Мужеложество в Священном Писании

Секс между мужчинами Проявления Гомосексуальное поведение Мужчины, имеющие секс с мужчинами

Определения понятия

Терминологическое толкование мужеложства весьма разнообразно. Различные источники разнятся в его определении и понимании.

Общие энциклопедические определения

Словари и энциклопедии общей тематики, а также справочники по русскому языку отождествляют мужеложство с мужской гомосексуальностью вообще или с педерастией в частности или указывают лишь на наличие половых контактов между мужчинами независимо от их сексуальной ориентации. Часто в таких словарях по традиции, идущей с советских времён, отмечается извращённый характер, перверсивность мужеложства.

Источник Определение
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Понятия м[ужеложства] закон не определяет, обозначая состав деяния так: «Изобличенный в противоестественном пороке м[ужеложства]». Как субъектом, так и объектом м[ужеложства] может быть только лицо мужского пола. Распространительное толкование 995 ст. (то есть применение её вообще к развратным действиям мужчины с мужчиной) недопустимо[6].
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Педерастия, мужеложство, весьма распространенное с древних времен извращённое удовлетворение полового чувства. Разнообразные утонченные формы педерастии известны под более широкими названиями гомосексуализма и уранизма.
Большая советская энциклопедия Мужеложество, половое извращение, заключающееся в половых сношениях мужчины с мужчиной (обычно при гомосексуализме, реже — ситуационные)[7].
Словарь исторических терминов (1998) Мужеложство — половое сношение мужчины с мужчиной[8].
Большой толковый словарь русского языка (1998) Мужеложство. Разновидность полового отклонения, проявляющееся в удовлетворении чувственной страсти мужчины с другим мужчиной[9].
Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка (1847) Мужеложство — содомскій грѣхъ[10].

Медицинские определения

Медицинские и психологические словари и энциклопедии часто отождествляют мужеложство с гомосексуальностью, подчёркивая в некоторых случаях непременное наличие анального коитуса.

Источник Определение
Большая медицинская энциклопедия …гомосексуализм мужской — уранизм, мужеложство.
Словарь практического психолога под ред. С. Ю. Головина Мужской гомосексуализм также называется мужеложством.
Большой психологический словарь (2004) Термин «педерастия» (мужеложество) в широком смысле синонимичен мужскому гомосексуализму, а в узком и более употребительном обозначает анальный коитус между взрослым мужчиной и мальчиком[11].

Доктор медицинских наук Г. Б. Дерягин отмечает, что отождествление мужеложства и гомосексуальности неверно, так как мужеложство является конкретным действием, а гомосексуальность — явлением. В частности, мужеложство (как в активной, так и в пассивной роли) может быть совершено лицом без наличия гомосексуальности, например, при сексуальном насилии, в местах лишения свободы или при других вынужденных обстоятельствах. Гомосексуальность мужчины также не означает непременной практики мужеложства: согласно разным исследованиям, до 25% гомосексуальных мужчин не совершают актов мужеложства, предпочитая другие формы сексуального взаимоудовлетворения, в первую очередь оральногенитальные контакты и взаимную маструбацию[2]. Аналогичные данные приводит в своих работах И. С. Кон[12].

Юридические толкования

Уголовный кодекс РСФСР трактовал мужеложство как половое сношение между мужчинами[13]. Уголовный кодекс Российской Федерации использует понятие «мужеложество» в статьях 132—134 УК РФ, рассматривающих преступления, связанные с насильственными действиями сексуального характера, понуждению к действиям сексуального характера и действиями сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, терминологически разграничивая (гетеросексуальное) половое сношение, мужеложество и лесбиянство[14].

Однако УК РФ сам по себе не даёт толкование мужеложству. Разъяснения даются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 года N 11, где под мужеложством понимаются сексуальные контакты между мужчинами[15]. Доктор юридических наук Л. Л. Кругликов в комментариях к Уголовному кодексу РФ уточняет, что под мужеложством в УК понимается «насильственное удовлетворение половой страсти путём сношения мужчины с мужчиной per anus»[16]. Аналогичные пояснения даются и в других комментариях к УК РФ. Стоит отметить, что другие формы сексуальных взаимодействий мужчин, по мнению Л. Л. Кругликова, попадают под категорию «иные действия сексуального характера»[16].

Уголовно-исполнительный кодекс РФ относит мужеложство между заключёнными к злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания[17].

В Уголовном кодексе Узбекистана под мужеложством («бесакалбазлык») понимается удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной без насилия[18].

Источник Определение
Уголовный кодекс РСФСР 1960 года Половое сношение мужчины с мужчиной (мужеложство) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2004 N 11 …под мужеложством [следует понимать] сексуальные контакты между мужчинами[15].
Комментарий к УК РФ под ред. А. И. Чучаева (автор комментария к ст. 132 — Л. Л. Кругликов) Мужеложством как разновидностью гомосексуализма (педерастии) понимается насильственное удовлетворение половой страсти путём сношения мужчины с мужчиной per anus[16].
Комментарий к УК РФ под ред. А. В. Бриллиантова Мужеложеством являются сексуальные контакты между мужчинами. Мужеложство (разновидность гомосексуализма, педерастии) состоит в насильственном удовлетворении половой страсти путём полового сношения мужчины с мужчиной. Ненасильственное мужеложство по УК РФ ненаказуемо[19].
Комментарий к УК РФ под ред. Л. Л. Кругликова Под мужеложеством понимают половой контакт мужчины с мужчиной путём введения полового члена в задний проход другого лица (гомосексуальный анальный коитус)[20].
Уголовный кодекс Республики Узбекистан Бесакалбазлык [мужеложство], то есть удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной без насилия, наказывается лишением свободы до трёх лет[18].
Юридический словарь (2000) Мужеложство — противоестественное удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной в форме анального контакта[21].
Энциклопедия юриста (2005) Мужеложство — половое сношение мужчины с мужчиной, при котором половой орган активного партнёра вводится в заднепроходное отверстие (прямую кишку) пассивного. Иные формы удовлетворения половой потребности двух партнёров-мужчин м[ужеложеством] в юридическом смысле не являются[22].
Онлайн-энциклопедия «Правотека» Под м[ужеложством] следует понимать удовлетворение полового влечения партнёрами мужского пола путем имитации естественного полового акта, при которой половой член активного партнёра вводится в анальное отверстие пассивного партнёра. Любые др[угие] способы удовлетворения полового влечения партнёров мужского пола не являются м[ужеложством][3].

Термин «мужеложство» используется также в законах по запрету «пропаганды гомосексуализма» в нескольких регионах России. В частности, закон Санкт-Петербурга № 238 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга „Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге“» предусматривает для физических и юридических лиц административные штрафы за «публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних»[23].

Религиозная трактовка

О «мужеложниках» также говорится в Синодальном переводе Нового Завета. Следует отметить, что другие переводы Библии на русский язык отходят от использования термина «мужеложство» в качестве перевода греческого слова ἀρσενοκοῖται, заменяя его на другие термины. В некоторых случаях в тех местах, где Синодальный перевод говорит о мужеложстве, другие переводы вообще не содержат никакого конкретного упоминания о каких-либо сходных с мужеложством по смыслу действиях.

Перевод Текст 1-го Послания Петра 4:3
Синодальный перевод Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…[24]
Перевод «Радостная весть» Вы и так достаточно времени жили, приноравливаясь в прошлом к образу жизни язычников: вы вели непотребную жизнь, с похотью и пьянством, с попойками и вечеринками, с омерзительным поклонением языческим богам[25].
Перевод Нового Мира Довольно, что в прошлом вы поступали по воле других народов, предаваясь распутным делам, страстям, излишеству в вине, кутежам, попойкам и противозаконному идолопоклонству[26].
Перевод Текст 1-го Послания Коринфянам 6:9,10
Синодальный перевод Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют[27].
Перевод «Радостная весть» Неужели вы не знаете, что люди порочные не получат наследия в Царстве Бога? Не обманывайте себя! Развратники, идолопоклонники, неверные мужья и жены, извращенцы, педерасты, воры, стяжатели, пьяницы, клеветники, мошенники — никому из них не получить наследия в Царстве Бога![28]
Перевод Нового Мира Или не знаете, что неправедные царства Бога не наследуют? Не заблуждайтесь. Ни блудники, ни идолопоклонники, ни прелюбодеи, ни мужчины, которых используют для противоестественных сношений, ни мужчины, которые ложатся с мужчинами, ни воры, ни жадные, ни пьяницы, ни злословящие других, ни вымогатели не наследуют царства Бога[26].
Перевод Текст 1-го Послания к Тимофею 1:8-11
Синодальный перевод А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено[29].
Перевод «Радостная весть» А мы знаем, что Закон хорош, если им правильно пользоваться и сознавать, что он писан не для праведника, а для людей, преступающих закон и самоуправных; нечестивых и грешных, кощунствующих и безбожных; посягнувших на жизнь отца или матери, убийц, развратников и извращенцев, работорговцев, лжецов, клятвопреступников и всех, кто противится здравому учению, заключенному в Вести о славе блаженного Бога, — Вести, что была мне доверена[30].
Перевод Нового Мира Впрочем, мы знаем, что Закон превосходен, если применять его законно, осознавая, что закон установлен не для праведника, а для беззаконных и непокорных, для нечестивых и грешников, для не имеющих любящей доброты и оскверняющих святое, для убийц, в том числе убивающих отцов и матерей, для блудников, для мужчин, которые ложатся с мужчинами, для похитителей людей, для лжецов, для нарушающих клятвы и для делающих всё, что противоречит здравому учению, сообразному славной благой вести счастливого Бога, которая мне доверена[31].

Различные церковные издания на русском языке при определении понятий «мужеложство» и «мужеложник» также ссылаются на Синодальный перевод и трактуют эти понятия в русле содомского греха или плотского удовлетворения похоти мужчины с мужчиной.

Источник Определение
Библейский словарь под редакцией В. П. Вихлянцева Мужеложство (1Тим.1:10) — содомский грех, удовлетворение половой похоти мужчины с мужчиной (Рим.1:27)[32].
Большая энциклопедия русского народа Мужеложство, противоестественное плотское соитие мужчины с мужчиной, издревле считалось деянием наказуемым[33].
Полный церковно-славянский словарь Mүжеложникъ — содомскимъ грѣхомъ оскверненный (1Кор.6:9; 1Тим.1:10); мужеложствовати кого (Требн. 21) — сквернодѣйствовать съ мужескимъ поломъ, совершать содомскій грѣхъ[34].

Несмотря на то, что в русском языке, особенно в церковной среде и среди людей с сильными гомофобными взглядами, мужеложство часто отождествляется с содомией и «содомским грехом», такое отождествление является не совсем корректным. Большой толковый медицинский словарь определяет содомию как «анальное половое сношение», которое «может быть гомосексуальным, гетеросексуальным или происходить между человеком и животным»[35]. Другие словари определяют содомию как синоним к зоофилии[36].

Русский перевод Библейской энциклопедии Брокгауза упоминает мужеложников при определении слова «малакия», утверждая, что в Первом послании к Коринфянам под малакией подразумевается мужчина или юноша, «который позволяет мужеложникам использовать себя для удовлетворения сексуальных потребностей»[37].

«Содомский грех»

Задумавшись над вопросом «Мужеложство – что это?», поневоле начинаешь вспоминать Библию. И действительно: в русский язык это слово пришло из церковнославянского, а конкретно – из религиозного права. В нём под этим термином понимался первоначально исключительно анальный секс между двумя мужчинами.

Синонимом к термину «мужеложство» в церковном праве является также более позднее название «содомия», заимствованное из европейских языков. Связан этот термин с библейской легендой о городе Содоме, жители которого прославились таким извращённым поведением, что начали приставать даже к ангелам, явившимся в город к единственному праведнику Лоту. Следует отметить, что в церковно-правовом смысле содомия – это не только мужеложство, но и все остальные сексуальные практики, считающиеся с точки зрения Церкви порочными (мастурбация, оральный секс, даже внебрачные связи).

статья за мужеложство

Дохристианские времена

История гомосексуализма уходит корнями в глубокую древность. Однополая любовь была известна еще неандертальцам. Об этом свидетельствуют недвусмысленные наскальные рисунки, найденные археологами. Впрочем, удивляться нечему, ведь исходя из теории Дарвина, все мы произошли от обезьян, животных не слишком разборчивых в половых связях. Наглядный пример, иллюстрирующий их нравы: зачастую вожак обезьяньей стаи, чтобы упрочить свой социальный статус, совокупляется с низкоранговыми половозрелыми самцами. Такой вот своеобразный способ самоутверждения.

Гомосексуальные отношения были обычным явлением во многих индейских племенах Северной Америки, а также у аборигенов Новой Гвинеи. При этом связь двух мужчин носила не столько эротический, сколько мистический и даже ритуальный характер. Так в племени самбия (Новая Гвинея) считалось, что для юноши самый верный способ стать сильным и смелым — почаще глотать сперму взрослого воина. Любопытно, что этот способ воспитания в некоторых племенах сохранился вплоть до XX века.

Особой популярностью пользовалась мужская любовь в Древней Греции. Причем считалась, что она возвышеннее и изысканнее, чем любовь к женщинам. Высокопоставленные эллины не только не скрывали своих «голубых» пристрастий, но и наоборот старались их всячески демонстрировать. Поэты воспевали прекрасные союзы умудренных жизненным опытом мужей с красивыми юношами, философы писали трактаты о пользе гомосексуализма. Так, Платон в избранных диалогах отмечал, что любовь между мужчинами служит высшим целям и подвигает молодежь на служение обществу. Врачебную точку зрения на гомосексуализм высказывал отец медицины Гиппократ. Он утверждал, что такие связи весьма полезны, поскольку «мужественность и другие положительные качества взрослого мужчины через его семя передаются подросткам». Самим же взрослым мужчинам, по мнению того же Гиппократа, подобные отношения несли молодость и здоровье. Табу на гомосексуальные связи в греческом обществе касалось только рабов. Причин тому несколько. Во-первых, банальный прагматизм: рабы должны размножаться. Во-вторых, эстетика: что может быть прекрасного в рабской любви? Кстати, слово «педерастия» (дословно: «любовь к мальчикам») имеет греческое происхождение, но в те далекие времена смысл его не был уничижительным.

Одобренный главным врачом античности, гомосексуализм процветал не только у греков. Сохранилось множество свидетельств о «голубизне» аристократов Древнего Рима, древнеегипетских богов, а также нетрадиционной ориентации японских самураев и воинов-скифов.

Ответственность за мужеложство в России

Мужеложство в церковном праве

Понятие «мужеложство» было введено в обиход на Руси древнерусским церковным правом, которое под этим понятием понимало исключительно анально-генитальный контакт, то есть сексуальные взаимодействия мужчин с введением естественного полового члена одного партнёра в прямую кишку другого[2]. Термин «содомия» пришёл в русский язык из Европы значительно позже и обозначал все формы сексуального поведения, нежелательные для церковной морали[2].

Мужеложство на Руси было очень распространено, хотя и считалось серьёзным грехом[38]. Однако оно не преследовалось[2]. Половые контакты между мужчинами для русских людей были проблемой религиозно-нравственной и педагогической, но не юридической[39]. В то же время на Руси к этому относились терпимее, чем на Западе — церковное покаяние за мужеложство колебалось от одного до семи лет, что не превышает сроков покаяния за гетеросексуальные прегрешения. Кроме того, к подросткам и холостым мужчинам относились снисходительнее, чем к женатым. Если же анальной пенетрации не было вовсе, то однополые игры между мужчинами приравнивались к рукоблудию, которое наказывалось мягче[39].

Воинский устав при Петре I

Первые карательные меры против мужеложников были введены в 1706 году в воинском уставе Петра I, разработанном на основе германских образцов. При этом карательные меры распространялись только на военнослужащих и не касались гражданского населения. С этого момента был перенят европейский обычай сожжения мужеложников на костре. В 1716 году сожжение на костре было заменено телесным наказанием, а в случаях применения насилия — вечной ссылкой. После Петра I гомосексуальные отношения вновь получили послабление[2].

Криминализация при Николае I

В 1832 году при Николае I было введено «Уложение о наказаниях» — первый свод законов Российской империи. Свод законов включал параграф 995, по которому мужеложство наказывалось лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на 4-5 лет. 

995. Изобличенный въ противоестественномъ порокѣ мужеложства подвергается за сіе: лишенію всехъ особенныхъ, лично и по состоянію присвоенныхъ правъ и преимуществ и отдачѣ въ исправительныя арестантскіе отдѣленія на время отъ четырёхъ до пяти лѣтъ. Сверхъ того, если онъ христіанин, то предается церковному покаянію по распоряженію своего духовнаго начальства.

— Свод законов Российской Империи. — T. 15. — 1885. — С. 102

Определения мужеложства закон не давал, однако согласно традиции и применяемой практике под мужеложством понимался анальный коитус между мужчинами. То есть как субъектом, так и объектом мужеложства может быть только лицо мужского пола. Причём наказанию подвергался как активный, так и пассивный участники добровольного соития. В случае применения силы или совершения мужеложства над малолетним или слабоумным применялась статья 996, которая предписывала кроме лишения всех прав так же и ссылку в Сибирь на каторжные работы сроком от 10 до 12 лет[6][33]. Относительно объекта мужеложства в практике сената был однако пример другого толкования закона (решение № 642 по делу Микиртумова, 1869 год), когда статьи 995 и 996 были применены к противоестественному соитию с женщиной[6].

Этот закон, с небольшими изменениями, внесёнными в 1845 году, действовал до 1903 года, когда было принято новое Уложение о наказаниях, предусматривающее в статье 516 за мужеложство тюремное заключение сроком не менее трёх месяцев, а при отягчающих обстоятельствах (с применением насилия или по отношению к несовершеннолетним) — на срок от 3 до 8 лет[2][39].

Считается, что параграф 995 использовался достаточно редко[39], хотя архивные публикации свидетельствуют о наличии разветвлённого полицейского наблюдения за лицами, подозреваемыми в мужеложстве — см., например, публикацию одного такого досье и сопроводительной записки к нему. Характерен комментарий публикаторов, отмечающих, что присутствие в таком досье никак не помешало дальнейшей служебной и даже государственной карьере фигурирующих в нём лиц.

Начиная с 1890-х в России обсуждался вопрос об отмене уголовного преследования за мужеложство в связи с распространившейся точкой зрения, что гомосексуальность есть психическое заболевание.[источник не указан 148 дней] В 1902 году с развёрнутой аргументацией декриминализации мужеложства выступил выдающийся русский юрист Владимир Набоков[39]. К этой аргументации прислушались при составлении нового Уложения о наказаниях, разработанного в 1903 году, по которому наказание за мужеложство должно было быть существенно смягчено. Однако из-за усилившегося вскоре революционного движения в России реформа законодательства (уголовного в частности) так и не была проведена, и параграф 995 действовал вплоть до 1917 года, когда законы Российской империи в целом прекратили свое действие.[источник не указан 148 дней]

В РСФСР

Логотип Викитеки
Логотип Викитеки
Логотип Викитеки

В первых версиях уголовного законодательства РСФСР ответственность за мужеложство отсутствовала.

Уголовная ответственность за мужеложство была введена в советском уголовном праве в 1934. Общественное мнение было подготовлено к этому нововведению публикацией газетных статей Максима Горького и наркома юстиции Николая Крыленко, в которых подвергалась критике гомосексуальность, характеризовавшаяся как проявление буржуазного разложения, неприемлемое в пролетарском обществе.

В период правления Леонида Брежнева ряд деятелей науки и медицины стали открыто выступать за отмену 121 статьи. Об этом говорилось, например, в учебнике уголовного права Михаила Шаргородского и Павла Осипова (1973 год), в записке, направленной руководству МВД СССР специалистом в области половых преступлений профессором Алексеем Игнатовым (1979), статье, которую пытался опубликовать в журнале «Советское государство и право» известный сексолог Игорь Кон (1982).

В России

Логотип Викитеки

Ч. 1 ст. 121 была исключена из УК РСФСР 3 июня 1993 года[40], мужеложство, как таковое, перестало быть составом преступления в России, но сохранилось как признак состава в стт. 132, 133, 134 нового УК РФ, принятого в 1996 г.

Данные статьи устанавливают ответственность за насильственные действия сексуального характера (ст. 132), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133) и половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134).

Следует при этом отметить, что санкция за вышеперечисленные преступления тождественна санкции за аналогичные преступления, сопряжённые с гетеросексуальным половым актом, поэтому здесь нельзя говорить о какой-то дискриминации. Различия носят формальный характер: законодатель счёл принципиальным разделить понятия «половой акт» — половое сношение между мужчиной и женщиной (одним из возможных последствий которого является зачатие ребёнка), и «иные действия сексуального характера».

Весной 2002 думская фракция «Народный депутат» внесла на рассмотрение Думы законопроект о восстановлении уголовного наказания за мужеложство. При этом, согласно законопроекту, женский гомосексуализм состав преступления не образует[41]. Однако, этот проект был отклонён 294 голосами против 58.

В мае 2002 года в ответ на предложенный ранее законопроект о восстановлении уголовного наказания за мужеложство депутатом Алексеем Митрофановым был предложен законопроект об уголовном наказании за лесбиянство[42].

См. также

  • Терминология для обозначения гомосексуальности
  • Гомосексуальность, гомосексуализм, содомия, педерастия, уранизм, малакия.

Христианские времена

С упадком великих цивилизаций отношение к гомосексуализму резко изменилось. В борьбу за моральные устои вступила религия: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною — это мерзость», — поучал еще Ветхий Завет, пугая нечестивцев участью жителей Содома и Гоморры.

Однако повсеместные гонения на приверженцев нетрадиционной любви начались лишь спустя несколько столетий после Рождества Христова. С легкой руки христианских теологов личная жизнь граждан окончательно перестала быть личной и стала делом общественным. Для борьбы с грехом были введены специальные церковные законы, регулирующие сексуальность. Половые контакты, не приводящие к зачатию, назвали противоестественными и заклеймили словом «содомия». О сексуальной ориентации в ту пору речь не шла, поэтому под одну и ту же статью попали не только гомосексуалы, но и простые гетеросексуалы, склонные к экспериментам в постели. Уличенным в содомском грехе церковь грозила небесной карой.

Средние века оказались особенно тяжелыми для «голубых». К XIV веку правители практически всех европейских стран подчинились давлению церкви и объявили содомию преступлением. Медики дипломатично отмалчивались, оставив эту проблему на откуп священникам, которые в свою очередь с содомитами не церемонились. Инквизиция объявила мужеложство порождением дьявола, ничуть не меньшим, чем колдовство или ересь. Так, по английскому закону XIII века, людей, замеченных в половой связи с лицами своего пола (а также с евреями и детьми), сжигали на костре. Для вынесения приговора судьям даже не нужно было доказывать, что подсудимый сношался с мужчинами, хватало чистосердечного признания, вытянутого под пытками.

В эпоху Ренессанса, когда власть церкви несколько ослабла, «голубизна», а главное нетрадиционный секс, все еще оставались уголовно наказуемыми преступлениями. И хотя людей сжигать перестали, попавшим в лапы правосудия грозили: смертная казнь, тюремное заключение, ссылка, выставление к позорному столбу или кастрация (в зависимости от страны, тяжести проступка и социального статуса обвиняемого).

См. также

  • Гомосексуальность
  • Гомосексуализм
  • Содомия
  • Педерастия
  • Уранизм
  • Малакия

Русь

На Руси к сексу между мужчинами относились гораздо спокойнее, чем на Западе: в XII веке единственным наказанием для «голубых» было церковное покаяние (от одного года до семи лет, как и за прочие сексуальные излишества). К согрешившим подросткам и холостым относились гораздо снисходительнее, чем к женатым. А если между мужчинами не было анального секса, речь уже не шла о мужеложстве, а о рукоблудии, которое наказывалось мягче.

Первое же в истории России упоминание о серьезном наказании за гомосексуализм появилось только в XVIII веке в воинских артикулах Петра I, который, по некоторым свидетельствам, сам не брезговал мужскими ласками. В документе говорится о телесных наказаниях за мужеложство и «вечной ссылке» в случае изнасилования. Сначала эти указания касались только военных, но позже распространились и на штатских.

Поиски истины

Итак, примерно до середины XIX века общественное мнение считало сексуальные связи с лицами своего пола страшным пороком и извращением. И только когда природой человеческой сексуальности заинтересовались ученые, отношение к гомосексуалистам стало постепенно меняться.

Жил в XIX веке в Ганновере человек нетрадиционной сексуальной ориентации по имени Карл Генрих Ульрихс (1825-1895). Прекрасно понимая, чем ему грозит раскрытие его сексуальных предпочтений, Ульрихс решил доказать всему миру, что любовь между мужчинами не порок, а особенность психики.

Собрав воедино свой жизненный опыт и сексуальные фантазии, полистав Платона и учебник по анатомии и физиологии человека, Карл Ульрихс с 1864 по 1869 год на собственные средства опубликовал серию монографий под общим заголовком «Исследование загадки любви между мужчинами». Правда, не под своим именем, а под псевдонимом Нум Нумантиус. Именно Карл Ульрихс впервые описал гомосексуальную личность, ввел термин «сексуальная ориентация» и предположил, что она является врожденной и неизменной, а значит, естественной. Влечение мужчин друг к другу он называл уранизмом, по имени Урании, Афродиты небесной, покровительницы «голубых» у древних греков. А привычное нам слово «гомосексуализм» (по латыни homos — «одинаковый», sexus — «пол») придумал венгерский врач Карл Мария Бенкерт в 1869 году.

Пытаясь реабилитировать гомосексуалистов, неутомимый Ульрихс обратился за поддержкой к известным ученым: патологу Рудольфу Вирхову и психиатрам Карлу Вестфалю и Рихарду Крафт-Эбингу. Из них троих больше всего заинтересовался проблемой Крафт-Эбинг. Идея «голубого» самоучки Ульрихса о «естественности» гомосексуализма показалась маститому психиатру-гетеросексуалу бредовой. В 1886 году Крафт-Эбинг выпускает книгу о «сексуальных девиациях», в которой называет однополую любовь дегенеративным и патологическим состоянием психики. «Гомосексуализм — это психическая болезнь», утверждает он. Новую теорию охотно поддержало большинство психиатров.

Литература

  • Конева, М. История развития уголовного законодательства за действия гомосексуального характера // Уголовное право. — 2003. — № 2.
  • Семикин, М. А. Ответственность за мужеложество по законодательству дореволюционной России // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. — М.: Рос. криминолог. ассоц., 2002. — С. 257—259.
  • Фукс, И. Б. Гомосексуализм как преступление. Юридический и уголовно-политический очерк — С.-Пб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1914. — 94 c.
  • Хили, Дан. Гомосексуальное влечение в революционной России. Регулирование сексуально-гендерного диссидентства / Homosexual Desire in Revolutionary Russia: The Regulation of Sexual and Gender Dissent. Ладомир, 2008 г. ISBN 978-5-86218-470-9.
  • Яковлев, Я. М. Ответственность за мужеложство по советскому уголовному праву // Вопросы криминалистики и криминологии. — Душанбе, 1968. — С. 38—60.

Ссылки

  • Кон И. С. Под сенью уголовного кодекса
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...