Иван Сусанин: биография и история подвига в смутное время

Краткая биография Ивана Сусанина — самое главное и важное: даты, детство и ранние годы, семья, становление, смерть, интересные факты

Иван Сусанин

Иван Сусанин

Иван Сусанин. Родился во второй половине XVI века в дер. Деревеньки — умер в 1613 году. Русский крестьянин, национальный герой, спаситель Михаила Романова от польско-литовского отряда.

Иван Сусанин родился во второй половине XVI века в дер. Деревеньки (или Деревнищи) неподалёку от Домнина.

Являлся крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины — примерно в 60 верстах к северу от Костромы. Ныне это Сусанинский район Костромской области.

О ранних годах и юности Ивана Сусанина почти ничего не известно. По некоторым данным, он был вотчинным старостой. По другим сведениям — Сусанин был приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых, жил в Домнине при боярском дворе.

Личная жизнь Ивана Сусанина:

Был женат. Рано овдовел.

Дочь — Антонида, была замужем, имела детей.

Подвиг Ивана Сусанина

Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года (Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина) о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение»: «Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Иван Сусанин 3

Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов — «вдове Сабинина Антониде с детьми», и подтвердительная грамота 1691 года — потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно», льготные указы 1723 и 1724 годов — «Андрею Семенову с братом», 1731 — «Ивану Лукоянову Сабинину», подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года — «всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой», за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»), повторяют слова грамоты 1619 года.

В то же время дореволюционный костромской историк и краевед Н.Н. Виноградов, целенаправленно собиравший сведения среди коробовских белопашцев, потомков Сусанина, указывал, что почти все легенды и предания носят явно книжный характер. Единственное опубликованное предание народного происхождения так же определялось им как «пример легенд новейшего времени».

Иван Сусанин 2

В мемуарах литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий героический поступок неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе Можайска: «Тут, в деревне Вишенце, мы поймали старого крестьянина и взяли его проводником, чтобы не заблудиться и не набресть на Волок, где стоял сильный неприятель. Он вел нас в одной миле от Волока, ночью же нарочно повернул к тому месту. Уже мы были от него в одной только версте. К счастью попался нам Руцкий, который в то время, проводив товарищей, вышедших из столицы к пану гетману, возвращался под самыми стенами Волока на свои квартиры в Рузу, где стоял с казацкою ротою. От него узнали мы, что сами идем в руки неприятелю, и поспешили воротиться. Проводнику отсекли голову, но страха нашего никто не возвратит».

Иван Сусанин

Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции упоминать Сусанина как спасителя Михаила — основателя династии Романовых; именно в таком ракурсе был описан подвиг Сусанина костромским архиереем Дамаскином (Аскаронским) в его приветственной речи императрице.

В «Словаре географическом Российского государства» А. М. Щекатова (1804 год) Сусанин предстает как спаситель царской особы, а в 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории.

Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность».

Сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания 1830-1831 годов, когда стал востребован образ крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за государя.

В 1835 году указом Николая I центральная площадь Костромы была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. 14 (26) марта 1851 года в её центре был установлен памятник по проекту академика В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружён фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами. В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин», вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом. Костомаров писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Фёдорович, — остаётся под сомнением».

Сусанинский подвиг был также критически рассмотрен в исследованиях С. М. Соловьёва и М. П. Погодина. Соловьёв, например, считал, что Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». После кропотливого изучения архивов он доказал, что никаких регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не было. М. П. Погодин, напротив, резко оппонировал Костомарову, обвиняя того в предвзятости и игнорировании исторических документов.

После Октябрьской революции Сусанин попал в разряд «слуг царей». Ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг»: уже накануне первой годовщины революции в 1918 году началось разрушение памятника Сусанину в Костроме. В массовой пропаганде 1920-1930-х годов основной упор делался на то, что подвиг Сусанина — это миф. Однако в конце 1930-х годов произошла фактическая «реабилитация» Сусанина наряду с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Невским, Дмитрием Донским, Иваном Грозным и Петром Великим. В 1938 году вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну.

В 1939-м состоялось возобновление в Большом театре посвящённой Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто. В конце лета 1939 года в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб.

27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР, гласивший: «Переименовать Молвитинский район Ярославской области в Сусанинский район и его центр, село Молвитино, в село Сусанино». Иван Сусанин изображён на гербе и флаге района. В селе Сусанино в здании Воскресенской церкви находится музей подвига Ивана Сусанина.

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция проста: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из светлого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской».

Иван Сусанин памятник

В 1988 году на холме над Чистым болотом, на месте бывшей деревни Анфёрово, был установлен памятный знак — огромный валун с надписью: «Иван Сусанин 1613».

Образ Ивана Сусанина в искусстве:

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», картина М. В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Фёдоровича» и др.

Образ Сусанина нашёл своё отражение в фольклоре, в т.ч. в анекдотах.

— Книжные новинки: Иван Сусанин «Как завести друзей».
— Иван Сусанин полякам: «Водки не обещаю, но погуляем хорошо».
— Из воспоминаний одноклассников: «Иван Сусанин ещё в школе был заводилой».
— Иван Сусанин был прирождённым лидером, способным повести за собой людей.
— Институт полупроводников имени Ивана Сусанина.

Биография

Иван Сусанин — национальный герой, совершивший патриотический подвиг. Крестьянин спас царя Михаила Романова, когда за тем охотились польско-литовские интервенты. Поступок мужчины увековечен в произведениях культуры и искусства. Сегодня имя Сусанина перешло в разряд фразеологизмов и описывает человека, ведущего в неверном направлении.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

Иван Сусанин. Подвиг

М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к Костромской области, где, собственно, и обитал Иван Сусанин, биография которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

сколько лет было ивану сусанину

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной – неизвестно. Но вся эта эпоха – это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

иван сусанин

Жизнеописание

Биография Ивана Сусанина не изобилует достоверными фактами за давностью лет, а также в виду того что жизни крестьянина в то время не уделяли много внимания. Мужчина родился в середине XVI века вблизи Костромы, в селе Деревеньки. Он был крепостным дворян Шестовых. Первым, кто попытался описать жизненный путь Ивана, стал Алексей Данилович Домнинский. Протоиерей собрал воедино известные факты о герое для потомков.

Существовало несколько версий происхождения крестьянина. По одной из них Сусанин был старостой вотчины. Некоторые эксперты сходились во мнении, что он мог быть управляющим вотчины Шестовых и якобы оставался при доме бояр.

Иван Сусанин. Карантина Константина МаковскогоИван Сусанин. Карантина Константина Маковского / «Википедия»

Личная жизнь мужчины остается тайной. О супруге патриота нет упоминаний ни в одном источнике. Зато известно, что у Сусанина имелась дочь, Антонида Собинина. Фамилию девушка сменила, выйдя замуж за крестьянина Богдана Собинина. В их семье родились двое сыновей, Константин и Даниил. Во время геройского подвига отца Антониде было 16 лет.

В 2000-х годах СМИ комментировали обнаружение предположительной могилы Ивана Сусанина. Археологи основывались на изучении останков, найденных при раскопках неподалеку от Домнино. Специалисты выявили следы ударов от оружия, которым могли оказаться сабли. Судя по рассуждениям экспертов, перед гибелью патриота пытали.

Факт того, что похороны Ивана состоялись, остается спорным. Криминалисты изучали антропометрические данные потомков героя, но однозначную идентификацию произвести не удалось. Ни одно ДНК-исследование не оказалось гарантированно верным.

Признание подвига

О том, как происходили события точных версий нет. Существует лишь документальное подтверждение подвига. В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.

Подвиг

Сусанин жил в непростую эпоху. XVI век принес России религиозные и классовые распри. С 1601 по 1603 год в государстве был голодомор, страну возглавлял Василий Шуйский. В 1609-м произошла атака поляков. Спустя 2 года против них собралось ополчение. Кострома была разрушена Лжедмитрием II. Неприятели разорили Кинешму, а Ипатьевский монастырь был атакован.

В 1613-м интервентов изгнали из Москвы, но банды захватчиков распространялись по областям государства и занимались мародерством. Земский собор заочно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова, который тогда находился в вотчине в Костромской области.

Подвиг Ивана Сусанина описан в нескольких версиях. Сегодня сложно узнать достоверно, как складывались обстоятельства. Одна вариация гласит, что осенью 1612-го в Домнино пришли поляки, прознавшие, что царь Михаил Романов скрывается в этой местности. Сусанин якобы спрятал правителя в яме для сжигания овина и накрыл досками. Такая теория подвергалась критике историков, но овины жгли осенью, и эта деталь выглядела правдоподобно.

Иван Сусанин и полякиИван Сусанин и поляки / «Википедия»

По версии, описанной в литературных произведениях и предметах искусства, Сусанин водил поляков по лесам, преодолевая сугробы. Исходя из этих нюансов, дело происходило в конце 1612-го или начале 1613 года. В отсутствие точных данных принято придерживаться второй интерпретации событий.

Из учебников школьники узнают, что местом смерти Ивана стало Исуповское болото. По преданию, на месте гибели крестьянина выросла красная сосна. Дерево якобы было пропитано кровью патриота. Прежде чем добраться до этого места, мужчина долго водил врагов, затягивая интервентов в лес, подальше от села.

Причиной смерти стала хладнокровная расправа от рук поляков, которые догадались о его хитрости. История умалчивает о том, каким образом те выбрались из чащи в отсутствие проводника, который завел их в болота.

Некоторые историки считают, что Иван погиб не в трясине, а в деревне Исупово. В качестве доказательства приводится письмо его правнука императрице Анне Иоанновне с просьбой о подтверждении привилегий. Прошение подтверждает Исупово как последнее пристанище Сусанина. Казнь его якобы наблюдали местные жители. Весть о событии передали в родное село крестьянина. По некоторым предположениям, останки героя нашли приют около Воскресенской церкви, но это не подтверждено документально. Есть версия, гласящая, что тело позднее перезахоронили в Ипатьевском монастыре.

Семья

О семье известно совсем мало и то на основании косвенных выводов. Из-за того, что в царской грамоте 1619 года говорится о зяте, можно понять, что у Сусанина была дочь. Известно и ее имя – Антонина, а также то, что у нее с мужем были дети.

Нельзя не понять, что раз была дочь, была и жена. Но, учитывая, что с момента появления официальных документов и народных преданий, о ней ничего не говорится, можно предположить, что к этому времени она уже умерла.

Интересные факты

  • По сообщениям прессы, в 2003 году в некрополе села Исупово были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину[20]. Однако профессиональные историки оспаривают подлинность находки[21][22].
  • С подвигом Ивана Сусанина сравнивался поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина[23].
  • В музее подвига И.Сусанина находится экспозиция «Они повторили подвиг Сусанина»,[24] рассказывающая о 58 «последователях» И.Сусанина. В советское время вышла книга, описывающая их подвиги. Самый знаменитый из них Матвей Кузьмин, за свой подвиг был удостоен звания Герой Советского Союза.
  • Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина. Это было связано с наличием в центре города проспекта Сталина (бывш. Павловская улица, ныне проспект Мира)[25].

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи строили свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результате раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно, саблей.

Однако они исходили из предположения, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучив найденные останки и сравнив их параметры со антропометрическим строением потомков Сусанина в 8-15 поколениях, отметили некоторое сходство, но уклонились от однозначной идентификации.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей. Однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов. Тем не менее едва ли сегодня можно брать по сомнение подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин в искусстве

Образ национального героя подходил для идеологии, поощрявшей самодержавие, православие и народность. Поэтому его использовали в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Вдохновляющий поступок крестьянина нашел отражение в творчестве фольклористов.

Федор Шаляпин в роли Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя»Федор Шаляпин в роли Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя» / «Википедия»

Широкая общественность узнала о нем в 1812 году благодаря рассказу Сергея Глинки, опубликованному в журнале «Русский вестник». На основе этого материала появилась пьеса «Иван Сусанин», а впоследствии и опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». В произведении звучит знаменитая ария персонажа, а хор исполняет композицию «Славься».

В 1914-м Константин Маковский написал картину «Иван Сусанин», которая готовилась автором к 300-летию дома Романовых. Автор памятника «Тысячелетие России» Михаил Микешин изобразил крестьянина на монументе, уничтоженном революционерами в 1917 году. В 1939-м оперу Глинки поставили в Большом театре. Позднее, в 1979-м Александр Баранников снял одноименный фильм об Иване Сусанине.

Читайте также:

  • О смутном времени. «Разрешительная грамота» двух святых патриархов
  • Уроки Смуты, или 400 лет спустя (Опрос экспертов)
  • Смута. Была или будет?

Подвиг

Поляки, в поисках Федора Романова, остановились в одном из сел. По их сведениям у Ивана Сусанина были сведения о местонахождении царской семьи. Притворно выразив согласие провести отряд через лесную глушь, патриот завел их в непроходимую чащу. Интервенты потеряли время, но сам Иван Сусанин погиб.

Примечания

  1. В единственном историческом источнике про Ивана Сусанина, грамоте царя Михаила Фёдоровича, отчества Осипович не употребляется. В некоторых сочинениях он называется Ивановичем. Крестьяне в ту пору не имели отчества, к тому же прозвище (а не фамилия) Сусанин (от женского имени Сусанна) говорит о возможном отсутствии отца. См. А. Е. Петров. Останки Ивана Сусанина: К вопросу о методах исторической фальсификации // Исторические записки. № 1 (129). М., 2008
  2. Домнинский А. Правда о Сусанине (свод местных преданий) // Русский архив. 1871. № 2
  3. Зонтиков Н. А. Иван Сусанин // Иван Сусанин: легенды и действительность. — Кострома, 1997. — С. 27. — 352 с. — (1). — ISBN 5-89362-003-8
  4. Сусанин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Грянувший гром: скептик Костомаров
  6. Соловьёв С. М. О статье Костомарова «Иван Сусанин»
  7. Зонтиков Н. А. В защиту Сусанина: костромские краеведы в полемике с Н. И. Костомаровым
  8. Герой, которого не было.
  9. Не Сусанин — Галаган. Борис Кириченко. «Украина казацкая»
  10. Сооружение памятника Сусанину в Костроме
  11. Площади Революции больше нет // Костромские ведомости, 29.04.1992
  12. Переименование Молвитина в Сусанино, Молвитинского района — в Сусанинский
  13. Музей подвига Ивана Сусанина
  14. Ледоколы ФСЛО
  15. Пароход «Иван Сусанин»
  16. Пассажирский речной теплоход «Иван Сусанин»
  17. Пограничный сторожевой корабль проекта 97П «Иван Сусанин». Архив фотографий
  18. Молодежный образовательный форум
  19. Патриот земли русской: Отражение подвига И. Сусанина в литературе и искусстве: Рекомендательный указатель литературы / Сост. Сорока Л. Н. и др. — Кострома, 1988
  20. Сусанина опознали (статья в Российской газете об идентификации останков)
  21. А. Е. Петров. Останки Ивана Сусанина: К вопросу о методах исторической фальсификации // Исторические записки. № 1 (129). М., 2008
  22. Ген за царя // Журнал «Власть» № 11 (614) от 21.03.2005
  23. Московские ведомости, 16 апреля 1866, № 80, стр. 3.
  24. Музей подвига Ивана Сусанина. Архивировано из первоисточника 16 октября 2012. Проверено 9 октября 2012.
  25. Зонтиков Н. А. Возвращение Родины (О восстановлении исторических названий Костромского края)

Ссылки

  • Дорогобужинов В. И. Правда о Сусанине // Русский архив, 1871. — Вып. 2. — Стб. 01-034.
  • Н. А. Зонтиков «Иван Сусанин. Легенды и действительность»
  • Иван Сусанин и его потомки
  • Иван Сусанин. Легенды и правда / Серия «Искатели» (телевизионный фильм)

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...