Московский государственный университет — это… Что такое Московский государственный университет?

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, Большая российская энциклопедия — электронная версия

Небывалый университет

Ломоносов называл вратами учености книги, превратившие его, холмогорского мальчишку, в пытливого исследователя. Но, чтобы российская земля рождала «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», одних книг было мало. Необходимы были настоящие храмы науки, в которых к просвещению относятся как к государственному делу.

Императрица Елизавета, дочь Петра I, стремилась — по мере сил — продолжать отцовский курс и не могла положить под сукно идею университета. Ее пространный указ блистал мудрыми мыслями:

Императрица Елизавета Петровна

«Как всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло изкореняется, то следовательно нужна необходимая о том стараться, чтоб способом пристойных наук, возрастало в пространной нашей империи всякое полезное знание; чему подражая для общей отечеству славы»

Указ об основании Московского Университета

Фото: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова/msu.ru

Указ императрицы Елизаветы об основании Московского университета

Наверное, Ломоносов не взялся бы за этот воз, если бы Шувалов поставил перед ним задачу слепого копирования немецких или британских образцов. Сам Михайло Васильевич, как известно, учился в Германии и, конечно, во многом равнялся на тамошние традиции. Но Московский университет уже в проекте представлялся как передовое и самобытное учебное заведение. Так, в Московском университете предполагались лекции не только на общепринятом тогда языке науки — латыни, — но и на русском. Правда, консервативно настроенная профессура несколько лет сопротивлялась этой новации — и русская речь зазвучала с высокой кафедры только в 1767 году.

А главное — в новое учебное заведение могли поступать выходцы из всех сословий, за исключением крепостных крестьян. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» — так рассуждал Ломоносов. К тому же при университете открылись две гимназии — для дворян и разночинцев. Это было не менее важным начинанием, чем сам университет: в них учились многие замечательные люди того времени, начиная с Григория Потемкина и Дениса Фонвизина.

Памятник графу Шувалову

Памятник графу Шувалову у здания Научной библиотеки МГУ

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

По замыслу Ломоносова, в университете завели три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали обучение на философском факультете, постигая основы гуманитарного знания, а уж потом могли выбрать себе научную специальность… При этом, вопреки европейской традиции, богословского факультета в московском храме науки не было — ведь к тому времени в России уже сложилась самобытная церковная система обучения, ломать которую не было смысла.

Уже летом и в университетских аудиториях, и в гимназиях вовсю звучали лекции «о природе вещей». А «недоросли» получали опыт студенческой вольницы. Первым директором (слово «ректор» тогда еще не было в ходу) Московского университета стал Алексей Михайлович Аргамаков, глубокий знаток русской старины. Он изучал коллекции Оружейной палаты Московского Кремля, создал проект музея на их основе. И в новом учреждении он крепко взялся за гуж. Учредили при университете и типографию, и книжную лавку. И даже лучшая русская газета того времени — «Московские ведомости» — издавалась именно при университете. Еще одна заслуга отцов-основателей — библиотека. На нее сама императрица пожертвовала 400 рублей (немалые тогда деньги). Первым университетским обербиблиотекариусом стал поэт Михаил Херасков — настоящая легенда университета, в будущем — его куратор… Всё это успел «пробить» Аргамаков за недолгий срок своей работы в университете. В 1757-м он скоропостижно скончался во время поездки в Санкт-Петербург по университетским делам.

Фундаментальная библиотека МГУ в наше время

Фундаментальная библиотека МГУ в наше время

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

У Александра Сумарокова есть эпиграмма: «Танцовщик, ты богат, профессор, ты убог». Сказано остроумно, но не слишком справедливо. Университетские профессора в XVIII веке были редкими птицами и пользовались не только почетом, но и многими привилегиями. Например, они не подлежали никакому суду, кроме университетского.

Расположился храм науки в бывшем доме московской Главной аптеки, в самом центре Белокаменной, на Красной площади, на месте нынешнего Исторического музея. Это был основательный каменный дом, один из лучших в Москве, но его следовало приспособить к университетской специфике. Перестроить здание поручили архитектору Дмитрию Ухтомскому. Первая лекция состоялась в июне 1755 года. Так в России начался не календарный, а настоящий век Просвещения.

Летом 1755 года сто счастливчиков начали обучение в университетских стенах. Много лет университет не пытался сильно расширять число своих питомцев: высшее образование оставалось делом элиты. Накануне войны 1812 года в университете насчитывалось менее 140 студентов… В наше время, когда в МГУ грызут гранит науки почти 60 тыс. человек, эта цифра выглядит курьезно. Но в те годы в России каждый образованный человек был на счету, на вес золота. Время массового высшего образования еще не пришло.

Первое здание Московского университета у Воскресенских ворот на Красной площади

Первое здание Московского университета у Воскресенских ворот на Красной площади

Фото: commons.wikimedia.org

Первым студентам часто приходилось туго. К знанию пробивались через тернии, а иногда — через нищету. Да и сами профессора нередко давали сомнительный пример:

Автор цитаты

«В бытность мою в университете учились мы весьма беспорядочно. Ибо, с одной стороны, причиною тому была ребяческая леность, а с другой — нерадение и пьянство учителей. Арифметический наш учитель пил смертную чашу; латинского языка учитель был пример злонравия, пьянства и всех подлых пороков, но голову имел преострую и как латинский, так и российский язык знал очень хорошо»

Так вспоминал годы учения едкий Фонвизин. Но главное, что у науки в России появился дом, что молодые люди получили возможность учиться не только «чему-нибудь и как-нибудь», но и вполне системно.

От Иверской площади ветви Просвещения разрастались по всей России. Казанская гимназия и Казанский университет возникли под патронажем московских профессоров — и вскоре волжский город стал одним из главных образовательных центров империи.

Здание университета на Моховой

Здание университета на Моховой, построенное по проекту Матвея Казакова, 1820 год

Фото: commons.wikimedia.org

Во времена Екатерины Великой университет переехал через Моховую — в новое просторное здание, выстроенное по проекту Матвея Казакова. Полвека спустя в соседнем квартале появился не менее величественный Аудиторный корпус, а в 1904 году — и капитальные корпуса библиотеки. В двух шагах от Кремля, на Моховой и в начале Воздвиженки, сложился университетский городок с особой атмосферой. У Чехова в «Трех сестрах» герои спорят — сколько в Москве университетов — один или два. Они имеют в виду как раз старый и новый корпуса… Университетская тема была близка Чехову, ведь он и сам учился на медицинском факультете Московского университета, у знаменитых профессоров Николая Склифосовского и Григория Захарьина.

Необходимость  создания университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала  развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Иван Иванович Шувалов

И.И. Шувалов

И.И. Шувалов

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763). Молодой, обаятельный, патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал  русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова, родилась мысль о создании московского университета. Граф Шувалов нисколько не сомневался в том, что если России дать просвещение, то она станет на равных «соревноваться в образованности» со всеми развитыми народами Европы. Эти мысли и стремления сближали его с М.В.Ломоносовым, которого граф Шувалов ценил как выдающегося русского ученого.

Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

Михаил Васильевич Ломоносов

М.В. Ломоносов

М.В. Ломоносов

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно:  чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Такого университета еще  не было в России. Правда, в 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им так и не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому студентов и преподавателей предпочитали  иностранных, вместо того чтобы «открывать» в России отечественные таланты.

Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны , и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором — A.M. Аргамаков.

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — они были  воспитанниками Петербургского академического университета.

Хотя Ломоносов не присутствовал на открытии университета и не преподавал там, он принимал деятельное участие в развитии Московского университета: добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Его старания увенчались успехом только через 3 года после его смерти. Согласно Указу Екатерины II, «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке».

В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Управление

МГУ имени Ломоносова подчинялось Правительственному сенату. Профессора вуза подчинялись только университетскому суду, который возглавляли директор и куратор. В обязанности куратора входило полное управление заведением, назначение преподавателей, утверждение учебной программы и т. д. Директор избирался из посторонних лиц и осуществлял контрольную деятельность. В его обязанности также входило обеспечение материальной стороны вопроса и налаживание переписки с известными деятелям науки и другими учебными заведениями. Чтобы решение директора получило полную силу, оно должно было быть утверждено куратором. При директоре работала Конференция профессоров, которая состояла из 3 профессоров и 3 асессоров.

Учебный процесс

Начиная с 2011 года в МГУ вводится обучение по интегрированной шестилетней программе, несмотря на то что в 2011 году российские вузы должны окончательно перейти на двухуровневую систему в соответствии с принципами Болонской конвенции. Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что вуз будет готовить студентов по своим собственным стандартам. По его словам, они «будут выше государственных». Таким образом, основными формами подготовки в МГУ будут обучение на специалиста и магистра. При этом специалиста будут готовить в течение шести лет. Подготовка бакалавров, как сообщил ректор МГУ, будет осуществляться лишь на нескольких факультетах вуза. Специалисты оценивают решение руководства МГУ неоднозначно[29].

Властители дум

В XIX веке в университете совершались открытия, зарождались новые отрасли науки. Московские профессора считались властителями дум, а студенты — законодателями мод. Но не на панталоны и сюртуки, а на книги, на статьи, на идеи и шире — на идеологию. Даже ученые и писатели с мировой славой дорожили признанием университетской молодежи.

В 1840-е «вся Москва» собиралась на лекции Тимофея Грановского по всеобщей истории. В «Былом и думах» Александр Герцен, учившийся на отделении физических и математических наук, много вспоминал о своей альма-матер, о бурлении умов, которыми был славен тогдашний университет. И, конечно, не забывал любимого лектора:

Автор цитаты

«Грановский был одарен удивительным тактом сердца. У него всё было так далеко от неуверенной в ceбe раздражительности, от притязаний, так чисто, что с ним было необыкновенно легко… Влияние Грановского на Университет и на всё молодое поколение было огромно и пережило его; длинную, светлую полосу оставил он по себе. Я с особенным умилением смотрю на книги, посвященные его памяти бывшими его студентами»

Профессор Грановский читает в Московском Университете среднюю историю

Репродукция рисунка неизвестного автора 40-х годов XIX века «Профессор Грановский читает в Московском университете среднюю историю»

Фото: РИА Новости/О. Кузнецов

Эпохой в истории университета стал и Максим Максимович Ковалевский — историк, социолог, ученый с мировым именем, один из первых номинантов на Нобелевскую премию мира. На Моховой он читал курс по истории зарубежных государственных учреждений. Читал под овации студентов; как вспоминал один из его учеников, литературовед Борис Щетинин:

Автор цитаты

«Его речь — какой-то шумный, сверкающий каскад слов… сколькими научными цитатами она всегда пересыпана, сколько в ней разных остроумных сопоставлений, красивых образов, метких сравнений, какое богатство фактического материала, свидетельствующего о колоссальной памяти и совершенно исключительной эрудиции говорящего… Ковалевский положительно был кумиром студенческой молодежи»

Максим Ковалевский

Фото: commons.wikimedia.org

Максим Ковалевский

Ковалевский завещал университету свою уникальную библиотеку — 15 тыс. томов — и солидную сумму для выплаты именных стипендий.

Своим студенческим прошлым гордился и Иван Тургенев. На склоне лет прославленный писатель так ответил на приветствие московских студентов:

Автор цитаты

«Я тем более горжусь и осчастливлен этим сочувствием, что сам был студентом Московского университета и всегда считал за честь принадлежать к этому рассаднику истинного просвещения, истинной духовной свободы. Желаю и вам, господа, пойти бодро вперед по стезе, проложенной вашими предшественниками, к той прекрасной цели, которая виднелась уже их глазам, но которая, должно надеяться, с каждым днем будет отступать всё менее и менее»

Иван Тургенев

Фото: ТАСС

Иван Тургенев

Какую цель имел в виду Тургенев? Студентов того времени объединяло поэтическое отношение к идеалам свободного, просвещенного общества. Считалось, что научный прогресс рано или поздно приведет к более справедливому переустройству государства и общества. И без этой мечты невозможно представить историю вольнолюбивого Московского университета.

Курсы МГУ

Общеуниверситетские подготовительные курсы на базе МГУ проводятся для выпускников 9—11-го классов и для учеников начальной школы. Обучение платное, занятия проводятся в вечернее время.

На курсах учащихся подготавливают к сдаче вступительных экзаменов в МГУ и в другие вузы нашей страны.

Подготовительные курсы, проходящие на факультетах МГУ

  • Механико-математический. Подготовительные курсы проходят по следующим предметам: английский и русский языки, математика, информатика, физика. Форма обучения: очная и вечерняя.
  • Вычислительной математики и кибернетики. Форма обучения — очная. Занятия проходят по следующим предметам: русский язык и литература, математика, английский язык, информатика, физика. Недавно были открыты дистанционные курсы по предметам: английский язык, геометрия, физика, алгебра.
  • Физический. Предметы: математика и физика. Дистанционно можно пройти обучение по алгебре и тригонометрии, механике, электричеству и магнетизму, молекулярной физике и термодинамике, оптике и основам ядерной физики.
  • Химический. Форма обучения — очная и дистанционная. Предметы, по которым осуществляется подготовка: биология, химия, физика, математика.
  • Биологический. Предметы: химия, биология и математика.
  • Почвоведения. Форма обучения — очно-заочная. Подготовительные курсы проводятся по следующим предметам: русский язык, биология, химия, география и математика.
  • Геологический. Предметы: математика, русский язык, физика. Форма обучения — очная.
  • Географический. Очно-заочная форма обучения проводится по следующим предметам: география, литература, русский язык и математика. Несколько лет назад открылся дистанционный центр подготовки.
  • Исторический. Занятия проводятся по очной форме обучения. Предметы: история России, русский и английский языки, история искусства.
  • Филологический. Обучение проводится в трех формах: очная, вечерняя и дистанционная. Подготовка осуществляется по следующим предметам: иностранные языки (французский, немецкий, английский), русский язык, литература, теория литературы, история.
  • Философский. Предметы: обществознание, история России. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная.

kursy

  • Экономический. Обучение проводится по следующим предметам: математика, русский и английский языки, экономика, литература, обществознание. Поступающие в магистратуру могут пройти подготовку дистанционно по предметам: финансы и кредит, экономика, менеджмент.
  • Юридический. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная. Предметы: русский язык и литература, история, обществознание.
  • Журналистики. Подготовка осуществляется по следующим предметам: русский язык и литература, подготовка к ДВИ.
  • Психологии. Форма обучения — очная. Предметы: биология, математика, русский язык, обществознание.
  • ИСАА. Предметы: русский и английский языки, история.
  • Социологический. Форма обучения — очно-заочная. Предметы: обществознание.
  • Иностранных языков и религиоведения. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная. Обучение осуществляется по следующим предметам: иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, итальянский, славянские языки, испанский), русский язык и литература, обществознание, история России.
  • Государственного управления. Дисциплины: история Отечества, русский и английский языки, математика и обществознание.
  • Глобальных процессов. Форма обучения — очная. Предметы: русский и английский языки, история России.
  • Мировой политики. Дисциплины, по которым ведется подготовка: методика написания сочинения, история России и всеобщая история, иностранный язык (на выбор). Для поступающих в магистратуру ведется подготовка по предмету международные отношения.
  • Искусств. Формы обучения — очная и очно-заочная. Предметы: русский язык, история искусств, история и искусства, изящные искусства.
  • Высшая школа бизнеса. Предметы: английский язык и математика. Выпускники могут подготовиться к поступлению в магистратуру по дисциплинам: английский язык и менеджмент.
  • Высшая школа перевода. Дисциплины, по которым ведется подготовка: русский и иностранный языки, история и обществознание.
  • Высшая школа управления и инноваций. Форма обучения — очно-заочная. Подготовка ведется на базе 10—11-го класса.
  • Высшая школа телевидения. Форма обучения — очная. Подготовка к творческому конкурсу.
  • Политологии. Дисциплины: русский и английский языки, история, обществознание.
  • Высшая школа современных социальных наук. Подготовка ведется по обществознанию. Возможно выбрать форму обучения.
  • Фундаментально физико-химической инженерии. Предметы: химия, математика, физика (на базе выпускных классов).

Знаменитые выпускники и профессора Московского университета

Среди выпускников университета есть лауреаты Нобелевской премии, лауреаты премии Филдса, крупные политики, в том числе руководители страны.

Лауреаты Нобелевской премии

Лауреаты Нобелевской премии по физике

Лауреаты Нобелевской премии мира

Лауреаты Филдсовской премии

  • Новиков, Сергей Петрович
  • Маргулис, Григорий Александрович
  • Дринфельд, Владимир Гершонович
  • Концевич, Максим Львович
  • Воеводский, Владимир Александрович
  • Окуньков, Андрей Юрьевич

Открытие Московского университета

25 января, в день святой великомученицы Татьяны, Елизавета подписала проект об организации нового университета. Сегодня этот день, получивший впоследствии название День студента, празднуют учащиеся всей страны. Да и тогда, в 1755 году, его отметили с большим размахом. Целый день звучала музыка, яркими огнями сияло здание. Тысячи людей собрались на торжество и не расходились до глубокой ночи.

Первый Московский университет

Транспортное сообщение

  • Метро : м. Университет , Ломоносовский проспект.Сокольническая линия №1 Калининская линия №8
  • Автобус : 1, 47, 57, 58, 67, 67к, 103, 111, 113, 119, 130, 187, 260, 661, 715, 902
  • Троллейбус : 4, 7, 28, 34, 34к, 49
  • Трамвай : 14, 26, 39

Обучавшиеся в университете

  • Бальмонт, Константин Дмитриевич (отчислен в 1886 году из-за участия в студенческих волнениях).
  • Белинский, Виссарион Григорьевич (отчислен в 1832 году «по ограниченности способностей» и из-за «слабого здоровья»).
  • Буковский, Владимир Константинович (отчислен в 1961 году за антикоммунистическую деятельность).
  • Бухарин, Николай Иванович (исключён в 1911 году за участие в революционной деятельности).
  • Волошин, Максимилиан Александрович (исключён за участие в студенческих волнениях (Всероссийской студенческой забастовке в феврале 1900 года)).
  • Ерофеев, Венедикт Васильевич (отчислен за непосещение занятий по военной подготовке).
  • Королёва, Лидия Георгиевна (покинула университет в 1937 году).
  • Лебедев, Артемий Андреевич (покинул университет в 1992 году, проучившись два курса)
  • Лермонтов, Михаил Юрьевич (ушёл в 1832 году, проучившись два курса).
  • Островский, Александр Николаевич (покинул университет в 1843 году).
  • Потёмкин, Григорий Александрович (отчислен из гимназии университета в 1760 году «за леность и нехождение в классы»).
  • Рамазанова, Земфира Талгатовна (покинула университет на втором курсе в связи с записью нового альбома).
  • Такоев, Симон Алиевич
  • Шмит, Николай Павлович (покинул университет, чтобы заменить умершего отца — владельца фабрики. В 1907 году посмертно зачислен в почётные студенты Московского университета)
  • Дивов, Олег Игоревич
  • Перовская, Ольга Васильевна — известная детская писательница, училась на биологическом факультете в 1923—1926 годах.
  • Самед Вургун (покинул университет в 1930 г., проучившись два курса)
  • Славенас, Паулюс Винцович — окончил 3 курса, после чего эмигрировал в Литву.

Названия Московского университета

Университет с 12 (23) января 1755 года по 23 февраля (8 марта) 1917 года назывался «Императорский Московский университет». Далее названия менялись следующим образом[31]:

  • Февраль—октябрь 1917 — «Московский университет».
  • С конца 1917 — «Московский государственный университет» (или «МГУ»).
  • С 1918 — «1-й Московский университет».
  • С сентября 1930 — «Московский государственный университет».
  • С 20 октября 1932 — «Московский государственный университет им. М. Н. Покровского».
  • С 11 ноября 1937 — «Московский государственный университет».
  • С 7 мая 1940 — «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова».
  • С 7 мая 1955 — «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени государственный университет им. М. В. Ломоносова».
  • С 22 января 1980 — «Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного знамени государственный университет им. М. В. Ломоносова».
  • С 1991 — «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова».
  • С 28 марта 2008 — «Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГОУ ВПО) Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (или «МГУ имени М. В. Ломоносова», «МГУ»).
  • С 31 декабря 2010 — «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (или «МГУ имени М. В. Ломоносова», «МГУ»).

Лидер

В ХХ веке, вскоре после Гражданской войны, на лидерские позиции в университете вышел физико-математический факультет. Там открылись 12 научно-исследовательских институтов! И даже Институт ядерных исследований в Дубне был создан при участии МГУ. Так создавались научные школы, позволившие Советскому Союзу стать сверхдержавой.

Первым нобелевским лауреатом Московского университета был Николай Николаевич Семёнов. В 1944 году он организовал в МГУ кафедру химической кинетики, которой он заведовал более 40 лет. А в 1956-м академику Семёнову присудили Нобелевскую премию по химии — «за исследования в области механизма реакций». Из стен МГУ вышло немало нобелиатов, достаточно назвать физиков Андрея Сахарова, Виталия Гинзбурга и Алексея Абрикосова, поэта Бориса Пастернака. А вообще-то список выдающихся выпускников Московского университета занял бы не одну сотню страниц.

Николай Семенов

Николай Семёнов

Фото: РИА Новости/Цесарский

Университет не забывает своих «отцов-основателей». В 1940 году ему присвоили имя Ломоносова. Памятники великому просветителю установлены возле двух университетских комплексов — в центре Москвы, на Моховой, и на Воробьевых горах, в окрестностях знаменитой высотки со шпилем, выстроенной в 1953 году. Кстати, на тот период это здание считалось самым высоким в Европе! А новый университетский корпус, построенный в 2007 году, носит имя Ивана Шувалова.

В наше время Московский университет — по-прежнему лидер отечественной высшей школы. Там царствует наука, туда каждый год стремятся тысячи абитуриентов. И день рождения нашего старейшего университета — праздник всех российских студентов и ученых.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Стоимость обучения

Стоимость обучения в крупнейшем университете России довольно высокая, варьируется в пределах 390 тысяч рублей. Есть возможность получить бюджетное место, также вариант заключения договора на получение платного образования. По статистике, обучается за бюджетные средства очень малая части поступающих. Много выпускников подают документы именно в МГУ, потому что диплом этого престижного университета высоко ценится. Его выпускники легко находят престижную, хорошо оплачиваемую работу.  

Возможно ли бесплатное обучение

Сейчас популярен миф о том, что в престижные московские учебные заведения без вложения дене, практически невозможно попасть. Но выпускники МГУ доказывают на своём опыте другое. Очень много студенты утверждают, что иметь голову на плечах, быть трудолюбивым и целеустремленным достаточно для успешной учебы. Поэтому каждому стоит выбрать какой вариант ему по душе и по карману.

Институты

  • Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д. В. Скобельцына
  • Институт механики
  • Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга
  • Научно-исследовательский институт физико-химической биологии им. А. Н. Белозерского
  • Научно-исследовательский вычислительный центр
  • Институт теоретических проблем микромира им. H. Н. Боголюбова
  • Институт математических исследований сложных систем
  • Научно-исследовательский институт и музей антропологии им. Д. Н. Анучина
  • Институт экологического почвоведения
  • Институт мировой культуры
  • Русско-германский институт науки и культуры
  • Институт проблем информационной безопасности

Филиалы

  • Филиал в городе Ульяновск Ульяновской области основан в 1988 году.
  • Филиал в городе Пущино Московской области основан в 1997 году.
  • Филиал в городе Севастополь (Украина) основан в 1999 году.
  • Филиал в городе Астана (Казахстан) основан в 2000 году.
  • Филиал в городе Женева (Швейцария) основан в 2003 году.
  • Филиал в городе Ташкент (Узбекистан) основан в 2006 году.
  • Филиал в городе Баку (Азербайджан) основан в 2009 году.
  • Филиал в городе Душанбе (Таджикистан) основан в 2009 году.

ИСТИНА МГУ (интеллектуальная система тематического исследования наукометрических данных)

Система «Истина» была разработана с целью хранения, учета и анализа научной деятельности преподавателей и аспирантов учебного заведения.

istina

Все работы систематизируются и хранятся в алфавитном порядке, для поиска можно воспользоваться специальной функцией. Каждый зарегистрированный пользователь может просматривать свои достижения и в любое время воспользоваться добавленными работами.

Над созданием проекта работали видные деятели МГУ и сотрудники научной лаборатории НИИ механики и механико-математического факультета.

Важно! В 2014 году увидела свет книга академика МГУ В. А. Садовничего «Интеллектуальная система тематического исследования научно-технической информации («Истина»).

Для получения более расширенной и подробной информации о Московском государственном университете рекомендуем пройти на официальный сайт msu.ru.

История Московского университета. Структура правления и название

Изначально Московский университет находился в юрисдикции Правительствующего сената. Профессорский состав подчинялся непосредственно университетскому правлению и не подлежал никакому иному суду. Главным должностным лицом был куратор, который утверждал учебные планы и производил назначения. Директор осуществлял непосредственное руководство, планировал бюджет, стратегию развития и т. д. Он также был чиновником и прямого отношения к педагогическому процессу не имел.

В начале XIX века Александр I своим указом изменил структуру университетского правления. Была введена должность ректора, которого выбирали на собрании Совета профессоров и утверждал сам император. С тех пор университет стал именоваться императорским.

Московский университет имени Ломоносова

После революции слово «императорский» было изменено на «государственный». А в середине XX века, во время празднования 185-летия со дня открытия университета, ему было присвоено имя выдающегося ученого XVIII века, стоявшего у истоков российской науки, – М. В. Ломоносова. Такой путь становления прошел Московский университет имени Ломоносова.

Литература

  • Московский университет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жалобная песнь московских студентов в начале XIX столетия. Послание к И. И. Шувалову / Публ. И. В. Помяловского // Русский архив, 1886. — Кн. 1. — Вып. 3. — С. 387—388.
  • Университет для России. т. 1. XVIII в. М. 1997.
  • Кулакова И. П. Университетское пространство и его обитатели: Московский университет в историко-культурной среде ХVIII века. — М., 2006.
  • Сердюцкая О. В. Московский университет второй половины XVIII в. как государственное учреждение. Преподавательская служба. — М.: Спутник, 2011. — 186 с.
  • Сердюцкая О. В. «Мысли об учреждении Московского университета…» Г. Ф. Миллера как один из проектов преобразования университета. 1765 г. // Отечественные архивы. — 2008. — № 4
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...