История евреев в Германии — это… Что такое История евреев в Германии?

История евреев в Германии. Как иммигрировать еврею в Германию. Преимущества получения ВНЖ. Еврейская иммиграция из России и Украины.

История расселения евреев в Германии

Впервые зафиксированное упоминание о евреях появляется в документах, подписанных римским императором Константином в IV веке н.э., в которых упоминалась община, находящаяся в г. Кельне. В соответствии с указом императора, они должны были направить деньги на проведение строительных работ в столице восточной римской империи – Константинополе. Главным занятием еврейских поселенцев являлась торговля в городах Рейна, основанных римскими завоевателями.

Упоминания о еврейских поселениях появляются и в X веке н.э. Правящие в Германии императоры относились к евреям как к своим подданным, перешедшим им в качестве наследства от Римской империи. Земельные уделы передавались феодалам вместе с проживающим там населением. Торговать и заниматься ремеслами не запрещалось, но они были должны платить более высокие налоги, чем остальные подданные.

Евреи в Германии обустраивались отдельными общинами, во главе которых стояли раввины. Наиболее благополучными являлись общины в городах Шпейре, Майнце, Кельне, Вормсе. В крупных центрах возникали специальные талмудические школы. Стоявшие во главе школ ученые занимались разрешением споров и законотворческой деятельностью. В это время к евреям относились сдержанно: они могли покупать недвижимое имущество, самостоятельно выбирать место для проживания, становиться бюргерами на некоторый промежуток времени (заплатив определенную сумму).

Не изменилось в лучшую сторону отношение к евреям после Реформации. И если раньше их притесняли церковные власти, то после ее ослабления это прерогативу взяла на себя власть светская. Видя в них своих соперников, местные купцы и ремесленники всячески способствовали дальнейшему гонению, что в итоге приводило к массовым погромам.

На востоке Германской империи положение было ничуть не лучше. В Вене, в резиденции императоров, евреи должны были жить только в одном квартале. Оттуда они в 70-х годах XVII века были окончательно изгнаны, а синагоги переоборудованы в католические церкви. Часть изгнанных направилась в Пруссию, при этом Фридрих-Вильгельм, правитель этих земель, не препятствовал заселению. Поселившиеся в Берлине евреи образовали одну из крупнейших диаспор в Германии. Но уже сын короля Пруссии Фридрих I относился к ним по-другому и способствовал дальнейшему притеснению.

История расселения евреев в Германии

Произошедшая в конце XVIII века революция во Франции и последовавшие за ней наполеоновские войны способствовали уравнению гражданских прав евреев с правами остальных граждан. Однако после поражения Наполеона и восстановления старых порядков практически везде эти нормы были отменены.

Несмотря на вклад в экономическое развитие Германии, дискриминация еврейского общества продолжалась. Еще в 70-е годы XIX века стали создаваться антисемитские партии, главной задачей которых являлась отмена эмансипации и дальнейшая изоляция. Массово издавалась антисемитская литература и различные памфлеты, очерняющие евреев.

За сорок лет количество евреев в Германии увеличилось с 512 158 человек в 1871 году до 615 021 человек в 1910 году.

С образованием Веймарской республики права евреев уравнялись с правами остальных жителей. Статус общины получил юридическое оформление, появилось большое количество различных организаций.

Активно развивалась ассимиляция с местным населением, количество браков с неевреями в 20-е годы  XX века достигало практически 50%.

Приход  к власти в 1933 г. Гитлера стал причиной вытеснения евреев из всех сфер жизни общества. В этот период всячески поощрялась репатриация в Палестину. В 1938 г. впервые произошла отправка евреев в концентрационные лагеря, а в конце года произошли погромы («Хрустальная ночь»). В начале войны создаются гетто и концентрационные лагеря, а также запрещается дальнейшая  иммиграция из страны. Всего во время Холокоста погибло около 180 тыс. немецких евреев.

К 50-м годам прошлого столетия  количество зарегистрированных в общинах составляло более чем 22 тысячи человек, а количество незарегистрированных членов достигало 20 тысяч человек. После падения Берлинской стены произошло слияние с небольшими общинами бывшей ГДР.

Сейчас отрицание Холокоста является уголовно наказуемым и преследуется по закону. Несмотря на это, в Германии существуют неонацистские организации. Членами этих группировок совершаются акции по осквернению синагог, памятников, могил. Кроме того, они совершают нападение на лиц еврейской национальности. Созданный специальный отдел МВД осуществляет надзор за данными группами и предоставляет статистические данные об их деятельности.

Евреи Германии до IX века н.э. [↑]

В еврейских источниках Германию всегда было принято называть Ашкеназ, как сказано в Берешит (10:3): «А сыновья Гомера — Ашкеназ, и Рифат и Тогарма». В Талмуде (Йома, 10а; Иерус. Талмуд, Мегила, 71б) объяснено: «Гомер — это Гермамия» (גמר זה גרממיא‎), и так как один из сыновей Гомера был «Ашкеназ», то этим именем стали обозначать германцев вообще, хотя Мидраш отождествляет германцев не с Ашкеназом, а с Тогармой.

Существует предание, что в некоторые города Германии евреи переселились после разрушения Второго Храма. Первые сведения об оседлости евреев в Германии относятся к началу IV века, а именно к еврейской общине в Кельне.

[править] Общие сведения

Германия виновата в массовом уничтожении евреев во время Второй Мировой войны (уничтожено по разным оценкам до 6 миллионов евреев). Существует мнение, что для компенсации евреям Германия должна отдать часть своей территории. В поддержку данного предложения выступал иранский президент Махмуд Ахмадинежад, который заявил:

Желательно перенести еврейское государство из Палестины на часть территории Германии или Австрии, потому что эти страны, а не палестинцы, обязаны компенсировать евреям страдания, причинённые им в годы Второй мировой войны[2].

Ахмадинежад в своём обращении к Германии и Австрии предложил им представить евреям часть своей территории:

Предоставьте евреям кусочек вашей земли. Австрия и Германия — страны, которые более других угнетали еврейский народ — пусть они отдадут им пару своих земель в качестве компенсации за Вторую мировую войну. И проблема евреев будет решена. И мы поддержим такое решение, не сомневайтесь.

Данная концепция не подразумевает, что надо переносить куда-либо Израиль, но подразумевает получить в качестве компенсации какую-то часть Германии.

В поддержку расширения Израиля выдвигаются аргументы о взрывном росте рождаемости в Израиле при увеличении репатриации. И израильтянам в рамках данной концепции проще обживать Германию и Австрию, где население падает.

Как немцы относятся к евреям?

Ощущая собственную вину перед евреями, Германия стала самым близким союзником Израиля, а на своей территории постаралась возродить еврейскую общину. Ныне на немецкой земле проживают немногим более сотни тысяч евреев, среди которых много переселившихся из республик распавшегося Советского Союза.

Стоит отметить, что большинство из советских евреев не являются слишком религиозными людьми, поэтому на общем фоне они практически не выделяются. Если родители еще празднуют еврейские праздники, то их дети, в большинстве своем, отождествляют себя уже с немцами.

Когда на улицах и появляется кто-то облаченный с традиционные еврейские одеяния, то, чаще всего, это человек — турист. Как и всякий необычный персонаж, он сталкивается с обостренным вниманием к себе. Одна часть немцев весьма милая и дружелюбная. Другая же, стараясь делать невозмутимый вид, разглядывает необычного пришельца.

В 1950 году был создан Центральный совет евреев Германии. В первые несколько лет организация считала своей основной задачей влиять на законодательство, чтобы исправить национал-социалистическую несправедливость. Позже борьба с антисемитизмом, поддержка сближения между Германией и Государством Израиль и содействие работе сообществ-членов и региональных ассоциаций стали более важными задачами, а также приверженность взаимопониманию между евреями и не евреями.

На государственном уровне ситуация с уважением к евреям доведена до абсолюта. Если будет доказано, что кто-нибудь из предков еврея был вынужден покинуть Германию после 1933 года, ему, при необходимости, практически сразу предоставляется гражданство. Поданная претензия о возврате былой собственности в обязательном порядке оперативно рассматривается в положительную сторону. Это касается рядовых людей.

Еврейским организациям вполне официально покровительствуют, предоставляют субсидии. Если в городе построена синагога, она охраняется органами правопорядка. Если ее нет, и у местной общины возникнет необходимость ее возвести, то это будет сделано. При желании открыть кошерный ресторан городские власти немедленно подыскивают для него лучшее место. Если в городе сохранилось какое-то еврейское наследие, оно будет тщательно поддерживаться и охраняться.

Еврейская фамилия или «гордый профиль» не даст повода, например, не взять на работу этого человека. Наоборот, немцы, в большинстве своем, любят работать с евреями. «Они сделают так, что это будет выгодно обеим сторонам» — говорят немецкие бизнесмены.

Тем не менее, несмотря на все старания властей Германии, полностью искоренить антисемитизм им не удалось. Порядка 20% немецких граждан, как показывают современные опросы, в той или иной степени проявляют антисемитизм. Правда, свои чувства они очень редко проявляют на улице или других общественных местах, поэтому евреи чувствуют себя в безопасности. Не без того, что в городах существует некоторое количество активных националистов, однако они находятся на полицейском учете и свои усилия, в основном, направляют против мусульманских мигрантов.

Что касается последней категории людей, то здесь тоже не все так однозначно. Конечно, в Германии на порядок больше людей, исповедующих ислам, и, казалось бы, вот где могла бы разыграться антиеврейская истерия. Однако большая часть местных мусульман – турки, проживающие в стране по нескольку десятилетий. Они уже вполне свыклись с местными правилами, да и к евреям, как и к Израилю, негативных чувств не испытывают. Среди остальных мусульман откровенно антисемитские проявления если и встречаются, то довольно редко, и быстро купируются силами правопорядка.

Тут стоить заменить, что и мусульманам коренные немцы относятся с повышенной толерантностью. Государство очень много ресурсов предоставляет малообеспеченным слоям общества. А таковыми в последние десятилетие являют мусульманские беженцы.

Первые ешивы и первый погром [↑]

В 4560 (800) году папа Римский короновал Карла Великого, признав его наследником престола Западной Римской империи, и для евреев Германии начались благодатные времена. Карл видел в евреях силу, способную привести страну к экономическому процветанию. Карл поощрял еврейских купцов и охранял их имущество.

Духовная жизнь еврейской общины также переживала период расцвета. Многие еврейские мудрецы переехали из Италии в Германию и Францию. По просьбе еврейской общины Майнца Карл Великий пригласил р. Калонимуса из Луки (Италия) переехать в Германию. Р. Калонимус и его сын основали первые ешивы на территории Германии.

После раздела Империи наследниками Карла на три независимых королевства — Италию, Германию и Францию, положение евреев Германии ухудшилось.

В 4772 (1012) году страшное несчастье обрушилось на евреев города Майнца. Власти потребовали от них либо перейти в христианство, либо немедленно покинуть город. В городе начались погромы. Большинство евреев бежало оттуда, однако были и такие, кто под страхом смерти изменил вере отцов. Через год указ был отменен, и оставшимся евреям вновь было разрешено вернуться в Майнц.

Немецкое духовенство в IX—XI вв. отличалось полной терпимостью по отношению к евреям, и погром в Майнце был единственным в тот период.

Как сейчас живут евреи в Германии

Большинство евреев в Германии сегодня проживает в крупных городах (например, в Берлине, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене). В 80 общинах состоит 43 тысячи человек. Большая часть из них – это эмигранты из бывших республик Союза. Например, в Бремене и Гамбурге порядка 70% евреев являются русскоязычными. Израильтян из числа проживающих в ФРГ насчитывается несколько тысяч человек.

Обществом, объединяющим все еврейские учреждения Германии, является Центральный Совет. Основная задача Совета – защита интересов населения и решение других вопросов.

В крупных общинах имеются раввины. В ФРГ существуют три начальных и одна средняя школа. В Центре Мендельсона, отрытом в Университете Потсдама, разработаны программы изучения иудаизма.

[править] Исторические предпосылки

Согласно легендам, в Австрии некогда существовало еврейское княжество Юдесаптан.

Евреи известны в Германии со времён Римской империи, и поэтому являются её коренными жителями.

В 2020 года в Берлине состоялось заседание Федерального конституционного суда, на котором было принято важное для евреев решение. Судья рассматривал дело американки, которая хотела восстановить гражданство Германии. Дело в том, что у ее отца-еврея отобрали гражданство нацисты, и по закону она имеет право возобновить его как потомок. Германия упростила получение гражданства внебрачным детям евреев-жертв нацизма[3].

Иммиграция в страну по еврейской линии

Для переезда в Федеративную Республику соискателю необходимо учитывать требования, предъявляемые к претенденту на переселение в Германию.

Кандидат должен:

  • быть гражданином государств бывшего Союза (исключение – прибалтийские страны, являющиеся членами ЕС);
  • быть по национальности евреем или быть рожденным родителем-евреем. Кроме этого, эмигрировать могут их внуки;
  • исповедовать иудаизм;
  • владеть немецким языком на уровне А1 и иметь подтверждающий это сертификат. Кандидаты, рожденные в СССР до 1.01.1945 и пострадавшие от национал-социализма, освобождены от обязанности владения немецким. Также освобождены от прохождения тестирования жители тех областей Украины, в которых проходят боевые действия (тесты они должны пройти за год своего переезда в Федеративную Республику).
  • получить подтверждение приглашения в общину. Запрос обрабатывается в центральном еврейском благотворительном комитете.

Также кандидат должен обладать благоприятным прогнозом интеграции. В данный прогноз входят такие показатели как возраст, квалификационные характеристики, состав семьи, языковой уровень и т.д. Все эти показатели суммируются. Для прохождения необходимо набрать от 51 балла и выше (наибольшее число баллов – 135).

Иммиграция в Германию по еврейской линии

Подтверждение еврейских корней

Одной из главных проблем для кандидата является обязанность доказывать еврейские корни для иммиграции. Подтвердить принадлежность к нации можно с помощью советского паспорта, свидетельства о рождении, справок из ЗАГСа или документов,  выданных до 1 января 1990 года. В советских бумагах могут неверно указываться данные в строке «Национальность», так как некоторые евреи для того, чтобы избежать преследований, меняли информацию о своем происхождении. Для подтверждения нацпринадлежности к корням следует обратиться в синагоги и архив. Подтверждением будут считаться выписки из ЗАГСа, трудовые книжки с датой выдачи до 1933 года, бумаги, выданные еврейскими общинами, записи рождения, хранящиеся в синагогах. Лицами, рожденными после первого января 1990 г., принадлежность к линии доказывается по маме, папе, дедушкам и бабушкам.

Перечень документов

Для того чтобы осуществить  еврейскую эмиграцию в Германию, требуется подготовить следующие документы:

  • паспорт (гражданский и заграничный);
  • свидетельство о браке. Если кандидат разведен, прикладывается соответствующее свидетельство;
  • свидетельства об образовании кандидата;
  • военный билет;
  • трудовая книжка;
  • две фотографии размером 35 на 45 мм;
  • анкета предоставляется кандидатами, эмигрирующими в ФРГ. Детям, которые не достигли 14 лет, анкету заполняют и подписывают родители;
  • документ о приглашении на работу в ФРГ (при наличии).

Подтверждение о целесообразности зачисления в общину, которое предоставляет Центральный еврейский комитет, показывать не надо, так как оно напрямую направляется в Федеральное ведомство.

Условия иммиграции для супругов и детей

Если документы для осуществления переселения подаются семьей, состоящей из одного еврея и второго члена, не принадлежащего к данной народности, то единственным условием для получения положительного ответа будет являться срок зарегистрированных отношений (не меньше 3 лет). Члены семьи, не являющиеся евреями (жена, муж, дети), вносятся в заявление кандидата и оформляют дополнение – «Сведение о членах семьи».

Культура

Общины

Центральный совет евреев Германии является структурой, объединяющией большинство еврейских организаций в Германии. Руководящим и совещательным органом ЦСЕГ является совет, состоящий из 34 членов, который избирает руководителя (президента) этой организации. С 2006 года президентом ЦСЕГ является 77-летняя Шарлотта Кноблох. Срок её полномочий истекает в ноябре 2010. В феврале 2010 года Кноблох заявила, что не будет баллотироваться на новый срок и даст возможность представителю более молодого поколения встать во главе организации.[6] Наиболее вероятной кандидатурой считается вице-президент ЦСЕГ 59-летний Дитер Грауманн. Грауманн родился в 1950 году в Израиле и в случае его избрания станет первым руководителем ЦСЕГ, который не прошёл через ужасы Холокоста. Ожидается, что в связи со сменой поколений в руководстве организации, основной фокус внимания ЦСЕГ переместится с Холокоста и второй мировой войны в сторону более современных проблем, таких, как бытовой антисемитизм в Германии, активизация правоэкстремистских организаций и угроза исламизма. Грауманн, в частности, выступает за запрет деятельности неонацистской партии NPD. Он также критикует мусульманскую общину Германии за недостаточное противодействие исламистам, но вместе с тем, выступает против запрета на строительство минаретов в Швейцарии.

В 2011 году Дитер Грауманн стал руководителем ЦСЕГ.

Участие в общественной жизни Германии

Кто не может иммигрировать в Германию

Не смогут осуществить эмиграцию:

  • евреи, являющиеся гражданами стран Балтии;
  • лица, переехавшие ранее по программе в Израиль или США;
  • лица, игравшие активную роль в работе коммунистической партии;
  • военные, имеющие звание подполковника и выше;
  • бывшие сотрудники КГБ, МВД, разведслужб и т.д., враждебных ФРГ;
  • лица, занимавшиеся преследованием диссидентов;
  • евреи, имеющие судимость (кроме политических осужденных).

Также мигрировать не смогут лица, участвующие в террористической деятельности или имеющие связи с международной преступностью.

См. также

  • История еврейского народа

XVIII век. Просвещение [↑]

Движение Просвещения родилось во Франции и оттуда перешло в Германию. Фридрих II, который находился под глубоким влиянием новых идей, пригласил в Берлин одного из лидеров нового движения, Вольтера. Постепенно Берлин стал признанным центром Просвещения в Германии.

До этого евреи Германии продолжали жить в рамках своей традиции, не поддаваясь влияниям христианского мира. Поэтому вначале движение Просвещения не задело еврейскую общину.

Человеком, который смог распространить идеи Просвещения в еврейских массах, стал еврей Моше Мендельсон.

Защищая еврейскую веру от внешних нападок, Мендельсон сделал серьезную ошибку. Он разделил «основы веры» и «практическое соблюдение заповедей», которые евреи обязаны исполнять, как постановление Царя. Это деление ценностей привело к серьезным последствиям. Сам Мендельсон строго исполнял практические предписания иудаизма и подчеркивал, что такова обязанность евреев. Однако его ученики начали пренебрегать исполнением заповедей, ссылаясь при этом на мысль учителя, что не в этом основа веры.

Мендельсон старался убедить немецких евреев принять европейскую культуру. Первым шагом к этому стала пропаганда перехода с языка идиш на чистый немецкий язык. Мендельсон не увидел опасности, которая грозила немецким евреям в результате широкого проникновения европейской культуры в еврейские массы и, того не желая, подготовил почву для ассимиляции немецкого еврейства. Уже дети Мендельсона прекратили соблюдать заповеди, а все внуки его крестились.

Ученики Мендельсона продолжили деятельность своего учителя по внесению идей Просвещения в еврейские массы. За этим движением закрепилось название Аскала (буквально «Просвещение»). Цель, поставленная Мендельсоном, — соединение иудаизма с Просвещением — была принесена в жертву другой цели — заменить Б-жественную Тору Аскалой. С распространением идей Аскалы среди немецких евреев увеличивалась ассимиляция и уменьшалось число евреев, говоривших на иврите.

Император Иосиф II, покровитель Просвещения, приказал открыть школы, отдаляющие еврейских детей от изучения Торы и Талмуда и создающие мост к ассимиляции и крещению.

Полностью разрушить еврейство в Берлине удалось Давиду Фридлендеру. Он создал школу, в которой, в соответствии с его программой, группа учителей сумела воспитать учеников в духе поверхностного Просвещения. Выпускники этой школы возглавили движение ассимилянтов в Германии, которое увлекло их детей в лютеранское христианство.

За пятьдесят лет крестилось около половины евреев Берлина. Эпидемия крещений прокатилась по многим крупным городам, среди них — Кенигсберг и Бреслау.

В этот период в Германии ещё оставались известные еврейские мудрецы. В Берлине главой общины был р. Цви Гирш Левин. Свидетель того, как распадается община, он остался выразителем мнения последних ученых раввинов Германии и немногих верных слову Творца членов общины. В прощальном письме совету общины, в котором раби сообщал о своей отставке, он писал, что больше не может нести ответственность за общину, члены которой презирают слово Г-спода и совершают все возможные грехи.

В Берлине учился и преподавал автор книги «При мегадим» р. Йосеф Теомим. Из Берлина он переехал во Франкфурт-на-Майне, где стал равом города.

Большинство равов Германии пытались бороться с Аскалой, но они не смогли остановить эпидемию. Духовный уровень евреев Германии непрерывно падал. Влияние мудрецов сократилось до крайне узкого круга учащихся ешив.

Первая мировая война [↑]

Первая мировая война необратимо изменила весь еврейский мир. Если вторая мировая война (которая возникла в результате конфликта 1914-1918 годов) положила конец европейскому еврейству, то первая была началом конца.

Порядка 40 000 евреев воевали в германской армии. Из этой войны евреи вышли не только с большими физическими, но и с еще большими духовными потерями. Война почти до основания стерла всю необходимую инфраструктуру религиозной системы и усилила крен к светской жизни и радикализму в еврейском обществе, который наметился еще в конце 19 века.

Приход Гитлера к власти [↑]

В 1933 году Адольфа Гитлера избрали канцлером Германии. Это стало печатью на приговоре европейскому еврейству.

Свои расовые, национальные и политические теории Гитлер изложил в книге «Майн кампф». В ней он представил план новой Германии и Европы, где будут доминировать арийцы. Он собирался освободить мир от евреев, коммунистов и цыган. А другие «низшие расы»: французов, голландцев и особенно славян — собирался сделать рабами арийской расы, то есть немцев.

Гитлеровское использование пропаганды, его обращение к глубинным инстинктам германского населения и его машина террора позволили ему скоро обрести власть.

Почти сразу он стал преследовать евреев дискриминационными указами, организованным бойкотом и официально санкционированным насилием. К концу 1934 года Германия уже полностью находилась под диктаторской властью Гитлера, а еврейское население, составлявшее более полумиллиона, было на пути к полному бесправию, обнищанию, а затем и уничтожению.

Германо-израильские отношения

В 1952 году, пытаясь загладить свою вину за Холокост, правительство Германии приняло решение выплатить репарации Израилю. Отношения между государствами постепенно улучшались, и в 1965 году между странами были установлены дипломатические отношения. На данный момент отношения между странами построены на общих убеждениях и ценностях.

Пророчества о Катастрофе [↑]

Несмотря на небывалый масштаб трагедии, который, казалось бы, невозможно ни предположить, ни представить, Катастрофа европейского еврейства была предсказана в Талмуде (Мегила, 6б):

«Сказал рабби Ицхак: что означает сказанное (Теилим, 140): “Не дай, Г-споди, [сбыться] желаниям нечестивого, не дай осуществиться злым замыслам его, [дабы] не заносились они”? Сказал [наш праотец] Яаков Святому, благословен Он: Владыка вселенной, не дай Эсаву-злодею осуществить свое желание. “Не дай осуществиться злым замыслам его” — это Гермамия Эдома, ибо если [они] выйдут [на войну] — уничтожат весь мир!»

Великие мудрецы Торы предупреждали, что в будущем Германия породит великое зло. Рав Мазэ, раввин Москвы, писал, цитируя высказывание Магида из Кельма 130-летней давности: в Германии еще издадут свой «Шулхан Арух» ненависти к евреям, где будет написано: лучший из евреев — убитый еврей…

Рабби Меир Симха а-Коэн из Двинска в книге «Мешех Хохма» писал: «Когда евреи решат, что Берлин — это Иерусалим… придет на них беда, и именно от жителей Германии, к которым они так хотят приблизиться…».

Еврейская иммиграция из России и Украины

Для успешного переезда еврею в Германию из России и Украины нужно:

  • иметь родственников-евреев не дальше 2 колена;
  • владеть языком принимающей стороны на уровне А1 и иметь сертификат, подтверждающий это;
  • иметь одобрение от одной из еврейских общин, документально подтвержденное;
  • быть в состоянии обеспечивать себя, находясь на территории Германии.

Также будущий переселенец должен иметь высокий потенциал интеграции.

При соблюдении всех условий еврей сможет переехать в ФРГ с последующей перспективой оформления ПМЖ. Это возможно при отсутствии предпосылок к отказу. Переселенцу будут помогать влиться в общество представители общины и социальные службы, поэтому ему легче будет освоиться на новом месте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...