Они были первыми: этапные корабли ВМФ мира

Как появились первые корабли-великаны: карраки, линкоры, галеоны

Другие статьи на тему «Корабли»:

Зарождение мореплавания. Начало начал.

Зарождение мореплавания. Пионеры путешествий.

Чем больше подписчиков наканале, тем чаще будут появляться новые публикации.

Не пропустите самое интересное!

«Непобедимая Армада»

20 мая 1588 года «Непобедимая Армада» в составе шести эскадр вышла в море из устья реки Тахо. Всего испанцы располагали 75 военными и 57 транспортными судами, на борту которых находилось 8 тысяч матросов, 2 тысячи невольников-гребцов, 19 тысяч солдат, тысяча офицеров, 300 священников и 85 врачей. У англичан было 197 меньших по размеру судов с 15 тысячами человек экипажа. По уровню подготовки английские моряки превосходили испанских. «Армада» подвергалась постоянным нападениям более легких и маневренных английских судов адмирала Дрейка. Англичане полагались на превосходство своей артиллерии, а испанцы, обладавшие превосходством в пехоте, — на абордажный бой. 28 июля на подступах к Кале английские суда атаковали испанский флот, потопив 16 кораблей, но, израсходовав боеприпасы, вынуждены были прекратить сражение. Потеря 16 кораблей была малоощутимой для испанцев. Судьба Англии, Голландии и всего протестантского мира повисла на волоске. 6 августа «Непобедимая Армада» под командованием герцога Медина Сидоньи прибыла в порт Кале. Экспедиционная армия Фарнезе ждала на берегу, чтобы погрузиться на корабли. Однако все нидерландские порты были блокированы голландским флотом, к тому же испанские суда из-за своей глубокой осадки не смогли приблизиться к побережью. Тогда 9 августа «Непобедимая Армада» повернула на север — у испацев хватило бы сил раздавить англичан и без армии Фарнезе. Но тут вмешался Случай. Когда Армада огибала Англию, разразился сильнейший шторм, и почти половина испанских кораблей погибла. В Испанию вернулось только 10 тысяч человек на 65 кораблях. Единоличному владычеству Испании на морях был положен конец. Нидерланды обрели независимость. Англия стала претендовать на военно-морское первенство, и, соответственно, начался закат Испании.

корабль triumph, непобедимая армада, боевое судно

«Трайэмф» («Triumph», Англия, 1576г.)
Длина — 36,8 м.
Ширина — 9,4 м.
Осадка — 4,9 м.
Водоизмещение — 950 т.
Вооружение — нет данных.
Экипаж — 500 чел.
Четырехмачтовый галеон с двумя прямыми парусами на фок- и грот-мачте, двумя латинскими парусами на бизани и одним на «бонавентуре», что соответствует парусному вооружению каракки. Судно прославилось под командованием Мартина Фробишера в битве с «Непобедимая Армадой» у Гравелайна 29 июля 1588 г.

Весь следующий XVII век прошёл под флагом противостояния двух кораблестроительных школ — английской и голландской. Голландия, завоевавшая независимость от Испании в самом конце 16 века, развивалась бурными темпами. Увеличивалась торговля, для которой требовались новые корабли. И голландское кораблестроение почти полвека заставляло корабельщиков «туманного Альбиона» выступать в роли «догоняющих».

корабль ark royal, флагманское судно, флот

«Арк Ройал» («Ark Royal», Англия, 1587г.)
Длина — 36,8м.
Ширина — 8,8м.
Осадка — 4,9м.
Водоизмещение — 800т.
Вооружение — нет данных.
Экипаж — 425 чел.
Этот парусник, по форме носовой надстройки, не каракка, а галеон, — это видно по надстройкам на верхних палубах, значительно более низким и менее заваленным внутрь, а также по наличию галереи, которая огибает корму. Паруса те же, что и на крупных каракках. «Арк Ройял» был флагманским судном лорда Говарда Эффингема во время морской операции против испанской Непобедимой Армады в 1588 году

Голландцы первыми пошли на кардинальное увеличение длины корабля относительно к его ширине, чего не было у англо-испано-португальских галеонов, господствовавших тогда на море, что обеспечивало большую скорость и лучшую мореходность. Для придания своим кораблям прочности, голландцы ставили шпангоуты на небольшом расстоянии друг от друга, а в местах установления мачт их делали двойными. Корабельная конструкция («набор») подкреплялась горизонтальными и вертикальными кницами. Корпуса кораблей голландские мастера изготовляли из дубовой древесины, — для постройки одного корабля требовалось не менее двух тысяч хорошо высушенных дубов. При разделке дерева тщательно следили, чтобы изгиб волокон соответствовал форме вырезаемой детали, которая при такой технологии становилась «вечной». Дубовые доски обшивки предпочитали крепить шпангоутам с помощью деревянных шипов, т.к. железные гвозди моментально ржавели в морской воде. Чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков- древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Эти доски крепились уже гвоздями, располагавшимися так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие. Появилось много новых технических приспособлений, которые облегчали нелёгкий труд матросов. Например, для подъёма якоря стали использовать специальную кат- балку, а для откачивания воды, просочившейся в трюм, устанавливали помпы. Впервые на палубу своих судов голландцами был вынесен штурвал, управлять которым было намного проще, чем румпелем. Вся тяжёлая артиллерия размещалась на нижних деках. Все голландские корабли имели широкий нос, округлую корму и могли похвастать богатыми украшениями.

корабль prince royal, трехпалубное судно, военный корабль

«Принц Ройал» («Prince Royal», Англия, 1610г.)
Длина — 35,0м.
Ширина — 13,0м.
Осадка — нет данных.
Водоизмещение — 1400т.
Вооружение — 64 орудия.
Экипаж — нет данных.
Первый линейный корабль “Принц Роял” представлял собой весьма прочное трехпалубное судно с вооружением, расположенным по бортам, на двух закрытых палубах. На корабле было установлено парусное вооружение по типу каракки

Англичане тоже внесли свой вклад в развитие линейных кораблей. Собственно говоря, первым линейным кораблём историки военно-морского искусства обычно называют корабль «Принц Роял», построенный в Вулвиче выдающимся английским корабелом Финеасом Петтом в 1610 году. Нос и корма корабля были диковинно изукрашены скульптурными изображениями и инкрустациями, над которыми работали лучшие мастера Англии. Достаточно сказать, что резьба по дереву обошлась английскому адмиралтейству в 441 фунт стерлингов, а позолота аллегорических фигур и гербов — в 868 фунтов стерлингов, что составило 1/5 затрат на постройку всего судна! Сейчас это кажется нелепым и парадоксальным, но в те далекие времена позлащенные идолы и истуканы считались необходимыми для поднятия боевого духа моряков.

корабль le phenix, французский флот, французское судно

«Феникс» («Le Phenix», Франция, 1669г.)
Длина — нет данных.
Ширина — нет данных.
Осадка — нет данных.
Водоизмещение — 1500т.
Вооружение — 86 орудия.
Экипаж -нет данных.
Классический пример французского кораблестроения. Две мачты и бушприт несли прямые паруса. На бизань-мачте стояли латинские паруса. Отличался тщательно продуманной конструкцией подводной части

Англичане первыми стали делить свои корабли на ранги в зависимости от водоизмещения и числа батарейных палуб. Разделить линейные суда по другим признакам попросту не представлялось возможным, слишком уж разными их создавали корабелы, а кораблестроения, как науки, тогда ещё просто не существовало. Так судно 1-го ранга имело водоизмещение 5000 тонн и три палубы со 110 орудиями, а более лёгкое 3500-тонное судно 2-го ранга несло 80 пушек на двух батарейных палубах. Позже английская система ранжирования кораблей практически без изменений перекочевала в остальные европейские флоты.

sovereign of the seas, английский флот, боевое судно

«Соверин оф зе Сиз» («Sovereign of the Seas», Англия, 1636г.)
Длина — 53,7м.
Ширина — 15,3м.
Осадка — 6,1м.
Водоизмещение ~ 1550т.
Вооружение — 102 орудия
Экипаж — нет данных.
Многие рассматривают этот корабль как вершину кораблестроительного искусства своего времени. Стоимость его была огромна, он был примерно в десять раз дороже среднего 40-пушечного фрегата. Впервые в истории судостроения корабль имел три батарейные палубы, расположенные одна над другой. Художественное оформление было разработано Томасом Хейвудом и выполнено Джоном и Матиасом Крисмасами за общую сумму 6691 фунтов. Весь орнамент и богатейшие украшения, носовая фигура и резьба были выложены настоящим золотом!
Корабль этот участвовал в англо-голландских войнах, и в 1696 г. сгорел во время ремонта от случайного пожара. Многолетняя служба этого корабля свидетельствует о его прочности; он был построен из дуба, в других же странах корабли строили большей частью из сосны. Палубы шли ровно, без перерывов и уступов, как это имело место ранее, что придавало кораблю солидную крепость

Англичане первыми сформулировали некоторые ключевые требования к постройке судов:

  1. длина корабля по килю (длина по ватерлинии была на несколько метров больше вследствие подъема носовой части) должна равняться трем ширинам, а ширина трем осадкам, считая последнюю не более 5 м;
  2. тяжелые надстройки хотя и способствуют красоте корабля, но, как перегружающие его и ухудшающие маневренность, должны быть сокращены;
  3. на крупных кораблях следует иметь 3 палубы, из которых нижняя должна быть на 0,6 м выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море;
  4. палубы должны быть непрерывными и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшить этим крепости корабля.

Результатом всех этих соображений явилась постройка по приказу короля Карла I корабля «Sovereign of the Seas» («Соверин оф зе Сиз» — «Повелитель морей»). Корабль был спроектирован и построен главным кораблестроителем английского флота Финеасом Петтом и сошел со стапеля в 1637г. с верфей в городе Вулриче (на Темзе). Это был первый трехдечный линейный корабль. Водоизмещение его составляло около 1700 т (насколько приблизительны в то время были расчеты показывает тот факт, что после спуска этого корабля на воду строители определили его водоизмещение в 1637т, в списках 1651г. для того же корабля показано водоизмещение 1141т, в следующих списках дано водоизмещение 1556т). Корабль имел 11 якорей с соответствующими якорными канатами; самый большой якорь весил 4400 фунтов. Первоначально было запланировано поставить на корабль 90 пушек ценой 20592 фунта, но, когда король посетил корабль 7 декабря 1638г., то приказал увеличить количество орудий до 102. Сметная себестоимость нового вооружения была 24447 фунтов 8 шиллингов 8 пенсов, к которым было добавлено 1700 фунтов. Деньги по тем временам просто немыслимые!

корабль prince willem, голландский флот, торговое судно

«Принц Виллем» («Prince Willem», Голландия, 1651г.)
Длинна – 33,4 м.
Ширина – 12,7 м.
Осадка – 5,1 м.
Водоизмещение – нет данных.
Вооружение – 40 орудий.
Экипаж – 150 чел.
Построенный в Миддлебурге для голландской Ост-Индской компании, «Принц Виллем» в своё время был одним из лучших торговых судов в мире. «Принц Виллем» был спроектирован с двумя полными палубами, но благодаря значительной высоте трюма позже появилась возможность установить выше грузового трюма орлоп-дек, на котором располагались жилые помещения для дополнительного экипажа на время боевых действий. В своем изначальном качестве торгового судна «Принц Виллем» оставался очень недолго. После одного плавания в Батавию, по возвращении в Голландию 28 июня 1652 года, он был аннексирован у Компании вместе с четырьмя другими кораблями на нужды военно-морского флота для войны с Англией. В октябре того же года корабль принял участие в сражении у Доунса (Downs). В бою, в котором он участвовал под командованием Витте де Вита, корабль был сильно поврежден. В 1653 году «Принц Виллем» был возвращен владельцам. 13 декабря 1661 «Принц Виллем» вышел в свое последнее плавание, и 11 февраля около острова Брэндона потерпел крушение

Появление этого корабля вызвало настоящую панику в рядах противников Британии. Впервые англичанам удалось удивить мир, представив революционную по замыслу конструкцию корабля, одно появление которого моментально изменило и взгляды на кораблестроение, и саму расстановку сил на море. И один раз «нащупав» этот удачный ход, английские корабелы будут раз за разом создавать «революционные ситуации» в мировом военно-морском кораблестроении. Это будет и появление паровой машины, и установка брони, и нарезные орудия, и появление дредноутов. Но это будет потом. А тогда «любимый ребёнок» Карла I стал предметом кошмарных снов и примером для подражания для флотоводцев и кораблестроителей всех морских держав. Сам же «детёныш» Карлу «вышел боком». Для достройки корабля и окончания его шикарной отделки Карлу пришлось ввести новые налоги и поднять старые, что привело к взрыву недовольства в народе и к революции. Карл потерял не только корабль, но и трон, и корону, и саму голову.

И спустя сотни лет, когда стоимость линейных кораблей возросла в сотни и тысячи раз, позволить себе обладание такими величественными монстрами могли позволить себе только очень немногие страны. И вступление в этот элитный клуб держав, претендующих на морское господство, оплачивалась десятками тонн золота налогоплательщиков.

Статья была опубликована в январском номере «Наука и техника» за 2006 год.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

1. Линейный корабль «Принц Ройал» (1610 г), Великобритания

1. Линейный корабль «Принц Ройал» (1610 г), Великобритания

Первые парусные линейные корабли появились в начале 17-го века и были сперва двухдечными, но первым трехдечным линейным кораблем стал предлагаемый Вашему вниманию «Принц Ройал». Безусловно, крупные корабли, оснащенные большим количеством артиллерии, существовали и до этого – достаточно вспомнить тяжеловооруженные галеоны, а первым специально построенным артиллерийским кораблем считается каракка «Мэри Роуз» (1510). И все же все эти корабли – каравеллы, галеоны, каракки, и даже двухдечные «корабли линии» (как их называли в Англии) являлись лишь этапами к совершенству, каковым стал трехдечный линейный корабль. Те же галеоны являлись транспортно-боевыми кораблями, они были крупнее линейных кораблей, и менее маневренными. В абордажной схватке галеон имел предпочтение, но трехдечный линейный корабль оказался лучше приспособлен для артиллерийского боя, поэтому он стал вершиной «пищевой пирамиды» парусных флотов и более чем на 250 лет представлял собой единственное средство завоевания и удержания морского господства. «Принц Ройал» суждено было стать первым из таких кораблей.

Древние корабли

В старые времена люди поселялись в основном возле морей и рек, так как это давало многие возможности. Постоянные походы в далекие страны, захват новых земель, скота и рабов, а также другие насущные задачи требовали, чтобы мореплавание постоянно развивалось и совершенствовалось.

История кораблестроения

Кто первым изобрел лодку, парус, весла и прочие атрибуты данной сферы – сказать совершенно невозможно, так как проследить подобное не представляется возможным.

История кораблестроения

Уже древние шумеры, жившие на территории нынешнего Ирака, египтяне, финикийцы и прочие народы умели делать достаточно прочные суда и путешествовали на них на очень приличные расстояния.

История кораблестроения

Сегодня археологи и исследователи регулярно находят на морском дне самые древние корабли, на которых часто находятся всяческие амфоры, предметы из металла, дерева и глины, которые предназначались для торговли или были результатом грабежа других стран и народов.

3. Боевой корабль «Принстон» (1843 г), США

3. Боевой корабль «Принстон» (1843 г), США

Первый в мире винтовой боевой корабль. После эпохи паруса и короткого «увлечения» гребными колесами винтовые военные корабли стали основой боевых флотов мира – и, за нечастым исключением, пребывают таковыми по сей день. «Принстон» имел водоизмещение в 950 т и паровую машину в 400 л.с.

Разновидности славянских судов

Внешний вид раньшины

В XII веке на Руси начали строить первые палубные суда. Они были предназначены для размещения воинов.

Известно, что у славян были самые разные суда. Например, одно из самых известных — шитик. Это плоскодонное судно с навесным рулем, которое было оснащено веслами и мачтой с прямым парусом.

У карбаса было две мачты, которые несли шпринтовые или прямые рейковые паруса. Три мачты имела поморская ладья, парус у нее был прямой.

Занятной яйцевидной формы была подводная часть корпуса раньшины. За счет этого она могла плавать даже при сжатии льдами, так как в этом случае ее буквально выдавливало на поверхность. Судно не подвергалось деформации, а при расхождении льдов вновь могло погрузиться в воду.

4. Минный катер инженера Тизенгаузена, Россия (1853-56 гг, точная дата строительства неизвестна)

4. Минный катер инженера Тизенгаузена, Россия (1853-56 гг, точная дата строительства неизвестна)

Этот кораблик, изображения которого, увы, история не сохранила, абсолютно ничем не знаменит, поскольку вскоре после постройки он затонул в ходе испытаний. Но, тем не менее, это был первый минный катер специализированной постройки, и как таковой он может считаться родоначальником всего «москитного флота» мира.
Ну а на приведенном выше изображении показан американский минный баркас, которому посчастливилось первому в своем классе совершить успешную минную атаку – им был потоплен броненосец южан «Албемарл». Правда, понятие счастья тут весьма относительно – баркас погиб вместе со своей целью, то ли будучи поврежден близким взрывом, то ли будучи затянут воронкой на месте гибели вражеского корабля.

Бриг

Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте

7. Броненосный крейсер «Генерал-Адмирал» (1875), Россия

7. Броненосный крейсер «Генерал-Адмирал» (1875), Россия

Первый в мире броненосный крейсер. В сущности, и до «Генерала-Адмирала» в различных странах были предприняты попытки бронирования фрегатов (и даже корветов и шлюпов), но, получив защиту, эти корабли утрачивали важнейшие характеристики крейсеров, такие как скорость и дальность хода. В сущности, это были малые броненосцы, а не крейсера. В то же время, во «владычице морей» Англии полагали, что океанскому крейсеру следует быть достаточно быстроходным, но безбронным и с мощной артиллерией, за счет чего такие крейсера смогут выбрать подходящую для них дистанцию боя, с которой их пушки способны будут сокрушить даже бронированные корабли.
В то же время Россия нуждалась в крейсерах, способных служить на Дальнем Востоке, прерывать океанскую торговлю Англии и сражаться с ее крейсерами. Идею океанского броненосного крейсера, который, будучи достаточно быстроходным и сильно вооруженным будет к тому же еще и хорошо защищенным, и тем получит преимущество перед британскими крейсерами, выдвинул контр-адмирал А.А. Попов, а реализована она была на русских верфях. Броненосный крейсер «Генерал-Адмирал» дал начало целому классу кораблей, в начале 20-го века преобразовавшемуся в линейные крейсера.

8. Торпедный корабль «Везувий» (1874 г) Великобритания.

8. Торпедный корабль «Везувий» (1874 г) Великобритания.

Рассуждая о первенцах, давших начало тому или иному классу кораблей, очень трудно выделить родоначальника миноносцев и эскадренных миноносцев, поскольку на эту почетную должность претендуют как минимум четыре корабля. В сущности, основными признаками миноносца (и эскадренного миноносца) являются относительно небольшие размеры, высокая скорость, мореходность и торпеды в качестве основного вооружения. Проблема заключается в том, что ни один из четырех кораблей «первенцев» в точности этим требованиям не удовлетворяет.
Первым введен в строй британский торпедный корабль «Везувий», построенный в 1874 г, и вероятно, это первый корабль, вооруженный торпедой (не шестовой миной). Его размеры были невелики, при этом корабль получился маломореходным, а главное – тихоходным: максимальная скорость «Везувия» составляла каких-то 9 узлов, в то время как современные ему броненосцы развивали уже 13,5-14,5 узлов. Иными словами, идущий на полной скорости «Везувий» не мог бы догнать следующую экономическим ходом колонну броненосцев. Этот корабль создавался, скорее, в качестве защитника гавани, способного выйти в туман и атаковать вражеские блокирующие суда, стоящие на якоре. В эпоху парусных флотов «блокада на якоре» использовалась повсеместно, но в эпоху паровых она решительно устарела.
Второй претендент – это миноносное судно «Цитен», заказанное Германией в Англии и вошедшее в состав кайзеровского флота в 1876 г. Это было мореходное и весьма быстроходное для тех лет судно – на испытаниях оно развило 16 узлов полного хода, при этом было вооружено двумя подводными торпедными аппаратами и по совокупности качеств, вероятно, наиболее полно соответствовало ключевым характеристикам эскадренного миноносца. Но его полное водоизмещение составило 1152 т, что для миноносцев тех лет было чрезвычайно много, поэтому «Цитен» можно рассматривать, скорее, как торпедный вариант канонерской лодки.
Следующими претендентами на роль прародителя эсминцев являются британский миноносец «Лайтнинг» и русский миноносец «Взрыв». Оба они вошли в строй в 1877 г, но точная дата передачи флоту «Лайтнинга» неизвестна, отчего первенство между этими двумя кораблями не установлено. Британский миноносец был самым быстроходным из всей четверки – он развивал 18 узлов, но при этом его водоизмещение составляло всего 33 тонны, т.е., по сути, он был не более чем маломореходной миноноской.
В отличие от всех описанных выше кораблей, русский «Взрыв» должен был стать полноценным прообразом эскадренного миноносца. Проект предусматривал все – и малое водоизмещение (по разным данным 134 или 160 тонн), и, хотя бы не океанскую, но мореходность (ибо за основу взята конструкция мореходной яхты), и высокую скорость (17 узлов), и, конечно, торпедное вооружение (носовой подводный торпедный аппарат). По совокупности характеристик именно его и стоило бы считать основоположником, но… подвели ошибки в расчетах. Корабль получился весьма нехорош – реальная полная скорость по результатам испытаний не превышала 13,5 уз, и лишь впоследствии с трудом дотянули до 14,5. Также «Взрыв» имел проблемы с остойчивостью, что ставило под сомнение его мореходность, рысклив, отчего торпеду крайне трудно было навести на противника. В итоге с него даже сняли торпедный аппарат, перевооружив шестовой миной. В силу вышесказанного можно утверждать, что русские задумали первый в мире полноценный миноносец, но из-за ошибок при проектировании и, возможно, строительстве, блестящее начинание не привело к успеху.
Как видим, все 4 корабля имеют основания претендовать на «должность» основоположника классов миноносец/эскадренный миноносец, но ни один не имеет абсолютных прав на это звание. Остается только признать первенцем корабль наиболее ранней постройки, т.е. английский «Везувий».

Викинги

Воинственные викинги были очень хорошими мореходами, по имеющим реальные основания легендам именно они первые достигли берегов Америки.

История кораблестроения

Здесь флот был представлен такими судами:

  1. Торговыми, которые назывались кноррами. Вмещали около 40 человек.
  2. Боевыми драккарами, на которых располагалось 30-70 воинов. Достигали до 30 метров в длину, были быстрыми и имели высокую проходимость,

Картинки в интернете достаточно точно передают вид лодок викингов: строгие, крупные и прочные.

Рыбопромысловый флот

Рыбопромысловый флот

Во времена Советского Союза именно в нашей стране был создан первый в мире рыбопромышленный флот.

Вскоре рыбная промышленность стала процветать в стране, чему способствовало тотальное техническое перевооружение. В частности, активно начали осваиваться Охотское и Баренцево море.

Если в 1950 году общий улов составлял около 1,5 млн тонн в год, то уже к 1970 году вырос почти до 7,5 млн тонн.

В 80-е годы в СССР добывали 14 млн тонн рыбы, экспорт морепродуктов осуществлялся на 4,5 млрд долларов. После развала Советского Союза отрасль оказалась в упадке. Только в последнее время можно наблюдать некоторое восстановление, которое пока идет не самыми активными темпами. В 2018 году впервые со времен СССР удалось достичь объема вылова в 5 млн тонн рыбы в год.

Современные корабли

Сегодня многообразие и сложность кораблей просто поражает.

История кораблестроения

Невозможно даже перечислить все их разновидности:

  • атомные подводные лодки,
  • авианосцы,
  • крейсеры,
  • фрегаты, корветы,
  • эсминцы,
  • специальные десантные лодки и многие другие.

История кораблестроения

Конечно, все достижения прошлых лет в полной мере используются и сейчас, так как их происхождение лежит еще в тех древних временах, которые упомянуты в начале статьи.

Шлюп

В начале XX веке в Англии к шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...