ЛИРИКА КАК РОД ЛИТЕРАТУРЫ: ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» ЛИРИКИ, Понятие лирики, Виды и тематика лирики — Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта

В данной статье вы рассмотрите сущность лирики и охарактеризуете ее виды.

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.

Лирика - что это..

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Основные понятия о лирике

Определение лирики ведет свои истоки от названия этого рода литературы, способного воспроизводить чувства и настроение героя по отношению к кому-то или чему-то, дословно переводясь с древнегреческого как «чувствительный, лирный, исполняемый под звучание лиры». К основным характеристикам лирического жанра можно отнести повышенную чувствительность, эмоциональность, взволнованность, задушевность, в общем, все те качества, которые свойственны глубоким, чувственным натурам, склонным к личным переживаниям.

Сравнительные характеристики

Лирика в литературе

Всего на сегодняшний день выделяют три художественных литературных рода, среди которых, помимо лирики, существуют еще эпос и драма. В отличие от них в лирических произведениях имеют свойство отображаться полностью сформированные и законченные характеры в условиях разных обстоятельств, а также происходящие изменения в моральном состоянии персонажей на определенных жизненных этапах.

Поэтому совсем неудивительно, что при написании лирических произведений перед авторами открывается безграничный источник вдохновения, ведь существует огромное количество ситуаций, способных вызывать сильные чувства у персонажей. Особенности лирики заключаются еще и в том, что несмотря на яркое и эмоциональное освещение событий, вне зависимости от того, в прошлом ли они происходили или в настоящем, оно не должно принимать слишком расплывчатую форму и сводиться к чересчур долгому описанию.

Речь должна быть сжатой, но в то же время максимально наполненной, и способность следовать этому негласному правилу без каких-либо потерь для эмоционального окраса и точности передачи чувств описываемых героев. И даже если получится описать все очень кратко, в итоге должно получиться законченное по смыслу произведение.

Лирика

Нередко лирический стиль используется писателями, как выражение личного отношения к той или иной ситуации, а иногда даже к общим тенденциям конкретного времени и связанных с ним исторических событий, донося всю суть через действия персонажей. Удивительно, но в поэме могут описываться не только высокие порывы, но и низменные чувства, также побуждающие человека на переживания, вне зависимости от того, принадлежат ли они ему или кому-то другому.

Что касается других литературных родов, то для того, чтобы понять основные их отличия от лирических произведения, стоит ознакомиться со следующей таблицей с основными их видами и жанрами:

Литература
Род/Виды и жанры Народный Авторский
Лирика. Переживание различных событий, отображение человеческих чувств, внутреннего мироустройства и мироощущения, а также эмоционального состояния, что позволяет ставить чувственное во главе угла. Песня Ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадригал, рондо, эпиграмма.
Драма. Демонстрация отношений героев между собой и связанные с этими событиями, отображающиеся на сцене, для чего применяются особые приемы для записи текста, а также ремарки, позволяющие понять истинное отношение автора к происходящему. Игра, обряд, народная драма, раек, вертеп Трагедия, комедия (по жанрам делится на комедию положений, характеров, масок), драма (философская, социальная, историческая, социально-философская), водевиль, фарс, трагифарс.
Эпос. Повествование о чьей-либо судьбе, приключениях либо определенных поступков, причем как положительных, так и отрицательных, позволяющее автору полноценно высказывать свое мнение об описываемых событиях. Миф, поэма (героическая, строго-воинская, сказочно-легендарная, историческая), сказка, былина, дума, легенда, предание, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки) Роман или эпопея (историческая, фантастическая, авантюрная, психологическая, утопическая, социальная, притча) и малые жанры (повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, литературная сказка).

Имея под рукой такую табличку, можно за считаные секунды определиться с тем, к какому стилю относится то или иное произведения, а также привести точную классификацию его вида. К примеру, у лирического рода нет жанров и только одна народная форма — песнь, тогда как у эпоса и драмы гораздо больше производных разной степени сложности и основной темой.

Кроме того, не следует забывать о существовании четвертого, смешанного литературного рода, который называют лиро-эпическим. Именно сюда можно отнести такой распространенный жанр, как поэма, способная проявлять все присущие эпосу качества. Так, автору удается передать в своем рассказе всю гамму чувств, испытываемых главными/или второстепенными персонажами.

Виды и тематика

Приведенная таблица характерна тем, что может лишь поверхностно отображать разновидности лирического, поэтического и эпического жанров, тогда как существует гораздо больше признаков их классификации. Так, та же лирика имеет разную тематическую направленность, представленную в следующих вариантах:

Всё о лирике
Что такое лирика
  • Философская тематика, где весь упор делается на размышления автора о проблематике персонажа или конкретной ситуации с их максимально глубоким исследованием. Если приводить аналогии с русской классикой, то к подобным приемам прибегал Державин в своих стихотворениях, Баратынский, Жуковский и многие другие талантливые литераторы.
  • Гражданская, где особенно остро рассматриваются определенные социальные проблемы, а также чувства главных персонажей, так или иначе связанных с ними. Все это есть у Пушкина, Лермонтова, Набокова, Маяковского, Мандельштама и у многих других поэтов, творивших в разные эпохи.
  • Политическая. Казалось бы, официозная тема, но и она способна вызывать целую вереницу чувств у героев, иногда заставляя их идти на самые безрассудные поступки, поэтому неудивительно, что она неоднократно становилась источником вдохновения для многих классиков (а в особенности тех, кто сам привык остро реагировать на происходящее в стране и в мире).
  • Пейзажная. Одна из излюбленных тематик многих лирических авторов, которая позволяет передавать чувства через любовь к природе, наблюдение за ней, а также описание смен времен года, часто сравниваемых в собственном своеобразии с разными периодами жизни человека. Что касается авторов, то среди русских классиков в этом плане нет равных Бунину, Есенину, Фету, Тютчеву и Некрасову.
  • Любовная. Еще одна распространенная лирическая тема, которая, как показывает практика, находит самый большой отклик у читателей, не теряя актуальности со временем. Лирические произведения о любви могут быть грустными и радостными, со стремительно развивающимся сюжетом или без него, вращаясь исключительно вокруг воспоминаний повествующего о событиях прошлых лет, но всегда одинаково интересной. В качестве прекрасного примера можно привести прекрасное классическое произведение «Евгений Онегин», которое вдохновляло деятелей искусства не только на театральные, но и на музыкальные постановки. Сюда же можно отнести и дружескую тему, так как она способна вызывать чувства, близкие к любовным.

Не стоит думать, будто лирические произведения являются однотемными, ведь в одном произведении могут найти свое отражение сразу несколько интересных направлений, вызывающих определенные чувственные волнения у персонажей. Кроме того, всю поэзию такого плана можно условно разделить на виды, отличающиеся друг от друга по стилю написания.

Речь идет о следующих видах лирики:

Термин лирика
Сравнительные характеристики
  • Ода. В основе этого жанра всегда стоит торжественное воспевание кого-либо или чего-либо.
  • Песнь. Как правило, такие произведения не лишены сюжетности, нередко комбинированной, когда одна строка имеет все признаки лирического стиля, тогда как другая буквально пропитана эпосом.
  • Элегия, под которой подразумевается романтическая поэзия, причем с грустным налетом, выражающимся в рассуждениях автора о своей судьбе, творчестве или событиях прошлых лет.
  • Послание. Этот жанр может иметь любую тематическую принадлежность, всегда адресуясь к кому-либо (возможен и предмет невоодушевленный).
  • Сонет. В отличие от всех предыдущих видов, этот обязательно должен быть представлен в строгой форме, состоя из 14 строк и имея французскую или английскую принадлежность.
  • Эпиграмма — коротенькое четверостишье, используемое для того, чтобы охарактеризовать какое-то лицо или ситуацию в краткой, но от этого не менее емкой форме.
  • Сатира. По аналогии с эпиграммой может носить хлесткий высмеивающий характер, но, в отличие от нее, не имея жестких ограничений по объему.

Естественно, перечисленные в списке жанры лирики являются весьма условными и на практике в одном произведении может рассматриваться сразу несколько направлений (иногда общую тематику может менять одно только слово). Кроме того, лирический характер свойственен не только стихотворной форме, но и прозе.

Понятие лирики

Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное отношение автора к чему-либо или его настроение. Лиризм означает чувствительность в настроениях, переживаниях, тонкость и мягкость эмоционального начала.

Замечание 1

Согласно Л. П. Крысиной, лирической поэзией называется поэзия в которой выражаются переживания и чувства поэта.

Жанрами лирики являются романс, стихотворение, элегия, послание.

В отличие от драмы и эпоса, где изображаются законченные характеры, которые действуют разных обстоятельствах, в лирике изображаются отдельные состояния характера в определенный момент жизни.

Замечание 2

Лирический образ – это переживание, выражение мыслей и чувств автора в связи с разными жизненными впечатлениями.

Лирика берет свое начало из песни, где в немногих словах выражается настроение певца. Древнейшими произведениями искусственной лирики, дошедшими до нас, являются Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Впоследствии Псалмы легли в основу христианской религиозной лирики и переведены на все европейские языки. Приписываемую царю Соломону Песнь Песней можно называть и лиро-эпической поэмой.

В лирике система художественных средств полностью подчинена раскрытию цельного движения человеческой души. Переживание, запечатлеваемое лирически, заметно отличается от жизненных эмоция. Эмоция в лирике – это некая квинтэссенция душевного опыта субъекта. Как говорил Гинзбург, лирика является самым субъективным родом литературы. В основе лирического произведения лежит переживание, которое представляет собой результат художественного преображения чувства, испытанного человеком в реальной жизни. лирику неизменно привлекают состояния души, которые знаменуют сосредоточенность человека на реальности, внешней ему. Для лирики свойственно художественное освоение не только сознания, но и бытия. Такими являются пейзажные, философские и гражданские стихотворения.

Лирика главным образом тяготеет к малой форме. Несмотря на то, что существует жанр лирической поэмы, в которой переживания воссоздаются в их симфонической многоплановости (например, «Поэма конца» М. Цветаевой, «Про это» Маяковского,), в лирике преобладают произведения, имеющие небольшой объем. Сильман в работе «Заметки о лирике» обозначил принцип таких произведений: «как можно короче и как можно полнее». Лирические тексты, устремленные к максимальной компактности, подобны афоризмам и пословичным формам.

Состояния сознания в лирике воплощаются по-разному:

  • открыто и прямо, в исповедальных монологах, задушевных признаниях (например, стихотворении Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»);
  • косвенно, в виде изображения внешней реальности (описательная лирика, в первую очередь пейзажная);
  • в виде небольшого рассказа о каком-либо событии (повествовательная лирика).

Практически любом лирическом произведении есть медитативное начало.

Замечание 3

Медитация – это психологически напряженное, взволнованное раздумье о чем-либо.

Нейтральность тона, беспристрастность несовместимы с лирикой, здесь речь исполнена экспрессии, она является доминирующим и организующим началом. В большинстве своем лирическое произведение имеет стихотворную форму, а экспрессивность речи роднит искусство лирики с музыкой.

В России

XVI-XVIII века

Длинный ряд русских од начинается с оды на взятие Данцига В. К. Тредиаковского, слепо следовавшего Буало. Из 19 од М. В. Ломоносова многие не поднимаются выше обыкновенной придворной оды, но есть между ними и такие, сюжеты которых близки сердцу Ломоносова и глубоко прочувствованы; таковы, например, ода из книги Иова, «Рассуждения о Божием величии» и многие другие.

Г. Р. Державин умел соединять напыщенность оды с разнообразием сатиры и искусно пользовался описаниями природы. Особенно знаменита его ода «Бог». Он писал также подражания псалмам, анакреонтические песни и др. Рядом с Державиным было много сочинителей од, менее талантливых и искренних. Потребность сочинять оды стала чем-то вроде болезни века и была, наконец, осмеяна Дмитриевым в «Чужом Толке».

XVIII век, несмотря на своё увлечение ложноклассицизмом, не гнушался и народной песнью. Екатерина II любила этот вид лирики и вставляла народные песни в свои комедии. Тогда же богатые люди стали содержать хоры песенников, что отозвалось в народной лирике так наз. «лакейскими песнями». Одна из лучших песен этого рода, «Вышел барин из лесочку», пелась ещё в начале XX века.

XIX век

Русская баллада началась с переводной, как, например, у В. А. Жуковского, но позднее, как и в Польше, приобрела национальный характер, например, у А. С. Пушкина, у А. К. Толстого. Таков единственный определённый вид романтической лирики; остальная лирика романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию — на стихотворения, посвящённые изображению чувства, восприятия или идей. Первая группа включает в себя наиболее субъективные пьесы, например любовные.

К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. Гёте раньше других обратился к изображению природы в своих лирических пьесах. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но часто ограничиваются чисто описательными целями, и это составляет характерную особенность романтической и более поздней лирики.

Последний отдел лирической поэзии, идейный, воспроизводит какую-либо философскую, политическую или социальную мысль. В романтический период европейская лирика достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизму пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестаёт быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и пр. В конце XIX века лирика отчасти продолжает жить старой традицией, как у «парнасцев» во Франции, А. Теннисона в Англии, А. К. Толстого, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета…

Понятие лирики

Лирика (от греч. lyга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ — это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни — природы и общества — могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,— законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.

В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич — в Польше, Гюго — во Франции, Байрон — в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев — в России).

Отличительные особенности лирической поэзии

В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.

Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.

Даже исторические события поэт-лирик описывает как фрагмент собственной жизни. Страшные картины материнской скорби в поэме Ахматовой «Реквием» приближают к нам эпоху сталинских репрессий, а стихи Цветаевой о муже, офицере царской армии, заставляют живо почувствовать трагедию расколовшейся на два стана России.

Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.

Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.

Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.

История развития направления

Как и любой другой литературный род, лирика не стоит на месте, постоянно меняясь, в зависимости от исторических событий и общих мировых тенденций. И несмотря на тесную взаимосвязь со всеми течениями в литературе и искусства, расцвет жанра пришелся именно на эпоху романтизма. Что же касается его зарождения, то он ведет свои истоки еще с древних времен, имея на разных стадиях своего развития следующие характеристики:

Характеристика лирики
Лирика и всё о ней
  • Античный период. На этапе образования лирические произведения представляли собой музыкальные композиции, исполнявшиеся под аккомпанемент различных музыкальных инструментов (откуда и название). Огромный вклад в развитие жанра внесла древнегреческая школа, именуемая эолийской. Удивительно, но выходцы этой и других школ, в которых были популярны лирические произведения, воспевали с помощью этого жанра не только любовные и эротические отношения, но и влиятельных на тот момент политиков.
  • Средневековье. Огромное значение имела лирика и в этот продолжительный период со всем свойственным ему колоритом. И если на начальном этапе религиозность в лирическом жанре носила стертый характер, то в со временем она стала основополагающей тематикой. Чуть позже классический жанр максимально приблизился к народному, будучи тесно связанным с песнями и танцами, а со временем трубадурство сменилось рыцарством, для которого была свойственна своя лирика.
  • Эпоха Возрождения. Пик развития романтической лирики пришелся на Италию, постепенно дав свои отголоски и в южной части Франции. Большой вклад в развитие этого литературного искусства был сделан и знатным родом Медичи, заправлявшим в период Ренессанса во Флоренции.
  • XVI-XVIII столетия. Полноценное участие в использовании лирического жанра Франция приняла только в XVI веке. К тому времени свой след в искусство уже успела внести Германия с ее реформаторскими религиозными движениями. Со временем при французском дворе появилась ложноклассическая ода, которая так и не прижилась, уступив место известному по сей день жанру в классическом его понимании. Уже в XVIII веке появляются первые русские оды, авторами которых стали Державин, Ломоносов и другие классики. Были актуальны и народные песни, которые особенно сильно ценились правящей тогда императрицей Екатериной II.

Завершает условный исторический цикл развития лирика XIX столетия с присущим ей романтизмом. Именно тогда появились первые лирические пьесы и баллады, а также поэзия, восхваляющая природу, красоту родного края, любовь к женщине, преданность другу и многие другие чувства, которые продолжают волновать человечество, оставаясь всегда актуальными.

Из истории лирики

  1. Самыми древними образцами данного рода литературы считаются псалмы царя Давида, ставшие основой христианской религиозной лирики. Расцвет лирической поэзии приходится на эпоху античности.

    В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.

  2. В средневековье колоссальную роль в развитии жанров (что это?) сыграла лирика трубадуров и миннезингеров (французских, итальянских и немецких поэтов, перенесших в свои художественные произведения рыцарский культ Прекрасной Дамы).

    В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.

    Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.

  3. В эпоху Возрождения особую популярность получил жанр сонета, превращённый Петраркой в образец любовного лирического стихотворения. «Сонеты к Лауре» — классика мирового лирического наследия. Под пером Данте Алигьери, автора «Божественной комедии», родился образ Беатриче, любовь к которой рассматривалась поэтом в философском и религиозном ключе.

    Шекспир

    Сонетная лирика Шекспира явила собой новый тип лирического поведения. Любовное чувство стало в его произведениях более раскованным, многообразным. Английский сонет стали называть «шекспировским», а итальянский – петрарковским.

  4. В эпоху Просвещения лирика, как и другие роды литературы, поступила на службу обществу и государству. В отдельный вид выделилась гражданская лирика, представленная одой, мадригалом, стихотворением, написанным по случаю. В России яркие примеры подобных произведений дали М. Ломоносов, В. Капнист, А. Сумароков, Г. Державин.
  5. С расцветом романтизма в XIX столетии популярным стал такой лирический жанры, как баллада. Обобщая эпические и лирические черты (сюжетность, эмоциональность, обращение к истории при наличии индивидуального восприятия событий героем), баллада расширила границы поэтического языка.

    Баллада

    В Германии блестящие образцы жанра дали Гёте и Шиллер, в Великобритании – Байрон, Саути и Шелли. В России главным «балладником» считался В. А. Жуковский. В юности отдали дань уважения жанру А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.

  6. В конце ХIX столетия настало время социальных, философских и психологических романов. Сложилась тенденция снисходительного отношения к любовной и пейзажной лирике. На первый план снова выступила гражданская поэзия, лучшие образцы которой даёт нам знакомство с социальной, философской и любовной лирикой Н. А. Некрасова.
  7. У истоков ХХ века лирика пошла дорогами модернизма, породив культуру «серебряного века». Затем политические катаклизмы потребовали более простых и насущных форм выражения мысли.
    Лирика серебряного века
  8. Великая Отечественная война вызвала к жизни такое явление, как фронтовая поэзия.
  9. Поколение послевоенных поэтов разделилось на два «лагеря»: одни (Н. Рубцов, А. Передреев, В. Соколов, Ю. Кузнецов), стали творить «тихую» лирику, другие (Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, Р. Рождественский) вышли на площади и стадионы, чтобы заявить о себе и своём времени во весь голос.
  10. В настоящий момент лирическая поэзия становится всё более камерной и синтетичной. Она легко взаимодействует с другими видами искусства и современными технологиями.

Виды лирики

В литературоведении существует несколько классификаций видов лирики. Лирические произведения различаются по своей тематике:

  • Гражданская (например, М. Ю. Лермонтов «Прощай, немытая Россия», А. А. Блок «Россия», О. Мандельштам «Полночь в Москве» и т.д.);
  • Философская (Ф. И. Тютчев «Фонтан», «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкин);
  • Пейзажная (Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Снега», С. А Есенин «Белая береза»);
  • Политическая (Ф. И. Тютчев «Наполеон»);
  • Любовная (А. А. Пушкин «Я вас любил», Н. А. Некрасов «Так это шутка? Милая моя..»).

Но необходимо иметь в виду, что лирические произведения по большей части являются многотемными, так как в одном переживании автора могут отражаться различные мотивы – мотив дружбы, любви, гражданские чувства.

Выделяют несколько лирических жанров. Одним из них является ода – жанр, в котором воспевается какое-либо значимое событие, явление либо важное историческое лицо. Особое развитие этот жанр получил в классицизме.

Еще одним жанром лирики является песня. Этот жанр может относиться также и к эпическому жанру. Для песни характерна сюжетность, в ее основе лежат душевные переживания автора или героя.

Элегия – это жанр романтической поэзии, грустные раздумья автора о судьбе, о жизни, о своем месте в мире.

Послание – лирический жанр, не связанный с какой-либо определенной традицией. Характерной чертой послания является обращенность к кому-то.

Еще одним лирическим жанром является сонет, лирическое стихотворение, которое характеризуется жесткими требованиями к форме. Сонет должен состоять из 14 строк. Различают английский сонет и французский сонет.

Эпиграмма – это короткое стихотворение, в котором высмеивается либо в юмористической форме представляется какое-либо отдельное лицо.

Сатира – развернутое по объему и по масштабу изображаемого стихотворение, в котором, как правило, высмеиваются социальные недостатки. Для этого жанра характерен гражданский пафос. Часто сатирический жанр относят к эпическому виду.

Замечание 4

Такое деление на жанры является очень условным, так как они редко представлены в чистом виде. Стихотворение одновременно может сочетать несколько жанров. Например, стихотворение А. С. Пушкина «К морю» сочетает в себе и послание, и элегию.

Основной формой лирических произведений является стихотворение, но лирика может существовать и в прозе. В этом случае это, как правило, вставные лирически фрагменты и обособленные лирические миниатюры.

См. также

  • Лирика (Краткий словарь)
  • Лироэпические произведения
  • Лироэпические произведения (Краткий словарь)

Доска почета

Чтобы сюда попасть — пройдите тест

Виды и жанры лирики

Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

  1. философская;
  2. религиозная;
  3. гражданская;
  4. любовная;
  5. о природе.

Виды лирики на примерах

Существует деление на крупные и малые формы.

К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

Малыми жанрами лирики считаются:

  1. стихотворение;
  2. сонет;
  3. ода;
  4. баллада;
  5. эпиграмма;
  6. эпитафия;
  7. посвящение.

Лирические жанры

В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

Еще тесты

  • Анатомия
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Биология
  • Литература
  • История
  • Педсовет
  • Естествознание
  • Финансы и кредит
  • Правоведение
  • Товароведение
  • Экономика
  • Социология
  • Маркетинг
  • Обществознание
  • Культурология
  • Математика
  • Философия
  • Русский язык
  • Психология
  • Политология
  • Делопроизводство
  • Бухгалтерия
  • ОБЖ
  • Орфография
  • География
  • Биографии
  • Физика
  • Пунктуация
  • Краткие содержания
  • Химия
  • Менеджмент

Примеры лирических произведений

В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.

Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».

Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.

Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.

Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.

Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Комментарии и отзывы (2)

Можно сказать, что лирика — это эмоции и переживания. Это состояние, когда тебя пробирает до мурашек. Сейчас кстати такой музыки, стихов — мало. Сейчас в моде «современные» направления, где ни музыки нормальной, ни текста нет.

Эта разновидность литературы кажется чересчур эмоциональной. Часто, за завесой чувств автора и персонажей невозможно разглядеть смысл и суть написанного. Подобные произведения хороши только для романтических признаний, и то не всегда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...