Как фильм «Сталкер» уничтожили и сняли заново

Что значит слово сталкер

Кто такой сталкер в отношениях

В другом значении сталкер — человек, преследующих объект своей страсти. Например, отвергнутый поклонник, который не дает прохода «бывшей», домогается ее. Или безумный фанат, который пытается любыми средствами добраться до знаменитости.

Подробнее об этом: Маньяк за дверью. Жуткие истории преследования суперзвезд

Смотрите также:

  • Никита Михалков запустил цикл передач о съёмках «Солнечного удара» →
  • «Фильмы превратились в аттракционы». Ректор ВГИК о российском кино →
  • Актеры фильма «Железное небо»: нацисты – это смешно →

1979, СССР, Эстония, Россия, IMDb: 8.2

d8dc8817fca54204bab4defffacb.jpg

Предоставлено пользователем: Сергей

8c2df3a23af645bbae52b45c5aec.jpg

Предоставлено пользователем: Сергей

f071a9130f6e496cabb923e5979b.jpg

Предоставлено пользователем: Сергей

2 часа 43 минуты

Дата выхода в России

25 октября 2018

Дата выхода в мире

24 мая 1979

Сталкер (1979): новости >>

«Джон Уик 3»: Кончились патроны

18 ноября 2020

18 ноября, 14:00, Кино ТВ

Россия вышла в онлайн: Как пандемия неожиданно сравняла отечественное кинопроизводство с мировым

13 июня 2020

Что хотят видеть иностранные зрители, как весь мир готовится к съемкам, какие финансовые и моральные потери несет кино разных стран и другие темы первого виртуального контент-рынка Key Buyers Event

Исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Гринько

22 мая 2020

Актёра, памятного по ролям папы Карло и профессора Громова, не стало 10 апреля 1989 года.

Как восстанавливают старые фильмы?

13 декабря 2019

Узнали, благодаря кому классика отечественного кинематографа возвращается на экраны

Все новости >>

О чем фильм «Сталкер»

Место и время вымышлены. Герои не имеют имён, их различают лишь по прозвищам. Основной персонаж киноленты — недавно покинувший стены тюрьмы мужчина — «Сталкер». Герой вынужден сводить концы с концами, его семья находится за чертой бедности. Вместе с ним проживают его супруга и дочь, которая больна. Единственный доход главного героя — организация нелегальных экспедиций в таинственную Зону.

Однако супруга Сталкера крайне недовольна его незаконной деятельностью. Но что это за Зона? Главный герой уверяет, что это секретное место таит в себе массу загадок. Двадцать лет назад в пределах Зоны было зафиксировано падение метеорита. Спустя некоторое время на этой таинственной местности были зарегистрированы аномальные явления. Кроме того, не все посетители Зоны вернулись назад, некоторые бесследно исчезли.

Среди населения появилась легенда, что этот секретный район похож на таинственную комнату, где исполняются самые заветные желания. После этой информации Зону ограничили ключей проволокой. Однако количество желающих посетить таинственную местность увеличивалось с каждым днём. Поэтому за Зоной стали следить военные кордоны. Чтобы добраться до секретной комнаты, Писатель и Профессор решили обратиться за помощью к «Сталкеру».

Сюжет

Действие фильма происходит в вымышленном мире. Имена героев не упоминаются, только прозвища.

Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма было зарегистрировано падение метеорита в данном районе. В месте падения начали регистрироваться аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона». Поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться самые заветные, самые искренние, самые выстраданные желания. Зону оцепили военными кордонами и колючей проволокой. Главный герой фильма — недавно вышедший из тюрьмы человек, посаженный за так называемое сталкерство (stalker от англ. to stalk — «преследовать крадучись»). Он живёт в бедности с дочерью-мутантом и женой.

Кадр из фильма, слева направо: Профессор, Писатель и Сталкер

Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, чему активно противится жена. В очередную экспедицию его наняли Профессор и Писатель. Фильм начинается в чёрно-белой гамме с того, что герои, скрывшись от военного патруля, проникают в Зону. Здесь картина становится цветной. Цель путников — найти ту самую Комнату. Выясняется, что вход в неё находится всего в нескольких сотнях метров от начала пути.

Сталкер просит, чтобы спутники беспрекословно подчинялись его указаниям, убеждая их в том, что прямой путь в Зоне не самый короткий. Профессор соглашается, однако Писатель, который отправился в Зону в поисках выхода из творческого кризиса, относится к угрозам и предупреждениям Сталкера об опасности Зоны скептически. Троица отправляется в долгий обходной путь. Опасность ловушек зрителю так и не показывается. Однако к концу путешествия Писатель, столкнувшись с некими аномалиями, уже больше не спорит со Сталкером.

Во время одного из привалов Профессор замечает, что забыл рюкзак в том месте, где Писатель пытался пройти напрямую, и собирается вернуться за ним. Сталкер всячески пытается отговорить его от этого, говоря, что аномалии постоянно движутся, однако Профессор всё равно уходит. Через некоторое время Сталкер и Писатель отправляются на его поиски, но не находят и, посчитав, что он погиб, продолжают путь. Однако через некоторое время профессор выходит прямо из одной из самых опасных аномалий, чем сильно пугает и поражает спутников.

Пройдя через все аномалии Зоны, в том числе и через самую опасную из них, «мясорубку», герои добираются до Комнаты. Писатель в последний момент отказывается загадывать желание. А Профессор, как оказалось, шел не за исполнением желания, а нёс с собой портативную 20-килотонную атомную бомбу. Желая взорвать комнату, он хочет избавить человечество от опасности исполнения опасных подсознательных желаний. Сталкер долго убеждает его, что уничтожать комнату нельзя, дабы не лишать людей надежды, и Профессор в конце концов разбирает и выбрасывает бомбу. С порога Комнаты герои, так и не загадав желания, уходят назад. Сталкер возвращается домой, к жене и дочери. Он рассказывает жене, что в людях не осталось веры, необходимой как для похода в Зону, так и в жизни. Однако, несмотря на то, что герои так и не вошли в комнату, в их жизни происходит перелом, они понимают, что в их жизни есть всё, что им нужно, раз они отказались от исполнения желания.

«Пикник на обочине». Откуда взялись сталкеры

Слово «сталкер» ввели в оборот советские братья-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие в повести «Пикник на обочине» в 1972 году (полный текст здесь). Неологизм родился под впечатлением от романа Редьярда Киплинга «Сталки и компания».

Действие повести происходит в неназванной стране, в вымышленном городе Хармонт, рядом с которым находится загадочная Зона. Шесть аномальных Зон возникли на Земле в результате посещения инопланетянами. Зоны — заброшенные территории, где невозможно жить. Там происходят необъяснимые и опасные явления: например, существуют области повышенной гравитации — «комариные плеши» — способные убить человека.

584979626.jpg «Пикник на обочине». Обложка одного из переизданий https://img.anews.com/media/gallery/108402811/584979626.jpg

В Зоне можно найти инопланетные артефакты — предметы неясного назначения и огрмной силы. Например, источники энергии, вечный двигатель или разрушительное оружие. За этой добычей — хабаром — в Зону нелегально пробираются сталкеры («Так у нас в Хармонте называют отчаянных парней, которые на свой страх и риск проникают в Зону и тащат оттуда все, что им удается найти. Это настоящая новая профессия»).

Чтобы не погибнуть в ловушках, сталкерам нужны знания, опыт и интуиция, граничащая со сверхъестественным чутьем.

С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо, живой вернулся — удача, патрульная пуля мимо — везенье, а все остальное — судьба.

А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Пикник на обочине»

Главный герой произведения — сталкер Рэдрик Шухарт. Вся повесть — это ряд эпизодов из жизни Шухарта. Сталкер зарабатывает, добывая в Зоне «хабар» и продавая его. В начале повести Рэдрику 23 года, в конце — 31. У него появляются жена и дочь, страдающая странной болезнью (дети сталкеров почти никогда не рождаются здоровыми). Характер героя меняется от главы к главе, книга становится все более мрачной.

Кульминация повести — поход Шухарта к Золотому шару, вроде бы исполняющему любые желания. На пути к Шару расположена «мясорубка» — ловушка, которую можно пройти только если принести в жертву кого-то из спутников.

У повести открытый финал. Шухарт добирается до цели и не знает, чего же он хочет на самом деле. Лишь в последнем предложении он формулирует свое желание перед Золотым шаром.

— Какой же был ответ на это желание?

— Не знаю. Но предполагаю, что ничего хорошего с Рэдриком Шухартом там не произошло. Это было бы слишком просто, а я не верю в простоту мира, — ни реального, ни фантастического…

Я бы сказал, концовка «Пикника» — это признание бессилия сегодняшнего человека изменить что-нибудь существенное в окружающей действительности. Улучшить реальный мир так сложно, что даже существуй на свете Золотой Шар, он не смог бы нам помочь, ибо мы просто не сумели бы сформулировать свою просьбу…

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким

При этом открытый финал «Пикника на обочине» по-своему оптимистичен: даже в жестоком и переломанном жизнью Рэдрике Шухарте, как выясняется, остались добро, человечность и надежда на счастье.

«Пикник на обочине» посвящен главным образом не инопланетным технологиям (по названию одного из артефактов их именуют «сучьими погремушками»). К концу повести читатель не узнает никаких подробностей о таинственных инопланетянах, не объясняется подлинное назначение артефактов, а загадка Зоны так и остается загадкой.

Главная тема произведения — моральный выбор и перерождение главного героя. Основная философская проблема — стремление к счастью и его недостижимость.

Драма Андрея Тарковского по повести братьев Стругацких

Проводник Сталкер вместе с Писателем и Ученым отправляются в путь через Зону. Их цель — найти Комнату, где исполняются все желания. Фильм-притча снят по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».

Создатели

Съёмочная группа:

Задача Имя
Авторы сценария Стругацкие, Аркадий и Борис; Андрей Тарковский
Режиссёр Андрей Тарковский
Операторы Александр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
Художники-постановщики Андрей Тарковский, Александр Бойм
Художник-декоратор Рашид Сафиуллин
Художник по костюмам Нелли Фомина
Художник Шавкат Абдусаламов
Композитор Эдуард Артемьев Звукорежиссёр: Владимир Шарун
Монтаж Людмила Фейгинова
Директор фильма Александра Демидова, Вилли Геллер
Ассистент режиссёра Мария Чугунова, Евгений Цымбал

В ролях:

Имя актёра Персонаж
Александр Кайдановский Сталкер
Николай Гринько Профессор (озвучивает Сергей Яковлев)
Анатолий Солоницын Писатель
Алиса Фрейндлих Жена Сталкера
Наташа Абрамова Дочь Сталкера
Файме Юрно Дама за рулём
Владимир Заманский Собеседник Профессора по телефону (голос)
Е. Костин Буфетчик
Раймо Ренди Патрульный полицейский

Смысл фильма «Сталкер»

У героев совсем нет имён. Сценаристы наделили персонажей лишь прозвищами. Это обезличенные образы, которые являются условными в киноленте. Эта история не о конкретных личностях. Черты, которые бы характеризовали человека как отдельно взятого индивидуума, размыты. Перед зрителем предстают собирательные образы.

В киноленте «Сталкер» минимум действий и спецэффектов. Акцент сделан именно на человеческое общение, герои разговаривают друг с другом. Кто такой «Сталкер»? Уголовник, который, рискуя жизнью, организует походы в Зону. Он уже не представляет свое существование без этой секретной местности. Она притягивает героя своими тайнами и загадками.

Кто такой Писатель? Этот персонаж потерял вкус к жизни, свою музу. Он уверен, Зона подарит ему вдохновение и новые идеи. Он одержим этой мыслью, которая стала его основной жизненной целью. Его не интересуют ни преграды, ни сложности, которые возможны на его непростом пути. Однако после того, как Писатель оказался в пределах таинственной местности, его планы кардинально поменялись. Он почему-то решил предать свою мечту. По мнению героя, никто не в силах понять свои истинные желания, поэтому эта Зона абсолютно бессмысленна.

О чем говорит образ Профессора? У героя аналитический склад ума, он преследует чёткую цель. Он точно знает, чего хочет добиться и чего достичь. Силу его духа не сломить. Он озабочен проблемами всего человечества. Зона для Профессора — место повышенной опасности, от которого зависит будущее всей планеты. У него свои цели и планы относительно похода в секретный район.

Но когда герои переступили порог таинственной комнаты, их одолели сомнения. Кажется, они могут попросить все, что угодно. Любые их заветные желания могут исполниться. Но каждый из них столкнулся с внутренними противоречиями. По мнению Писателя, невозможно управлять мечтами, которые находятся в вашей душе. Это бессознательный процесс. Профессор, который намеревался взорвать комнату заранее приготовленной бомбой, понял, что это действие бессмысленно.

Главный герой растерян. Он не знает, что делать дальше. Вот она, эта комната желаний. Но если ее уничтожить, как ранее планировалось участниками похода, у людей не останется никакой надежды. «Сталкер» с грустью понимает, что ему не удалось успешно завершить свою миссию. Находясь в шаге от реализации самых сокровенных желаний, герои не стали ничего загадывать.

Актеры

Режиссер фильма «Сталкер»

Фото пользователя
11.png

Интересные факты

  • С Александра Кайдановского был срисован Шрам, протагонист ЧН.
  • Фильм снят по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972).
  • Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
  • Рабочее название сценария — «Машина желаний».
  • В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.
  • В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
  • Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
  • Актёр Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощён, и фильм всё-таки закончили.
  • Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить.
  • В двух эпизодах фильма мимолётом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
  • Долгое нахождение в экологически загрязнённом районе съёмок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съёмочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съёмок, работая над музыкой к фильму в Москве.
  • Из-за конфликта с режиссёром Андреем Тарковским имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
  • Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
  • Работа над фильмом была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством проблем и заняла около трёх лет.
  • Картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками, а сценарий продолжали переписывать прямо по ходу съёмок. В результате, бюджет был значительно перерасходован из-за постоянных переделок.
  • 15 февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена фильма — дом Сталкера. Натурные съёмки в Эстонии проходили в мае-августе. Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии «Мосфильма». Финальные сцены, а также виды индустриального пейзажа из открытой двери бара снимали в Москве, в районе Загородного шоссе. На заднем плане видны трубы ТЭЦ-20.
  • 9 августа 1977 года несколько тысяч метров отснятого материала при проявке плёнки безвозвратно погибли в лабораториях «Мосфильма». Высказывались разные версии: от подмены плёнки недоброжелателями до тактического хода Тарковского, который таким образом хотел полностью переделать неустраивавший его фильм. Съёмочная команда предполагала, что картину могут закрыть, но ещё в июле режиссёр смог получить разрешение Госкино на увеличение бюджета.
  • В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и приступил к работе заново уже с третьей по счёту командой.
  • Съёмки завершились 19 декабря 1978 года. В итоге бюджет картины был перерасходован на 300 тысяч рублей и превысил миллион рублей.
  • Премьера фильма состоялась в мае 1980 года в кинотеатре «Мир» на Цветном бульваре. В Москве фильм был показан всего в трёх кинотеатрах, по стране разошлось 196 фильмокопий. В первые месяцы после премьеры факт выхода фильма никак не был отмечен в советской прессе. Дебютные отзывы и рецензии появились только в 1981 году — после показа картины на Каннском фестивале.
  • В 1973 году, ещё в период работы над «Зеркалом», Андрей Тарковский оставил в своем дневнике запись о том, что его заинтересовало новое произведение братьев Стругацких. В 1974 году Тарковский впервые связался с писателями и сообщил, что заинтересован в экранизации повести «Пикник на обочине».
  • Хотя в титрах Тарковский не значился как сценарист, он считался одним из трёх соавторов, и роль его заключалась в основном в выбраковывании материала. Борис Стругацкий вспоминал, что по сравнению со сценарием фильма никакое другое произведение не отняло у них столько сил, и назвал ту работу бесконечно изматывающей. Из-за «Сталкера» откладывалось написание повести «Жук в муравейнике». Председатель Госкино СССР Ермаш предупреждал Тарковского перед окончательным одобрением, что братья имеют репутацию «неэкранизируемых», особенно после неудачи предыдущей попытки экранизации по мотивам «Парня из преисподней». Однако Тарковский твёрдо стоял на своём.
  • Придирчивость режиссёра утомляла команду. Над одной только постановкой сцены, длящейся на экране несколько секунд, художники картины работали несколько дней. Тарковский добивался, чтобы на лужайке, которая попадёт в кадр, был только зелёный цвет. Вся трава неправильного оттенка скрупулёзно удалялась по одной травинке.
  • Фильм снимался на киноплёнку Kodak, которая в советское время была дефицитом и отпускалась только избранным режиссёрам.
  • «Сталкер» стал последней картиной Тарковского, снятой в СССР, дальше он работал за границей.

Смысл финала фильма «Сталкер»

Зона — мрачное абстрактное место. Однако именно он стало смыслом существования главного героя. Для Сталкера это символ свободы, символ надежды, символ веры. Этот фильм о поиске самого себя, смысла жизни. Удалось ли героям постичь тайну человеческой души? Это невероятное путешествие было внутрь себя. Каждый из персонажей столкнулся один на один со своими страхами, навязчивыми мыслями, эмоциями. Каждый посмотрел на себя со стороны.

Писатель весь путь до комнаты пытался донести до персонажей философские основы бытия. Именно эти вопросы мучают не только героев, но и многих зрителей. Почему мы поступаем так, а не иначе? Где та грань, которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах? Что мы можем осилить, а на что нас не хватит? Люди верят в чудо, они до последнего надеяться на лучшее. Однако их постоянно одолевают сомнения. Материализм ведёт ожесточенную борьбу с чудом.

«Сталкер» старался верить. Кроме того, он пытался вселить надежду в других. Но его спутники отказались от чуда. Комната желаний бессмысленна. Фильм о том, что не нужно искать чудес, они всегда находятся рядом с нами, достаточно просто внимательно оглянуться.

Фильм Тарковского «Сталкер»

В 1979 году вышел фильм «Сталкер» Андрея Тарковского — одна из главных и наиболее известных работ режиссера. На создание картины ушло несколько лет, ее пришлось трижды переснимать заново.

Сценарий написали братья Стругацкие, однако «Сталкер» напоминает «Пикник на обочине» лишь в общих чертах.

В кино хозяин — режиссер. И мы писали-переписывали сценарий до тех пор, пока Тарковский не сказал: «Стоп. Это то, что мне надо». В результате получился фильм, который к повести «Пикник» не имеет никакого отношения, но — превосходный в своем роде. Что и требовалось.

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким

По сюжету, в запретную аномальную Зону, появившуюся после падения метеорита, пробираются три безымянных человека. Это материалист Профессор, циничный Писатель и проводник Сталкер. Сталкер ведет их к Комнате, исполняющей самые сокровенные желания.

916834794.jpg Кадр из фильма «Сталкер» (1979) https://img.anews.com/media/gallery/108402811/916834794.jpg

Роли Профессора и Писателя исполнили любимые Тарковским актеры Николай Гринько и Анатолий Солоницын. А вот на главную роль режиссер пригласил Александра Кайдановского, с которым прежде не работал.

9518820.jpg Александр Кайдановский в роли Сталкера https://img.anews.com/media/gallery/108402811/9518820.jpg

Под влиянием Тарковского фантастические элементы практически исчезли из сценария, «Сталкер» стал фильмом-притчей. По выражению кинокритика Марии Туровской, это «напряженное духовное странствие, путь трех людей к познанию себя». 

Развязка отличается от финала «Пикника на обочине». Герои добираются до Комнаты, но по разным причинам ни один из них не решается исполнить свое сокровенное желание.

Сам Тарковский отмечал, что важнейшая тема картины — вера:

При всем том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живет в каждом человеке.

Андрей Тарковский о киноискусстве // «Мир и фильмы Андрея Тарковского», 1991

574263518.jpg Андрей Тарковский на съемках фильма «Сталкер». Съемки проходили под Таллином https://img.anews.com/media/gallery/108402811/574263518.jpg

«Сталкер» — артхаусный фильм, образец так называемой элитарной культуры. В нем значим не сюжет, а философская идея, настроение, актерская игра, красота каждого кадра. По этой причине многим зрителям картина осталась непонятна.

В сети встретилась незамутненная формулировка сюжета фильма «Сталкер»: «Фильм про то, как по лесистой местности идут три мужика, двое идут почти спокойно, а третий постоянно чего-то боится».

Цитата с Bash.im

Рецензия «Афиши»

Фото Антон Долин
9

Падение метеорита приводит к появлению на Земле загадочной Зоны. По легендам, там, среди множества смертельно опасных ловушек, находится комната, выполняющая желания. Сталкер (Кайдановский) ведет туда Профессора (Гринько) и Писателя (Солоницын), каждый из которых преследует собственную цель.

Последний фильм, снятый Тарковским в СССР, — самый зрелый, сложный, при этом скупой до минимализма и избавленный от очевидного символизма, — как ни парадоксально, имел сравнительно мало проблем с цензурой и вышел во вполне широкий прокат. А если бы режиссер снимал его в Европе, «Сталкер» мог бы пополнить траурный лист неосуществленных проектов: ­тысячи метров отснятого материала безвозвратно пропали при проявке в лабораториях «Мосфильма», и только покровительство руководства Госкино позволило фактически снять фильм заново. По новому, переписанно­му в очередной раз, сценарию. От первоисточника, повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», уже ничего не оставалось, кроме понятий «Зона» и «Сталкер». Тогда, кстати, и появилась идея сделать главного героя юродивым.

Бесконечный проезд на дрезине, во время которого большинство зрителей засыпает, знаменует щелчок в сознании — переход из реального (черно-белого) пространства к сюрреалистическим цветам Зоны. Постапокалиптический ландшафт населен чистыми (но мутными для случайных гостей) сущностями: в этой трубе — Смерть, в том ручье — Память, а здесь комната, где живет Счастье. Человек, как ему свойственно, заблуждается. Каждая реплика в споре «физика» с «лириком» и обоих интеллигентов — с блаженным проводником сбивает с прямого пути; таковых в Зоне нет. Однако выйти из нее прежним невозможно, это единственное, в чем нет ни малейшего сомнения. «Сталкер» — радиоактивный объект, облучающий каждого зрителя, вне зависимости от возраста, вкусов или образования. Фильм вопросов, а не ответов, в чем и заключен его секрет.

«Короче, Меченый… В благородство играть не буду». Компьютерные игры серии S.T.A.L.K.E.R.

В 2007 году вышла компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» — шутер с ролевыми элементами. Действие происходит в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, где в результате нового катаклизма появились мутанты и аномалии. Несмотря на очевидные отсылки к «Пикнику на обочине» и «Сталкеру», братья Стругацкие и Андрей Тарковский не были упомянуты даже в титрах.

В 2008 году появилось продолжение — «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», а годом позже третья игра серии — «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». В разработке находится продолжение игры — «S.T.A.L.K.E.R. 2».

748826409.jpg Скриншот из игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Скриншот: AG.ru https://img.anews.com/media/gallery/108402811/748826409.jpg

Интернет-мемом стала реплика торговца хабаром Сидоровича из «Тени Чернобыля». В начале игры он дает задание главному герою по кличке Меченый:

Короче, Меченый, я тебя спас и в благородство играть не буду: выполнишь для меня пару заданий — и мы в расчете. Заодно посмотрим, как быстро у тебя башка после амнезии прояснится. А по твоей теме постараюсь разузнать. Хрен его знает, на кой ляд тебе этот Стрелок сдался, но я в чужие дела не лезу, хочешь убить, значит есть за что…

975168792.jpg «Короче, Меченый». Сцена из игры https://img.anews.com/media/gallery/108402811/975168792.jpg

Цитату хамоватого Сидоровича про благородство стали видоизменять и приспосабливать к другому контексту. Например:

201042053.jpg «В благородство играть не буду». Мем по мотивам сцены с Сидоровичем https://img.anews.com/media/gallery/108402811/201042053.jpg

В игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» внешность протагониста, наемника по кличке Шрам, отсылает к образу Александра Кайдановского в «Сталкере».

95434947.jpg Шрам из серии S.T.A.L.K.E.R. и актер Александр Кайдановский в фильме «Сталкер» https://img.anews.com/media/gallery/108402811/95434947.jpg

По мотивам игр выпущена серия фантастических книг.

877695839.jpg Обложки книг серии «Сталкер». Фото: Ozon.ru https://img.anews.com/media/gallery/108402811/877695839.jpg

Лучшие отзывы о фильме «Сталкер»

Фото stranNIKs
9

Удивительно многослойная вещь… Сегодня пересморел в 4-й раз, потрудился прочитать профессиональные рецензии, хотел знать что думают цензоры, те, кто по настоящему способен «видеть» язык мастера… Сравнил с собственным восприятием. Что-то совпало, но вариативность возможных трактовок и укладывающихся в их рамки конепций, на мой взгляд, превосходят все возможные ожидания и способы восприятия. Тот случай, когда изначальный смысл, заложенный автором, выражающийся и в поставленных вопросах, и в задействованном символизме, не говоря уже о фантастическом в своей простоте и изящности визуально-звуковом ряде,… располагает к мистификации и додумыванию буквально каждого незначительного эпизода, сцены, слова.
Играя оттенками и полутонами смыслов, но не разрозненных, а цельно спаянных в некое единое «нечто», говорящее с тобой на языке твоего подсознания, и вызывающее к жизни сильный эмоциональный отклик тех сторон твоей личности, о существовании которых, ранее, даже не догадывался; картина выхватывает зрителя из контекста его пространства и времени и погружает в особенную среду знаковых явлений той ирреальности происходящего, которые находят своё отражение необычного в обычном.

Архетипичность образов главных действующих персонажей, не смотря на тщательную выверенность и дозацию в малейшем её проявлении, тем не менее оставляет полную свободу к сопереживанию и соотнесению переживаний каждого из героев — своим собственным впечатлениям, во многих случаях синхронно и без обоюдоострого взаимоисключения. Сильнейшая психодрамма для зрителя, но в роли непосредственного участника всего происходящего действа…

… Всем ценителям этой картины предлагаю достойное занятие для ума и психики — попробуйте обяснить смысл появления в конце фильма, очередного образа — чёрного пса… что он есть и почему, последовал за сталкером ЗА пределы Зоны…

Фото Jolja
7

Тарковский — хороший человек и большой мастер. Экранизация романа Стругацких, датированная 1979 годом, для свого времени рассказала очень многое из того, что сейчас, как это говорится, не продаётся «только ленивыми»..
Сюжет из серии «целый день проковыряться в грязи, чтобы понять себя» мне напомнил, во-первых, походы в детстве по Черкизовскому рынку (по принуждению родителей или бабушек, аргументированные необходимостью «купить что-нибудь новенькое»), когда после нескольких часов шатаний по рядам с картонными коробками, ржавыми металлическими остовами палаток, зазываниями вроде «Вай, малэнкый! Пасматры, что за красывый кофт!», душа начинала стенать и биться в груди, хотелось заорать и выбежать за предел этой свалки хрен знает чего.. Потом обычно происходил надлом и некое опустошение, это бывает, когда человек вынужден мириться с обстоятельствами «непреодолимой силы».

Во-вторых, сюжет использовался в книге Марты Кетро «О любви ко всему живому». Я вот сейчас ничего плохого не хочу сказать, но нечто очень похожее лежит в основе (не помню как называется) рассказа о человеческих отношениях, который следует после основного романа..
А, вспомнила! «Тот, кто останется». Очень мне понравилась эта вещь.

Поскольку «Иллюзион» одно из любимых мест моего обитания, ходила смотреть фильм именно туда. И было неописуемо уютно, и как-то соратнически я смотрела на людей, пришедших с той же целью: сесть и темноте кинозала, насладиться фильмом и атмосферой прошедшего советского времени, неоцифрованной плёнкой и неким уединенинем, когда даже звук открывающегося пива в зале нисколько не мешает, и чувствуется некое родство с теми, кто точно так же погружен в просмотр фильма.

Фото Ukkonen
1

Убогая радиопостановка, по чистому недоразумению называемая фильмом. Бесконечные панорамы незатейливых помоек, разбавленные сомнительными философскими диалогами. Кроме диалогов персонажей, в фильме ничего не происходит. Убедительность созданного режиссером мира Зоны — нулевая. В определенный кругах «Сталкер» считается культовым фильмом, так что щегольнув преклонением перед творчеством Тарковского, вы можете мгновенно обозначить себя как «интеллектуала».

Фото Олег Подковыров
9

Говоря о шедевре, очень трудно оставаться объективным и не сбиться на банальное перечисление хвалебных эпитетов, а попытаться разобраться, чем же в действительности так хороша данная картина. Уникальность “Сталкера” это, прежде всего, уникальность визуального восприятия и мировоззрения Тарковского, которое он, с помощью камеры, создаваемых ею образов, пытался донести до зрителей.

“Кинематограф должен оперировать образами реальной действительности”.
Образ, один из главных терминов в теории Андрея Тарковского, есть пристальное наблюдение за различными жизненными проявлениями. Именно поэтому наблюдению в “Сталкере” (да и во всех фильмах режиссера) уделено столько внимания. Характер персонажей формируется путем длительного созерцания героев, причем никаких действий они при этом не совершают. Когда Сталкер, Профессор и Писатель едут в Зону на дрезине, камера крупным планом демонстрирует их лица, словно проникает в их мысли. И мы практически можем видеть, о чем они думают, чего ожидают от поездки. И желания характеризуют героев больше, нежели слова, которые они говорят. И чем больше мы следим за ними, тем целостнее становится образ.
Для создания образа жизни вокруг Зоны, Тарковский использует сепию. Мрачная, постапокалиптическая картина, благодаря сепии, приобретает еще более тяжелую атмосферу разрухи и опустошения. Удивительно, но мертвая Зона изобилует красками. Как только герои въезжают в Зону, попадают домой, по словам Сталкера, как цвета на экране меняются. Трава, как и положено, становится зеленой, а небо голубое. Это самое красивое место на земле, говорит Сталкер и цветная, радующая глаз, картинка словно вторит ему, — ты прав.

Тарковский требовал максимального жизнеподобия и достоверности всего происходящего на экране. Он относил себя к режиссерам, которым нравилось не реконструировать действительность перед объективом, а создавать свой собственный мир. Гениальная игра Александра Кайдановского, Анатолия Солоницина и Николая Гринько, есть ни что иное, как следствие из этого требования. Они не просто играли свои роли, они жили в этом иллюзорном мире. Как можно сыграть проход по трубе – мясорубке так эмоционально, если не поверить в то, что ты действительно находишься в ней, и каждый шаг может стать последним. Только тогда зрители смогут ощутить реальность происходящего. И из таких эпизодов состоит весь фильм. Причем, с технической стороны, это была всего лишь демонстрация спины Писателя, с камерой следующей по пятам и крупные, портретные кадры его лица в моменты наивысшего напряжения.

“Кинообраз есть наблюдение, протекающее во времени”. Течение времени и время вообще, лучше всего реализовано в эпизоде привала. Уставшие герои расположились прямо на сырой земле, уснули, время для них остановилось. Камера медленно скользящая по месту их стоянки, текущая прозрачная вода, сквозь которую виден старый сломанный шприц, автомат, мертвые рыбы,… когда — то давно здесь были люди, однако теперь ничего не осталось. Только журчащая вода и хлам, который она скрывает. Время течет как эта вода, а для кого — то оно замерло.

“Время, запечатленное в своих фактических формах и проявлениях, — вот в чем заключается для меня главная идея кинематографа и киноискусства”.

Будучи настоящим художником, Тарковский ввел в картину ряд символов, окутанных тайной и вызывавших большой интерес. Его часто спрашивали, что означает в его фильме ветер, дождь, черная собака и рыбы, на что он отвечал:
«дождь, вода, ветер – все это часть материального мира, в котором мы обитаем. Я верю в жизненные истины и рассказываю о них. Соответственно, я удивляюсь, когда мне говорят, что люди не в состоянии получить удовольствие просто от созерцания природы, когда это с такой любовью перенесено на экран, а должны искать какую-то скрытую мысль, которая, как они чувствуют, должна там быть». Однако это объяснение не является совсем откровенным и автор, безусловно, что — то хотел этим сказать. Например вода, символ очищения, персонажи фильма постоянно контактируют с ней, а Сталкер даже спит посреди ручья, наверняка придает героям некую духовную силу, помогающую им в пути. А черная собака символизирует одиночество Сталкера, недаром она появляется в момент его полнейшего отрешения от мира, когда он лежит на небольшом островке в центре речки.

Андрей Тарковский, безусловно, гений. Можно бесконечно восхищаться выразительностью его картин, смотреть их по нескольку раз. Учиться думать и наблюдать. Чувствовать, искать тайный смысл. Для каждого он будет свой и, возможно, каждый раз разный.

Фото Вячеслав Косьмин
9

Вне ЗОНЫ доступа

Андрей Тарковский был воистину гениальным человеком.
Поверьте мне на слово: я был на русском кладбище в
пригородах Парижа и видел место его захоронения.

Особенность его таланта заключалась в способности
видеть насущные проблемы, используя свои методы:
декорации, паузы, напряжение и так далее.

Дело в том, что в этом фильме Андрей показал нашу
с вами жизнь в образе ЗОНЫ — некого котла, в котором
варится человечество. Мы даже не замечаем своих
действий, нам нужно остановиться и посмотреть на
нашу жизнь со стороны. И только тогда до каждого
из нас дойдёт, насколько он ошибался и был неправ.

Метко, серьёзно, точно и до грусти в глазах правдиво…

  • 15 советских и русских фильмов, изменивших мир

    April 4 2020

  • Zola Jesus – о пяти любимых русских фильмах

    November 2 2018

  • 15 медитативных и созерцательных фильмов, которые успокоят Халка

    May 2 2018

  • 5 полнометражных мультфильмов, номинированных на «Оскар-2021»

    April 6 2021

Мероприятия

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише», чтобы получить возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость.

Создать

Сегодня в кино

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...