Калинов мост — это… Что такое Калинов мост?

Достопримечательности Приэльбрусье   Адрес: Кабардино-Балкария, урочище Джилы-Су. Стоимость посещения: бесплатно. Сезонность: май-октябрь.   Приэльбрусье – кладезь природных красот, овеянных историческими событиями и волшебными лег…

СКАЗОЧНОЕ ПРИЭЛЬБРУСЬЕ: КАЛИНОВ МОСТ

На планете множество легендарных, знаменитых, популярных и таинственных мостов. В эту мировую копилку обязательно стоит добавить скромный Калинов мост. Он довольно непримечателен с виду, но интересен с геологической и фольклорной точки зрения.
Начнем с первого аспекта: геологи считают, что каменное образование появилось примерно так: в древности мощный лавовый поток преградил путь реке, внезапно ставшей у него на дороге, в результате чего появилась естественная дамба. Со временем на этом месте образовалось огромное озеро, дном которого является современная поляна Эммануэля (в широком смысле плато Ирахиктюз).
Постепенно в застывшем лавовом потоке образовался туннель, сквозь который Кызылкол – река, бурно и неспокойно протекающая под Калиновым мостом, продолжила свой бренный путь. В таком виде стоит он и сейчас – узкая тропка над пропастью, поросшая травой.
Пунктирная дорожка, ведущая по склону к этому сакральному месту, довольно крута, а внизу – не менее 50 метров пустоты, поэтому тем, кто страдает приступами головокружения, необходимо быть предельно осторожным, поскольку перил и прочих защитных ограждений на Калиновой переправе не предусмотрено.

Эльбрус. Калинов мост

Приэльбрусье. Калинов мост. Красная земляПриэльбрусье. Фото Калинов мостПриэльбрусье. Джилы-Су. Калинов мост. Река Кызылкол. Река Смородина

Что означает древнерусское слово “смородина”

У многих читателей подвиги богатырей Киевской Руси не вызывают сомнения, так как упоминаемые в былинах города, имена князей и других героев являются историческим фактом. Так, самым почитаемым героем в народе был Илья Муромец, родившийся в деревне Карачарова под Муромом, реальном месте. По преданию, его мощи покоятся в Софиевском соборе в Киеве.

река смородина

Подробные описания уклада жизни людей тех лет, внешности героев и исторических событий говорят о том, что в каждой былине есть доля истины. Так же думали собиратели древнерусского эпоса, которые, начиная с 19 века, пытались узнать, где находится река Смородина, что означает ее название.

Оно не имеет ничего общего с вкусными ягодами, хотя у многих оно вызывает картинку заросших кустами смородины берегов. В его корне древнерусское слово “смород”, употребляемое с 11 века, что означает сильный запах. Даже кусты были так названы из-за аромата их листьев.

Много позже слово стало применяться исключительно к неприятным запахам, и появилось такое его значение, как “смрад”. Река Смородина в былинах означала неприятное гнилое место, где людей ожидала возможная смерть. Нередко ее именуют Пучай-река, что еще больше запутывает исследователей, непременно желающих отыскать ее на карте.

Что такое Калинов мост?

Сказки и поверья разных регионов по-разному описывают эту границу между мирами. В западных регионах Калинов мост это:

  • чистилище по которому душа попадает в загробный мир;
  • рубеж между владениями смерти (Навь) и живыми людьми (Явь);
  • владения злой силы;
  • царство Морены;
  • место где ведьмы черпают свою силу;
  • путь по которому нечисть приходит в мир людей накануне праздника Ивана Купала.

Древние славяне верили, что только путь по Калиновому мосту определяет, достойна ли душа, попасть в рай или ее место в огненной гиене. Если при жизни душа не жила законом божьим и не придерживалась заповедей, на середине моста ее останавливали бесы и уводили не в Свет, а во Тьму. О том, где точно находится Калинов мост, мифология славян не рассказывает, вся информация сводится к тому, что расположен он на конце света.

Избушка на курьих ножках

Очень часто встречается в славянских сказках это мифическое жилище лесной колдуньи Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках имеет не только весьма экзотический внешний вид, но и некоторые зачатки интеллекта. Во всяком случае, она умеет выполнять простейшие команды, к примеру, повернуться к лесу задом и передом к подъезжающему богатырю. В некоторых легендах избушка на курьих ножках помогает Бабе Яге сражаться с врагами или же уносит свою обладательницу в топкие болота, помогая ей спастись бегством. Откуда же взялся столь поэтичный собирательный образ?

Согласно одной из версий, избушка на курьих ножках – это обычный лабаз (кладовка  на высоких подпорках), которую соорудил охотник, чтобы уберечь свое имущество от зверей. Слово «курья» в некоторых диалектах означает «небольшой ручеек», тогда как ношка (изначально это слово произносилось именно с буквой «ш») – это мера земли. Соответственно, избушкой на курьих ножках можно назвать небольшой домик у ручья.

Избушка на курьих ножках в лесу

Вторая версия происхождения термина гораздо более интересна. Есть мнение, что ещё до прихода славян в лесах жили дикие племена, практиковавшие так называемую «срубную культуру» – обычай хоронить покойников в небольших деревянных срубах, установленных на подпорки. Впоследствии племена вымерли или были истреблены врагами, а вот похоронные домики остались. Теперь представьте себе ситуацию: идёт по лесу ничего не подозревающий человек и набредает на эдакую избушку на курьих ножках. От любопытства заглянет внутрь, а там – истлевшая мумия покойника! Немудрено и Бабу-Ягу себе вообразить!

Существует еще одна версия происхождения избушки на курьих ножках, также связанная с погребальными обрядами. Некоторые славянские племена сжигали покойников, предварительно положив их на деревянный настил, установленный на подпорках. Во время кремации эти ножки-подпорки начинали дымиться, иначе говоря, куриться. Возможно, именно отсюда и взялось поверье о курьих (курящихся) ножках.

Этимология слова “калинов”

Еще одна ошибочная ассоциация образуется при упоминании слов “Калинов мост”. Через реку Смородину “перекинули” его древние составители былин, имея в виду вовсе не калину красную. Этимология слова берет свое начало в корне “каленый”, то есть раскаленный.

Во всех источниках с упоминанием Калинова моста он связан с переходом через огненную реку, возможно, поэтому ему дано такое название. Раскаленный докрасна или сделанный из меди, так его описывают в сказках и былинах.

Река Смородина, Калинов мост – это символы преграды, которую должен преодолеть настоящий герой. Обычно на этом месте смельчаков поджидало чудовище: Змей Горыныч с количеством голов, равным трем. В одних сказках он трехголовый, в других — о шести или девяти головах.

Было ли это место действительно реальным и настолько труднодоступным, что его наделили таким страшным стражем в сказках, но в былинах река Смородина – это водоем, возле которого произошла большая битва, так как часто упоминается, что берега ее усыпаны костями и черепами. Возможно, именно отсюда произошло название реки, ведь смород, который шел от поля боя, лег в основу ее имени.

река смородина калинов мост

Другое дело Калинов мост. Он везде фигурирует как средство переправы из мира Яви в мир Нави, хранительницей которого была Мара (Марена). Велес переводил души умерших в царство смерти, что созвучно с мифами других народов мира, например, с Аидом и паромщиком Хароном у греков или Плутоном и Гадесом у римлян.

Древнеславянский эпос объединил место жесточайшей битвы с верой в существование загробного мира. Многие историки и этнологи считают, что реальным местом были река Смородина, Калинов мост. Где находится этот водоем – это единственное, в чем у них до сих пор нет согласия.

Названия и этимология

Известные формы мифотопонима: Смародина, Смородыня, Смородинка, Смородовка, Смородинная, Самородная и др. Также может называться Смугра (Смура), Свита, Сварога, Сафат, Сахатарь, Березина, Волхов, Кама, Непра, Пучай[7], Салфа-река, Израй-река, Нетеча[8], а также Оманая (то есть «обманная»)[7].

Смородина. Чаще всего название Смородина выводят от слова др.-рус. смо́род «смрад, сильный, неприятный, удушливый запах»[9][10]. Название реки, таким образом, истолковывается как «смрадная, зловонная река»[11]. Её современное соответствие — «речка Вонючка» из песенки[12]. Эту точку зрения высказывали[11] В. Н. Мансикка[13], Н. И. Коробка[14], В. И. Еремина[15], Т. Н. Кондратьева[16], Л. В. Доровских[17].

Н. Д. Квашнин-Самарин, предполагая первичной форму Самородина, объяснял Смородину как реку «самородную», саму собой рождающуюся, первообразную, мифический прообраз всех рек[11][18].

Также название выводили из смуры — «тёмный» в связи с инфернальной символикой чёрного цвета. А. Е. Крымский предлагал источником названия распространённый тюркский гидроним «Самурдон» — «соболья река»[11][19].

Пучай-река. Дмитриева Е. Н., указывая, что иногда в былинах река называется «Пучай-рекой», предполагает, что это название связано с описанием её «вспучивания, бурления»[4].

Израй-река. Израй вероятно отсылает к праславянскому *rojь «течение, поток». Ср. др.-инд. raya- «поток, напор, натиск»[20].

Нетеча. Слово нетеча в качестве географического термина зафиксировано в украинских, польских и сербохорватских диалектах и имеет значение «стоячая вода, болото». У реки есть свойство останавливать своё течение при определённых обстоятельствах[21].

КАЛИНОВ МОСТ, ДЖИЛЫ-СУ: СТАРИННАЯ ЛЕГЕНДА О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Объект, которым по праву может гордиться Приэльбрусье – Калинов мост, издревле окружен потрясающими историями религиозно-философской направленности. Каждый из нас помнит сказки о Чуде-Юде или Змее Горыныче, а также неистовой борьбе с ними как с порождением зла. Богатыри обычно сражались с подобными чудовищами на мостах. Вы не задумывались почему? Оказывается, для древних, каменная перекладина – это своеобразный рубеж, символ перехода из одного мира в другой.
Вот и Калинов мост, выражаясь современным языком – портал между Явью (нашим миром) и Навью (загробным царством Мораны). Предание говорит о том, что на этом месте давным-давно располагался райский (Ирийский) сад. И протекала у горы Алатырь (по-нынешнему Эльбрус) река Смородина. Но название ее не имело никакого отношения к вкусной и сочной ягоде, а означало оно сернистый смрад, источаемый вулканической лавой.
Кстати, в переводе Кызылкол – «огненная река». Доказательством того, что некогда здесь было весьма неуютно и жарко, являются закаменевшие на береговых отрогах оплывшие, лавовые менгиры. Слово «Калинов» тоже не происходит от названия кустарника – наименование близко к понятию «раскаленный».

Приэльбрусье. Джилы-Су. Каменные замки. Кара-Кая

Приэльбрусье. Калинов мост и река КызылколПриэльбрусье. Джилы-Су. Поход на Калинов мост

Приэльбрусье. Джилы-Су. Серебряный источник. Река

Месторасположение реки Смородины

Если за основу брать описание местности, указанной в былине, то эта река протекала между Черниговом и Киевом. Именно так проходил путь Ильи Муромца, который спросил у мужиков черниговских, как проехать в стольный град. Отвечал ему народ: “Да у той ли у березы у покляпыя, да у той ли у речки Смородины, у того креста у Леванидова сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын”.

река смородина где находится

Как считают некоторые ученые, это могла быть река Смородина, протекающая неподалеку от Карачева в Брянской области, но тогда почему в былине дорогу Илье Муромцу указывают черниговские мужики? Водоем с подобным названием есть в Приэльбрусье, а речка Сестра в переводе с финского языка (Сьестар-йоки) означает “смородина ”.

Эта река фигурирует во многих сказаниях, например, ее пересекала Василиса Никулишна, возле нее погиб Добрыня Никитич, на ее берегах останавливались Левики, племянники короля речи Посполитной, ее преодолел князь Роман Дмитриевич, обернувшись волком.

Каждая из перечисленных рек могла быть той, что упоминается в былинах, но ее описание ставит рассуждения ученых под сомнения.

Примечания

  1. 1 2 Иванов, Топоров, 1995, с. 163.
  2. 1 2 3 4 5 Юдин, 1997.
  3. Пропп, 2000, с. 186.
  4. 1 2 3 Дмитриева, 2001, с. 26–28.
  5. см. о нём: Калашник 1992; Хроленко 1997; Юдин 1997
  6. Топорков, 1995, с. 304.
  7. 1 2 Юдин, 1996.
  8. Бой на Калиновом мосту // Белгородский государственный музей народной культуры
  9. Смород // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
  10. Смород // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4. — С. 242–243.
  11. 1 2 3 4 Юдин, 1996, Юдин, 1997
  12. 1 2 Юдин, 1999, с. 193.
  13. В. Н. Мансикка, 1909, 10
  14. Н. И. Коробка, 1910, 199
  15. В. И. Еремина, 1967, 145
  16. Т. Н. Кондратьева, 1967, 212—213
  17. Л. В. Доровских, 1977, 42
  18. Квашнин-Самарин, 1871, с. 86-87
  19. Кримський, 1973, с. 349—351
  20. Топоров В. Исследования по этимологии и семантике. Том 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика. Книга 2 — М.: Языки славянских культур, 2006—728 с. — ISBN 5-9551-0157-2 — С. 207
  21. 1 2 Архипов А.А. Об одном древнем названии Киева / Сост. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. // Из истории русской культуры. — М. : Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. — С. 39. — (Язык. Семиотика. Культура).
  22. Юдин, 1996, Юдин, 1997, Юдин, 1999
  23. Сборник былинных стихов К. Данилова, 1977, Князь Роман жену терял.
  24. Сборник былинных стихов К. Данилова, 1977, Когда было молодцу пора-время великая.
  25. Царь Саул Леванидович // Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. — 2-е дополн. изд. — М.: Наука, 1977. — 488 с. — (Лит. памятники).
  26. Рыбаков Б. А. Культура Руси IX—XIII веков // Рождение Руси.
  27. Пучай-река // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
  28. Сборник былинных стихов К. Данилова, 1977, Добрыня купался — змей унёс.
  29. Современный фольклорный вариант: Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча // Русские богатыри : [сборник] / авт.-сост. И. В. Карнаухова, Г. Карнаухова. — 2003. — (Школьная библиотека). — ISBN 9785457610064.
  30. Добрыня Никитич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    Горынич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  31. Сборник былинных стихов К. Данилова, 1977, Три года Добрынюшка стольничел.
  32. Сборник былинных стихов К. Данилова, 1977, Алёша Попович.
  33. Сборник былин А. Ф. Гильфердинга, 1950, Дюк Степанович (Во тоя во Индёи во богатыи…), № 152.
  34. Сборник былин А. Ф. Гильфердинга, 1950, Илья Муромец и Соловей разбойник, № 74.
  35. Хазария — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  36. Тарас Репин. Был ли древний Киев хазарским городом // Русская Семёрка, Альманах : журнал. — 2018. — 22 мая (№ 1(5)).
  37. Санбатион // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  38. Гурченко Л. А. III. Крепость Самбатас на Днепре // Вынуть дьявола из мелочей. — 2016. — ISBN 978-5-906880-39-0.

Ссылки

  • Русская народная сказка «Бой на калиновом мосту».
  • Мифологемы «Калинов мост» и «речка Смородина» в устном народном творчестве и произведениях писателей XX века.

Ссылки

  • Пономарева В. Калинов мост и речка Смородина
modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 1 декабря 2020 в 07:33.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...