Как научить ребёнка писать изложение

Что такое изложение? Чем изложение отличается от сочинения? Виды изложений в начальной школе и старших классах. Как научиться писать изложение?

Изложение и его типы

Девочка сидит за партой и увлеченно пишет в тетради

Изложение является таким видом работы, при котором ребенок пересказывает услышанный материал в письменной форме.

Различают такие виды:

  • творческое – ребенок проявляет фантазию и придумывает концовку;
  • сжатое – пересказываются все основные детали, упоминаются ключевые слова;
  • выборочное – передается основная суть услышанного произведения или пересказывается материал по заданному направлению;
  • подробное – максимальная приближенность к услышанному тексту, пересказ с учетом всех деталей.

Работы оцениваются с учетом следующих моментов:

  • соблюдение последовательности в пересказе;
  • отсутствие видимых искажений;
  • стилистическое, а также грамматическое оформление;
  • отсутствие или наличие орфографических ошибок.

Что такое изложение?

Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.

Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

0cnso4n5_5c45cd30bace8.jpg

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Развивать аналитические способности, которые необходимы для глубокого анализа текста, интересно и эффективно с помощью классических текстовых задач на логику.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Какое имя и отчество у моего отца?

Гусеница не длиннее червяка.
Червяк не длиннее гусеницы.

Кто длиннее: гусеница или червяк?

Подобные задания помогают сформировать привычку читать вдумчиво и развивают навыки осмысленного чтения.

В кафе три подружки заказали кекс, порцию мороженого и пончик.

Даша не заказывала пончик.
Милана не заказывала ни кекс, ни пончик.

Что заказала Саша?

Регулярные тренировки полезны и взрослым: будете быстрее понимать суть, критически оценивать информацию, раскрывать подтекст любого произведения, который автор хотел донести до читателя.

Научились быстро улавливать суть текста и понимать ключевые смыслы? Осталось научить его запоминать прочитанное и пересказывать текст своими словами.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 18 584 раза.

Готовим заранее

Мама читает детям сказки

Родители должны понимать, что для того, чтобы ребенок, учась в 3 классе, смог с легкостью освоить такой вид работы, как изложение, необходимо преждевременно начать с ним заниматься.

Для этого вам необходимо делать следущее:

  • почаще читать сказки, а потом вместе с малышом пытаться воспроизвести их и оценить поведение главных героев;
  • рассматривать различные картинки, расспрашивать ребенка о его впечатлениях и мнении;
  • если малыш в своих рассказах что-то упускает, дополнять его;
  • спустя пару дней спрашивать об услышанном или увиденном.

Детей в возрасте, приближенном к школьному, которые уже умеют читать, можно попросить самостоятельно прочесть сказку из книги, а потом ее пересказать.

Таким образом, вы тренируете память малыша и, по сути, готовите его к школьным изложениям, а также и к сочинениям.

Виды изложений

Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.

Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.

Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.

Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.

Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.

Кроме того все изложения могут отличаться по объему.

Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.

Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.

Приёмы для написания изложения

В изложении допустимо использовать приёмы замены, слияния и исключения. Например, oтдeльныe cлoвa зaмeняютcя общими. K пpимepy, «школьники и школьницы» нa «yчeники», «мaть» и «oтeц» нa «родители». Если при слиянии двух предложения в одно смысл не меняется, то можно смело прибегнуть к этому приёму. Например, предложения «Маша пришла в школу рано» и «Но по каким-то причинам опоздала на первый урок» объединяются в одно: «Маша пришла в школу рано, но на первый урок всё равно опоздала». К иcключeнию можно прибегнуть, когда есть длинные ряды oднopoдныx члeнoв и пoвтopoв. Пpeдлoжeниe «Любoй oтвeтcтвeнный и гpaмoтный paбoтник дoлжeн в пoлнoй меpe выполнять cвoи дoлжнocтные oбязaннocти» лeгко coкpaщaeтcя дo тaкoй фразы: «Любoй paбoтник дoлжeн выполнять cвoи oбязaннocти».

План обучения

Мальчик пересказывает маме услышанный материал

Данный алгоритм действий подойдет детям, которые ходят во 2 класс и старше.

  1. Выберите интересный текст, с учетом предпочтений вашего ребенка.
  2. Подберите правильную обстановку, обязательно, чтобы малыш был в хорошем настроении.
  3. Прочтите ребенку подобранный материал. Не забывайте хорошо выговаривать слова.
  4. Разъясните своему сыну или дочери, что во время того, как вы читаете ему произведение, необходимо записывать ключевые слова, а именно те, по которым он потом сможет построить свой пересказ.
  5. Оцените, как ребенок справился с заданием. Объясните, что было сделано неправильно, в чем его ошибки. Дополните недостающие словосочетания.
  6. Составляйте план написания работы.
  7. Пусть попробует устно воспроизвести услышанное. При необходимости, мама может помочь.
  8. Предложите малышу написать изложение по подготовленному плану.
  9. Оцените результаты ребенка, но за промахи не ругайте его, объясните, в чем его ошибки.

Возможные проблемы и как их избежать

В зависимости от поставленной задачи, т.е. типа изложения, у ребёнка могут возникнуть некоторые трудности:

  • Подробное изложение требует внимательности ко всем деталям повествования и описания в тексте. Необходимо обучить, как оформлять изложение, как связывать предложения между собой, обращая внимание на правильную последовательность событий во времени и пространстве, причинно-следственные связи. В дальнейшем это помогает развивать логику и память у ребёнка. Особенно полезны изложения при обучении орфографии — дети могут использовать трудные слова и грамматические формы, введённые в текст с целью упражнений. Педагог должен помочь составить список опорных слов, которые могут быть трудными в написании и понимании их значения.
  • Ребёнок думает над урокамиТакже следует научить детей писать краткие (сжатые) изложения, которые являются наиболее сложной разновидностью изложений. Зная, как правильно научить этому, педагог может существенно помочь ребёнку выбрать существенные детали, без которых текст потеряет последовательность и связность, а также передать основное содержание без потерь. Следует проводить коллективные беседы, в течение этого времени дети должны определить, что является главным, а что можно опустить.
  • Научить как писать выборочные изложения несколько проще и, видимо, поэтому ему не уделяют должного внимания в школе. Работая над этим, следует обратить внимание детей на тот отрывок или событие, которое следует в дальнейшем изложить. Трудность может возникнуть, если необходимая информация «разбросана» по тексту. Однако, если правильно научить этому виду письменной речи, то дети смогут правильно отбирать и собирать важный материал для своих высказываний, систематизировать его, а также именно выборочные изложения способствуют развитию избирательности и активности мышления, его способности абстрагироваться.
  • Наибольшую любовь дети обычно испытывают к творческому изложению, ведь именно в них ребёнок может проявить свой творческий потенциал и индивидуальность. Творческая составляющая способна развить воображение ребёнка, привить любовь к чтению художественной литературы, а, соответственно, и научить пониманию замысла и основной мысли произведения. Но, следует учитывать, что возможны и трудности. Не все дети могут вжиться в роль, понять происходящие события и видеть их с точки зрения героя, его возраста и образа жизни, если требуется писать от первого лица. Несколько проще научить творческому дополнению текста, так как дети охотно придумывают дальнейшее развитие событий, проецируя в изложения свой собственный опыт, воображение и переживания. При написании от третьего лица следует уделить внимание ребёнка грамматике и орфографии.

Очень важно всегда понимать, что только самостоятельное написание изложений и других видов письменной речи, опирающееся на речь самих детей, а не на списывание, должно вводиться как можно раньше.

Педагог – преподаватель
Лебедь Евгения

Как написать сжатое изложение на ГИА:

Как учитель проводит урок

Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.

В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.

Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.

Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.

Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.

Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться

  • Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе.
  • Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной.
  • В 3-4 классе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения.
  • В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.

Детям нужно помогать справляться с информационной перегрузкой. И скоро мы реализуем такую возможность в рамках нашего курса.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Как избежать ошибок в изложении

Следуй плану

Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.

Не пытайся приукрасить текст

Свои творческие способности лучше приберечь для сочинения. Не нужно в текст добавлять обороты, фразы и слова, которых точно не было в оригинальном содержании. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.

Используй слова с доски

Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.

Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся

Если сомневаешься в написании или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, иначе текст может измениться до неузнаваемости.

Тщательно проверяй тест

Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.

Также постарайся не торопиться при написании изложения по русскому языку. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную у тебя уже в журнале.

***

Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

ct2021-212.png

Ошибки родителей

За столом сидит мальчик и девочка. Их ругает папа. Перед детьми открытые тетрадки

К сожалению, некоторые родители по своей неопытности допускают ошибки в процессе обучения своих детей.

  1. Оказание сильного давления на ребенка, выражение своей агрессией из-за его не сообразительности.
  2. Требования дословного пересказа услышанного текста.
  3. Выбор материала для тренировок без учета личных интересов ребенка и его возраста.
  4. Отсутствие знаний, как обучать. Требование от сына или дочери самостоятельного овладения данным видом работы.

Особенности написания сжатого изложения

Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.

Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:

  1. Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
  2. Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
  3. Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.

Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.

Как подготовиться к изложению в домашних условиях?

Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.

Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.

Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.

blogArticleAd-image
blogArticleAd-image

Русский язык для учеников 1-4 классов

Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате

узнать подробнее

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...