Почему коньки хорошо скользят по льду?

Опытно — экспериментальная деятельность с детьми 5–6 лет. Тема: «Почему скользят коньки?»

Комментарии

Авторизация через сервис Loginza:

Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

История возникновения коньков

Самое раннее упоминание слова “конек” можно найти в “Англо–нидерландском словаре” ГЕМАХА (1648 г). В международный спорт слово “коньки” пришло из русского языка коньки, коньки–бегунки, коньки–горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова “конь”: коньки.

Вначале для бега по льду использовались кости животных. Потом для этого приспособили деревянные бруски, в которые вставляли металлические полозья. На этих коньках катались до середины восемнадцатого столетия.

А сегодняшние коньки? Они родились почти триста лет назад.

… Жил в голландском городе Амстердаме мастеровой. Он приехал в Голландию учиться строить корабли.

Научили голландцы Питера, так звали мастерового, своей зимней потехе — катанию на коньках. Он увидел, что на коньках, да еще отталкиваясь, как лыжник, палками ото льда, можно обогнать даже конный экипаж.

Питер быстро научился кататься на коньках. Он ловко вычерчивал всякие замысловатые фигуры на ледяных дорожках каналов. Одним только Питер был недоволен: уж больно долго надо было привязывать коньки к сапогам. Пока приладишь “волшебные железки”, пока завяжешь ремни, — не один раз пот сойдет.

И тогда стал Питер думать, как сделать так, чтобы коньки всегда были готовы к ледовой потехе. Думал–думал, прикидывал–прикидывал и решил: а что, если деревянный брус, на который прикрепляется железная полоска, заменить на металлическую площадку, а лезвие приклепать к площадке с помощью стоек?

Сказано — сделано. И вскоре гигант Питер появился на канале на коньках собственной конструкции.

Вот как появились, рассказывает легенда, первые металлические коньки. А Питер — это был русский царь Петр I, — вернувшись из Голландии, привез в Россию коньки. Новинка пришлась по вкусу всем, и через несколько лет на коньках стали кататься тысячи россиян.

Ход занятия.

I. Организационный момент (2 мин.)

Воспитатель. Идет зима. Прекрасное время года.

Много нам забав чудесных дарит зимушка-зима:

Мы катаемся на санках. Лепим мы снеговика И в хоккей играем дружно, И на лыжах с гор летим. И пора нам в детский садик, А мы вовсе не хотим. (автор: Боровлева Н. А.)

У каждого из вас есть своя любимая игра. О своей любимой игре зимой нам расскажет Савелий.

II. Основная часть (22 мин.)

1. Представление исследовательского проекта ребёнком.

Воспитатель. Вы внимательно слушали рассказ.

А как вы думаете, сможем ли мы с вами повторить исследование Савелия? Или это получилось только у него (ответы детей)

Начиная наше исследование, вспомним, что мы должны узнать. (ответы детей)

2. Проведение детьми опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитатель. Давайте проведём опыт: «Свойства льда».

Возьмите в руки кубик льда.

Какой он внешне?

Какой он на ощупь?

Постучим по кубику льда молотком. Что произошло?

Положите кубик льда в стакан. Посмотрите, утонет ли лёд?

Зажмите кубик льда в ладони. Что происходит со льдом?

(дети выполняют манипуляции со льдом, отвечают на вопросы).

Обобщение. Лёд прозрачный. Он холодный, гладкий на ощупь. Одновременно твёрдый и хрупкий. Лёд не тонет в воде. В тепле он легко превращается в воду.

Как вы думаете, какое из перечисленных свойств делает лёд скользким?

(ответы детей)

Для уточнения этого, сравним стекло и лёд.

Опыт «Почему лёд скользкий

Дети рассматривают стекло совместно с воспитателем, сравнивают их внешние свойства.

Обобщение. Стекло и лёд очень похожи: стекло, как и лёд, прозрачное, холодное, гладкое. Одновременно твёрдое и хрупкое.

Но лёд более скользкий, чем стекло. Почему?

Чтобы ответить на это, расскажите, что происходит с поверхностью льда во время скольжения по нему?

Проведите пальчиком по льду и стеклу, что происходит с ними (ответы детей)

Обобщение. При воздействии лёд легко тает, образуется вода, которая помогает скольжению, а стекло не тает, поэтому и скользить по нему, как льду, нельзя.

3. Оформление детьми лэпбука «Про лёд».

Воспитатель. Нарисуйте всё, что вам было особенно интересно и больше понравилось сегодня на занятии.

Дети рисуют запомнившиеся моменты занятия, оформляют совместно с воспитателем лэпбук «Про лёд».

III. Заключительная часть (1мин.)

Воспитатель. Сегодня мы проводили научные опыты, благодаря которым узнали о свойствах льда; о зависимости быстроты скольжения от характера поверхности, на которой происходит скольжение; о значение водяной плёнки в скольжении. Вечером поделитесь своими научными открытиями с мамами и папами.

Опытно — экспериментальная деятельность с детьми 5–6 лет. Тема: «Почему скользят коньки?»

Учтите, что:

● Если вы слабо владеете равновесием, поначалу нижний зубец будет мешать и цепляться за лед. Научиться ездить не цепляясь не сложно – прислушивайтесь к своему телу, перемещайте центр тяжести по ступне, и все придет.

Важно
От заточки лезвия коньков зависит ваша устойчивость и успешный объезд других катающихся. Фигурные и хоккейные коньки, а иногда и прогулочные, точат «под желобок», т.е. точильный круг радиусом 11–15 мм формирует на лезвии полукруглую канавку. Лучше отдать коньки в заточку в мастерскую при специализированном магазине по ледовым видам спорта или при ледовом дворце. Плохой станок или криворукий мастер оставит канавку разной глубины, и вас будет шатать туда-сюда. Хождение на коньках тоже портит лезвие, поэтому надевайте пластиковые чехлы.

● Ботинок у «фигурок» тонкий, без утеплителя, и жесткий. Сидеть должен строго по ноге, иначе вы не будете его чувствовать, не сможете ездить на ребре, передней или задней части лезвия, будете цеплять зубцами. Покупайте в размер без «запаса на вырост».

2. Прогулочные коньки внешне похожи на фигурные. Однако ботинок пониже, помягче и утепленный (иногда утеплитель представляет собой внутренний сапожок, который можно вытащить и просушить на батарее). Главное отличие опять-таки в лезвии. Смотрите сбоку: оно прямое, без ощутимых закруглений к пятке и носку. За счет этого они устойчивее при движении по прямой, но куда хуже управляются и хуже маневрируют. Спереди зубцов может вообще не быть или их меньше, чем на фигурных, поэтому цепляться за лед не будут.

Почему скользят коньки?

Коньки скользят оттого, что лед под тяжестью конькобежца тает. Между коньком и льдом образуется тонкий слой воды. Эта вода, как смазка, позволяет конькобежцу скользить. Слой воды получается такой тонкий, что не успеет конек проехать, как вода снова замерзает и только след остается на голубой глади льда.

Что интересно, такими свойствами из всех существующих тел обладает только лед; один советский физик назвал его «единственным скользким телом в природе».

Однако, если стоит очень сильный мороз, коньки скользят не так хорошо. Это знает каждый конькобежец.

Коньки и лед

Теперь уж ни Миша, ни его товарищи не будут пробовать скользить по стеклу, каким бы гладким оно ни казалось.
Наслаждайтесь катанием!

Комментировать

Результаты работы и их анализ

Лед – это вода в твердом состоянии.

На занятиях в детском саду и прогулках я узнала следующие свойства льда:
– твердый,
– хрупкий,
– скользкий,
– холодный,
– прозрачный,
– бесцветный,
– тает от тепла,
– образуется из воды.

Вы когда–нибудь задумывались, почему коньки скользят по льду?

Ответ на этот вопрос я решила узнать у воспитанников группы “АБВГДЕйка” детского сада “Малыш”. Я провела опрос. Результаты показали, что ребята не знают ответа.

Мой дедушка мне сказал, что силы трения на льду совсем слабые, поэтому лед скользкий.

Трение – это сила, которая прекращает скольжение двух поверхностей относительно друг друга.

Опыт №1.

Я приготовила ластик, бумагу и ложку с тарелкой. Провела ластиком по бумаге. Я ощутила сопротивление движению руки. Затем я провела ложкой по тарелке. Я почувствовала, что трение в этом случае заметно меньше.

Вывод: Трение зависит от материала трущейся поверхности. На скользком, гладком льду сила трения уменьшается.

Я предположила, что кататься можно по любой гладкой поверхности.

Опыт №2.

Керамическая плитка гладкая и твердая, может ли она позволить скользить конькам?

Надев коньки, я опробовала их на керамическом полу. Скольжения не получилось, что–то мешало движению.

Вывод: не по любой твердой и гладкой поверхности можно скользить на коньках. Коньки скользят только по льду.

Почему же коньки скользят по льду?

Я обратилась за помощью к маме. Мама подобрала мне нужную литературу по этой теме, и помогла разыскать кое–что в Интернете.

В учебнике физики 7 класса сказано, что на коньках малое трение при скольжении по льду объясняется действием смазки. Между коньком и льдом образуется тонкий слой воды. Но откуда же берется вода под коньками на поверхности льда даже при низких температурах (на коньках кататься можно и при –20 градусах?).

Оказывается, вплоть до последнего времени ученые спорили о причинах низкого трения, характерного для поверхности льда, то есть о том, почему лед скользкий.

Начало этих споров было положено еще 150 лет назад. В 1849 г. Братья Джеймс и Уильям Томсон выдвинули гипотезу, согласно которой лед под нами плавится потому, что мы на него давим лезвиями коньков. Стоя на коньках, мы опираемся на очень маленькую площадь и на эту площадь целиком давит вес нашего тела. И поэтому мы скользим уже не по льду, а по пленке воды на его поверхности. Но ведь в обычной обуви тоже можно поскользнуться на льду. Да и дети могут кататься, хотя давление, создаваемое ими, мало.

Эта гипотеза была опровергнута в результате экспериментальных и теоретических исследований, проводившихся в конце 90–х годов прошлого столетия. Американские ученые сканировали поверхность льда с помощью медленного электронного луча и выяснили, что на поверхности ледовой дорожки вода имеется всегда. Молекулы льда в поверхностном слое колеблются в 100 000 раз быстрее тех, которые находятся в глубине льда. То есть эти молекулы похожи по своему состоянию на жидкость. Лишь при температуре –60 градусов Цельсия поверхность льда становится вязкой.

Опыт №3.

Я взяла 2 кубика льда, прижала друг к другу 2 скользкие поверхности. Льдинки склеились.

Вывод: Поверхность льда покрыта очень тонким влажным слоем.

Это свойство льда и снега мы используем, когда лепим снежки. Эскимосы же, например, строят целые снежные дома – иглу.

Наблюдение

Цель: выяснить, в какую погоду лучше кататься на коньках.

Вывод: оптимальным для катания на коньках является температура воздуха –5…–10 градусов Цельсия.

Перспективы

Мне нравится кататься на коньках. Хочу научиться выполнять различные прыжки, элементы. Фигурное катание – один из красивейших видов спорта. Работая над данной темой, возникли вопросы, о которых мне бы хотелось узнать больше: чем отличаются искусственный, синтетический и натуральный лед; как самому залить каток; можно ли сделать так, чтобы не падать при катании на коньках.

Список литературы:

1. Перышкин А. В. Физика. 7 класс.– М.: Дрофа, 2003.
2. Богданов К. Ю. Прогулки с физикой. Библиотечка Квант, выпуск 98, – М.: Бюро Квантум, 2006.
3. Непомнящий Н. Н. 100 великих загадок природы.– М.: Вече, 2007.
4. Лукьянова А. Настоящая физика для современных малышей и их родителей.
5. Пять тысяч – где, семь тысяч – как, сто тысяч – почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор–составитель: Зубкова Н. М.– СПб.: Речь, 2008.
6. Гиффорд К., Голдсмит М., Гэллери Ш. Современная детская энциклопедия.– М.: Эксмо, 2009.
7. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 (2 CD–ROM).
8. Материалы Интернет.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением английского языка “Гармония”
детский сад “Малыш”

Автор работы:

Валиуллина Элина,
воспитанница д/с “Малыш”

Руководитель:
Валиуллина Юлия Баймурзовна,
методист Муниципального учреждения “Управление образования”
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Полный текст работы: http://static.livescience.ru/konki/konki.pdf

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...