассажирским терминалом. Новая, альтернативная существующей трассе М-60, дорога посёлок Новый — Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл позволяет доехать до моста на остров Русский, минуя центр города. А участок трассы бухта Патрокл — мост через бухту Золотой Рог напрямую связал с историческим центром отдалённые районы Владивостока.

В целом же было реконструировано порядка 40 км дорог, построено три моста и 65 км новых трасс и развязок. Проектированием и возведением мостов занимались российские специалисты, а компания Freyssinet (Франция) помогла с изготовлением и монтажом вантовых систем.

Напряженность перед саммитом

Решение Тайваня провести 31 августа учения с боевой стрельбой на острове Тайпин перед вьетнамскими инъекциями, как сообщается, усилило напряженность в спорах по Южно-Китайскому морю перед саммитом. В споры также вовлечены Япония и Филиппины против Китая, которого поддерживает Тайвань.

Деньги разбросать в воздухе

Подпись к фото,

В международном медиа-центре форума работали несколько сотен журналистов

Здания, которые не успели отреставрировать, просто затянули зелеными сетями или прикрыли заборами. А самые красивые здания в центре, построенные немецкими зодчими в начале ХХ века – ГУМ и поликлиника ФТИ — покрасили краской и лишили естественного старинного вида.

Самым ярким событием саммита стал фейерверк за 275 млн рублей (8,5 млн долларов), устроенный Управлением делами президента. Ощутить грандиозность зрелища помешал обещанный накануне ливень. Посмотрев представление в 23 часа, горожане смогли вернуться домой лишь в 2-3 часа ночи — пробки.

Когда стало известно, сколько денег руководство страны готово потратить на салют, приморские блогеры подсчитали, что это цена 55 трехкомнатных квартир в центре Владивостока и предложили эти деньги обменять на 100-долларовые банкноты и разбросать их над городом. Мол, хоть что-то ощутимое останется после саммита местным жителям.

Критика

Сам факт, а также обстоятельства подготовки саммита АТЭС на Русском подвергаются резкой критике российской оппозицией. Критика вызвана, в частности, высокой стоимостью возводимых объектов инфраструктуры, в несколько раз превосходящей стоимость подобных объектов в других странах.

Вопрос — почему саммит стоит почти $10 млрд, в пять раз дороже, чем Олимпиада в Ванкувере? Ответ в том, что Путин решил провести саммит на острове Русский, где отсутствует инфраструктура, куда надо строить мост, сооружать объекты энергетики, гостиницы, прочее. И это на фоне обветшавшей инфраструктуры Владивостока с его разбитыми дорогами, запущенным коммунальным хозяйством, ветхим жилым фондом.

Одно только строительство двух мостов на остров Русский через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обойдётся более чем в $2 млрд. При этом суммарная длина мостов меньше трёх километров. Для сравнения: за $2 млрд китайцы построили Мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра, а аналогичный по длине мост во Франции обошёлся в €394 млн.

— «Путин. Итоги. 10 лет: независимый экспертный доклад»[6]

Разъяснения

Проблемы с содержанием статьи
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Сравнения проведённые в брошюре некорректны, так как оба моста, китайский и французский, являются по сути не мостами, а виадуками. Поэтому в данном случае их длина не о чём не говорит, с инженерной точки зрения строительство виадуков несложное дело. К примеру у китайского моста основной пролёт 448 метров, что более чем в 2 раза меньше длины пролёта моста на о. Русский — 1104 м. Пилоны моста через пролив Босфор Восточный — 320 м, высота пилонов моста через залив Золотой Рог — 226 м. У французского моста пилоны разнятся от 77,56 м (вместе с мачтой — 164,56 м) до 244,96 м (вместе с мачтой — 331,96 м) и, соответственно, его возведение ожидаемо много дешевле.

При строительстве мостов Владивостока необходимо было учитывать климатические условия. Мостостроители успешно решили такие сложные проблемы: ветровые нагрузки до 51 м/cек на высоте 70 м, сейсмическая активность до 8,1 баллов по шкале MSK-64, сложная геология, низкие температуры до −31°С, возможное воздействие на островок и опоры нагрузок от навала судов водоизмещением до 66 000 тонн, толщина льда до 80 см. Французский же мост был построен из расчета выдерживания ветровых нагрузок всего лишь 62 м/cек на высоте 250 м и сейсмической активности до 8,5 баллов по шкале Рихтера, что обусловило более низкую стоимость проекта.

Кроме того, общая длина мостов с эстакадами — более 5 километров, а не «меньше трех километров», как написано в брошюре Немцова-Милова.

Правильное сравнение мостов Владивостока может быть с близким по характеристикам с другим китайским мостом — мост «Сутун» через реку Янцзы, с длиной пролёта 1088 м, высотой пилонов 306 м и общей длиной 8206 м (то есть этот мост немного уступает нашему мосту на о. Русский). Стоимость строительства «Сутуна» — $1,7 млрд, что дает стоимость строительства около $207 тыс. за метр, что менее чем в два раза дешевле, чем расходы на возведение обоих мостов острова Русский (по начальной оценке это $2,1 млрд за 5,1 км, что дает около $403 тыс. за метр обоих мостов; более поздние оценки поднимают стоимость строительства до $3 млрд). Последние оценки строительства моста через пролив Босфор-Восточный, не включающие стоимость ремонта смытого полотна и устранения последствий пожара, составляют 32,2 млрд руб. за мост и 29 млрд руб. за дорогу к нему или $1 млрд долл. за 1104 м или $905767 (то есть около $1 млн) за 1 м моста.

В стоимость строительства моста на о. Русский также входит прокладка водовода и мощного электрического кабеля, что также является дорогостоящей и сложной инженерной задачей.

Строительство мостов — это одно из средств решить насущные проблемы развития Владивостока и восточных ворот Российской Федерации.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов ответил на поступающую в адрес организаторов саммита критику, заявив, что ни одного объекта «потемкинской деревни» в Приморье построено не было.[7]

По словам первого вице-премьера, показуха и «потемкинские деревни» — это когда за внешним фасадом нет ничего. А все, что было сделано в Приморье, «можно прийти пощупать — там можно либо работать, либо учиться». Все, что сделано — «это все готовые объекты, возведенные по самым современным технологиям… И все они — для людей».[8]

Что не построили

К 2012 году не успели достроить здание для театра оперы и балета, ледовый спорткомплекс «Фетисов-Арена», лабораторный корпус, медцентр ДВФУ и водовод на остров Русский. Всё это благополучно сдали в 2013-м, кроме водопровода, который начали строить через год после саммита (первая нитка была запущена в 2015 году).

К сожалению, в 2012 году удалось сдать в эксплуатацию лишь малую часть очистных сооружений Владивостока, так как потребовалась масштабная реконструкция городской системы канализации, и она до сих пор продолжается. На завершение работ в краевом бюджете на 2018−2020 годы предусмотрено дополнительно 2 млрд рублей.

В рамках ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» на подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» было выделено 679 млрд рублей, из них около 300 млрд на строительство газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток. На каждый рубль бюджетных средств удалось привлечь 2−3 рубля частных инвестиций (в основном от компаний с госучастием).

Около 80% средств было затрачено на создание современной транспортной (аэропорт, мосты, дороги, причалы и т. д.), инженерной (очистные сооружения, новые источники водо-, тепло- и электроснабжения), социальной, культурной и спортивной инфраструктуры (театр оперы и балета, медицинский центр ДВФУ и т. д.).

До сих пор не построены две пятизвёздочные гостиницы. На объектах уже «освоено» 14 (по другим данным, 16,5) млрд рублей из бюджета, в том числе выделенных из казны Приморского края. Инициатором их строительства был не регион, они возводились в рамках федеральной программы, но к саммиту АТЭС гостиницы сдать не успели, а время действия программы закончилось. По словам специалистов, проектно-сметная документация на эти объекты грешила многочисленными неточностями, из-за чего стоимость их возведения (и переделок с приходом новых подрядчиков) постоянно росла.

В феврале 2016 года было возбуждено уголовное дело о халатности. Фигурантами дела стали заказчик строительства ОАО «Наш дом — Приморье» и другие организации. Как сообщила старший помощник прокурора Приморского края Елена Телегина, по результатам ревизии будет дана комплексная оценка действий сотрудников компании-заказчика и органов власти. Сам же прокурор Сергей Бессчасный считает, что «участие бюджета края в строительстве гостиниц было неоправданным риском» и нужно отказываться от такой практики.

Тем временем краевые власти решили достроить гостиницу на Корабельной набережной, но даже выбранный властями проверенный подрядчик не может справиться с недостроем. Гостиница на мысе Бурном была выставлена на продажу через Российский аукционный дом, но из-за отсутствия желающих приобрести её торги дважды отменялись. Глава Приморья Андрей Тарасенко, вступивший в должность 4 октября 2017 года, решил снять объект с продажи и попытаться найти компанию, которая завершит объект. К слову, такую задачу поставил перед ним полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Представляя депутатам и общественности нового главу региона, он подарил ему мастерок со словами: «Гостиницы должен хотя бы третий губернатор достроить».

Молодежный форум и программа «Голоса будущего»

Молодежный фестиваль АТЭС открылся во Владивостоке за несколько дней до встречи лидеров АТЭС. Форум проходил на территории Дальневосточного федерального университета со 2 по 4 сентября параллельно с Неделей лидеров АТЭС-2012 во Владивостоке. Среди делегатов, представляющих экономики АТЭС, были студенты и аспиранты, молодые ученые, предприниматели и политики, которые предложили собственные решения насущных социальных и экономических проблем, стоящих перед Азиатско-Тихоокеанским регионом. В завершение форума делегаты представили собственную декларацию, которая была представлена ​​участникам встречи лидеров АТЭС. Затем избранных участников пригласили присоединиться к делегации «Голоса будущего» и принять участие в саммите руководителей АТЭС на острове Русский.

Конфликт элит?

На саммите неожиданно проявились разные подходы региональных и федеральных властей к судьбе Дальнего Востока.

Полпред президента Виктор Ишаев и губернатор Амурской области Олег Кожемяко предложили создать в регионе «налоговые каникулы», снизить таможенные пошлины, утвердить льготы для предприятий. Создать наиболее благоприятный режим для предприятий с иностранным капиталом.

Выступая на саммите, Олег Кожемяко определил основные направления развития области – транспорт, вторая очередь БАМа, разведка полезных ископаемых, увеличение пахотных земель. Инвесторы из Азии уже готовы участвовать в этих проектах. Нужны лишь преференции от федеральной власти.

Подпись к фото,

Владимир Путин признался, что саммит фактически проходил на стройплощадке

Дальневосточникам возразил первый вице-премьер Игорь Шувалов – мол, в регион государство и так вложило сотни миллиардов, на большее лучшее не рассчитывать. Владимир Путин на пресс-конференции сказал, что нужно рассматривать каждый конкретный проект, а то «смекалистые» россияне все предприятия перерегистрируют на Дальнем Востоке.

К слову, в Приморье пытаются создать свободные экономические зоны, технопарки, особые таможенные зоны с 1989 года. Но по-прежнему высокотехнологичные товары из Азии закупают в Москве – там они дешевле.

См. также

  • Золотой мост
  • Русский мост

Уголовный шлейф

Несмотря на контроль за подготовкой к саммиту АТЭС на самом высоком уровне, правоохранительные органы выявили ряд хищений. Самые громкие аресты прошли в ноябре 2012 года в Дальневосточной дирекции Минрегиона. Она была создана Министерством регионального развития, чтобы наладить взаимодействие между всеми участниками программы и исполнять функции госзаказчика наряду с другими государственными структурами (Росавтодор, Росморречфлот, Росавиация и др.). После завершения строительства структура была ликвидирована.

84976203bd60f0775843357e0474ab86abbbaf05.jpg

Следствие доказало, что замминистра регионального развития Роман Панов с сообщниками организовал конкурсы на заключение госконтрактов по инженерному и научно-техническому сопровождению строительства объектов саммита, а также на добровольное страхование недостроенных объектов. Побеждали в них подконтрольные ему коммерческие фирмы, а в контрактах фигурировали уже построенные и готовящиеся к сдаче объекты. Доказанная сумма ущерба — около 40 млн рублей. Панов получил 6,5 года, бывший руководитель ФКУ «Дальневосточная дирекция Минрегионразвития России» Олег Букалов, подельники Роман Барбашов и Алексей Кудрявцев — от 2,8 до 5,5 года лишения свободны. Панова и Букалова оштрафовали на миллион рублей каждого.

До сих пор не построены пункты пропуска в Пограничном и Краскино на российско-китайской границе. К слову, средства на их возведение не входили в бюджет подготовки к саммиту АТЭС, но были заложены в госпрограмму модернизации пунктов пропуска, которой занималось Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница).

По версии следствия, экс-руководитель Росграницы Дмитрий Безделов, его бывшие подчинённые и бизнесмены завышали объёмы работ и расценки на них, а разницу присваивали. Суд признал всех подсудимых виновными: Безделов получил девять лет колонии общего режима, его подельники — от двух до восьми лет.

Смотрите также

  • Тихоокеанский рубеж
  • Национальный костюм
  • Восточноазиатский экономический совет
  • Саммит Восточной Азии
  • Встреча Азия-Европа
  • Зона свободной торговли АСЕАН

Экономная стройка

Благодаря саммиту АТЭС последнюю неделю я смог открывать окно в своей квартире и не просыпаться под индустриальную какофонию.

За месяц до мероприятия отряды гастарбайтеров мели дворы, резали гранитные плиты, укладывали асфальт, красили все, что видели, укладывали бордюры с 7 часов утра и до сумерек.

Часть рабочих, задействованных на строительстве объектов для саммита, оставили на территории кампуса для устранения неполадок прямо во время саммита, по ночам.

Так оно и было – царапины, сколы, трещины в здании пресс-центра исчезали к утру. Владимир Путин признался, что саммит проходил на стройплощадке.

Ссылки

  • Саммит АТЭС 2012 во Владивостоке
  • Официальный сайт Саммита АТЭС 2012
  • Очередная стройка века. Строители не успевают сдать все объекты к саммиту АТЭС на YouTube
  • Лазерно-пиротехническое шоу за 275 миллионов в честь окончания АТЭС на YouTube
  • Сайт Приморского океанариума.
  • Новости «Дейта. РУ», помеченные тегом «Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке»
  • Статьи из газеты Золотой Рог, помеченные тегом «Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке» (недоступная ссылка — история)
  • Статьи из газеты «Владивосток», помеченные тегом «Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке»
  • Критика Саммита АТЭС 2012 во Владивостоке

внешняя ссылка

  • Видеообзор недели саммита АТЭС на YouTube
  • Закулисное видео недели саммита АТЭС на YouTube
  • Лазер и фейерверк показывают более 275 миллионов АТЭС Владивосток 2012 на YouTube
  • АТЭС 2012
  • Официальный сайт APEC Russia 2012 во Владивостоке
  • (на русском языке ) Официальный сайт АТЭС 2012 Россия Владивосток
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...