Холодное лето пятьдесят третьего… — Смотреть в Эфире

Холодное лето пятьдесят третьего…. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Либерально настроенный Берия

Берия пытался всю вину за репрессии возложить на Сталина. После его смерти, конечно же.

Берия пытался всю вину за репрессии возложить на Сталина. После его смерти, конечно же.

Ожидал ли сам Берия, что именно это решение сделает его первым политиком-либералом СССР, особенно в глазах Запада? Как бы то ни было, но это стало его козырным ходом в борьбе за власть. Хотя любой историк скажет, что Берия был одним из главных организаторов репрессий, которые принято называть почему-то только сталинскими. Дочь Сталина Светлана называла Берию сволочью и видела в нем причину гибели ее семьи, Катынская трагедия последовала после того как Берия в записке к генсеку аргументировал необходимость применения высшей меры наказания.

Все это не мешало Берия объявить амнистию, потому что по его же словам из 2,5 млн заключенных только 200 тысяч являются реальными преступниками. Все остальные оказались там едва ли не потому что «так захотел Сталин». Но Сталина теперь нет и бояться, якобы больше некого. Подобный шаг делал его непричастным к репрессиям, оставляя виновным одного лишь генсека.

Фото на память от вчерашних заключенных.

Фото на память от вчерашних заключенных.

Некоторые нюансы, связанные с амнистией 53 года, не всегда трактуются верно, к тому же период, переломный для страны, когда каждый стремился использовать происходящее и случившееся в свою пользу, поэтому многие факты не просто передергивались, а откровенно перевирались.

Несмотря на то, что амнистию инициировал Берия, изначально ее называли «ворошиловской», поскольку именно Ворошилов пописал указ о ее проведении, он на тот момент занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Берия полагал, что нужно не просто провести амнистию, но и пересмотреть действующее законодательство, чтобы не осуждать на реальные сроки лица, которые не несут опасности для общества. Эти и другие доводы были весьма убедительными, потому Указ об амнистии появился так скоро.

Сюжет

Действие фильма происходит летом 1953 года, вскоре после ареста Лаврентия Павловича Берии, выведения его из состава ЦК КПСС и издания секретного циркуляра 2-го Главного управления МВД СССР, которым предписывалось повсеместное изъятие любых художественных изображений Л. П. Берии, что также нашло отражение в фильме. 27 марта 1953 года, через три недели после смерти И. В. Сталина, Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «Об амнистии». Из лагерей освобождают десятки тысяч уголовников. В стране резко вырастает уровень преступности[1].

В глухой деревне на Русском Севере влачат существование двое политических ссыльных: интеллигентный Копалыч и замкнутый Лузга. Между ними конфликт из-за того что Лузга отказывается от работы, и Копалыч вынужден тянуть двойную нагрузку и все равно местные жители собираются лишить Лузгу пропитания. Из города возвращается милиционер Манков, принимавший участие в облаве на уголовников.

Шестерым бандитам удалось уйти. Они проникают в факторию и захватывают управляющего Ивана Зотова. Бандиты опасаются штурмовать дом Манкова, вооружённого автоматом ППШ, и решают его выманить. Зотов просит пришедшую за керосином старуху передать Манкову, чтобы тот к нему зашёл, тайком пишет на бумажке просьбу о помощи и закрывает ею бутылку с керосином. Однако старуха по пути выбрасывает бумажку, не поняв что это записка.

Манков идёт к фактории; у уголовника Шурупа не выдерживают нервы, и он стреляет в милиционера. Истекающий кровью Манков бежит к своему дому, но на самом его пороге падает, сражённый пулей другого бандита, старика-чалдона Михалыча. Уголовники захватывают деревню и пристань, расстреливают собак и запирают всех жителей на складе фактории.

Лузгу и Копалыча заставляют рыть могилу милиционеру, они наконец-то знакомятся друг с другом. Копалыч оказывается бывшим главным инженером Николаем Павловичем Старобогатовым, осужденным как «английский шпион», за связи с иностранцами, а Лузга — капитаном полковой разведки Сергеем Басаргиным, осуждённым как «изменник Родины» за то, что в Великую Отечественную войну пробыл в окружении меньше суток, но этого было достаточно чтобы засчитать ему плен.

Мимо пристани проходит пароход с пассажирами. Бандиты выставляют на пристань Зотова с оторопевшим начальником пристани и его немой кухаркой Лидией. Никто не обращает внимание на призывы немой, а Зотов через рупор приветствует пароход и говорит что у них все хорошо.

Лидия выпускает свою молодую дочь Шуру из тайника, та убегает в тайгу, но обезумевший от похоти бандит Витёк догоняет её и пытается изнасиловать. Оценив ситуацию, Басаргин выслеживает и закалывает Витька и завладевает его пистолетом. Глава шайки Барон посылает Михалыча и Муху в лес на поиски. Басаргин подбирается к Михалычу, ведущему беседу со Старобогатовым, однако хитрый таёжник, прячась за Копалычем, подпускает Лузгу поближе и внезапно стреляет в него. Раненый Басаргин, притворившись убитым, пристреливает Михалыча, а затем и подоспевшего Муху.

Оставшиеся трое бандитов выходят из деревни. Басаргин устраивает засаду. Он приказывает Копалычу выстрелом из укрытия отвлечь внимание бандитов и категорически запрещает ему высовываться. Пуля Копалыча скашивает Барона, но Крюк прошивает очередью из ППШ вставшего в полный рост Копалыча. Басаргин убивает Крюка и расстреливает уплывающего на лодке Шурупа.

Управляющий фактории и начальник пристани запирают оружие в ящик. Басаргин обвиняет Зотова в пособничестве бандитам и требует похоронить Копалыча на кладбище как настоящего гражданина. Начальник пристани подговаривает Басаргина сказать властям, как он якобы противодействовал бандитам.

Вечером, когда жители приносят на ле́дник тела убитых, обнаруживается, что один из бандитов остался жив и ушёл. Слышатся душераздирающие крики Лиды: прятавшийся Барон задушил Шуру. Безоружный Басаргин настигает и топит бандита в озере.

Погибших похоронили; Басаргин смотрит, как Зотов и начальник пристани рассказывают о произошедшем прибывшим милиционерам.

Прошло два года. Сергей Басаргин находит в Москве семью Старобогатова, сообщает им о его гибели и месте захоронения и передаёт вдове его очки. Сын объясняет, почему семья отреклась от отца.

Сергей идёт по многолюдной, украшенной в честь праздника 7 ноября Москве. Знаменитая финальная сцена: на Покровском бульваре Сергей встречает пожилого прохожего с вещмешком и таким же чемоданом. Они останавливаются посреди бульвара и закуривают. Сергей идёт дальше по осеннему бульвару среди праздничной суеты.

Заключительный эпизод: повтор сцены в засаде с героем Папанова и его голосом. Голос Александра Прошкина за кадром сообщает, что это последний кадр и последняя роль актёра.

Отсутствует подключение к интернету

Cтраница автоматически перезагрузится, когда подключение будет восстановлено

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Эдгар Дубровский
  • Режиссёр-постановщик: Александр Прошкин
  • Оператор-постановщик: Борис Брожовский
  • Художник-постановщик: Валерий Филиппов
  • Композитор: Владимир Мартынов
  • Звукооператор: Александр Цыганков
  • Государственный симфонический оркестр кинематографии
    • Дирижёр: Владимир Понькин
  • Режиссёр: В. Сверба
  • Оператор: А. Джирквелов
  • Художник по костюмам: Наталья Александрова
  • Монтажёр: Елена Михайлова
  • Художник-гримёр: А. Тетюркин
  • Комбинированные съемки:
    • оператор: Виктор Жанов
    • художник: Альберт Рудаченко
  • Главный консультант генерал-полковник Б. Т. Шумилин
    • Консультант подполковник В. А. Фёдоров
  • Редакторы: Анатолий Степанов, Э. Смирнов
  • Музыкальный редактор: Арсений Лаписов
  • Режиссёрская группа:
    • И. Крастилевская, О. Евпланова, Л. Серганова, Т. Пискарёва
  • Операторская группа:
    • А. Хрусталёв, В. Афонькин, П. Судилин
  • Административная группа:
    • Т. Павлова, В. Серебренников, В. Сугак
  • Директор картины: Константин Стенькин

В эпизодах

  • Д. Карпова — бабка
  • Кирилл Лабутин — селянин
  • Татьяна Лебедькова
  • С. Мартанов
  • В. Назаров

Награды и достижения

  • Всесоюзный кинофестиваль (1988) — Премия жюри[4].
  • Премия «Ника» за лучший игровой фильм (1989).
  • Приз Международного кинофестиваля в Хихоне[en], Испания (1989).
  • Гран-при на Международном кинофестивале в Валансьене (1989).
  • «Лучший фильм года» (1988) по ежегодному опросу журнала «Советский экран».
  • Валерий Приёмыхов признан лучшим актёром года (1988) по результатам опроса журнала «Советский экран».
  • Валерий Приёмыхов за исполнение роли Лузги был удостоен Государственной премии СССР (вторая по счёту) (1989).
  • Анатолий Папанов за исполнение роли Копалыча был удостоен Государственной премии СССР (1989).
  • Фильм вошёл в число лидеров советского кинопроката — в 1988 году картину посмотрело 41,8 млн зрителей (3-е место).[источник не указан 1806 дней]

Исторический контекст

  • Де-юре амнистия 1953 года касалась тех, кто был осуждён за незначительные преступления (на срок до пяти лет), а также беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан. Однако на практике было освобождено большое число и других категорий осуждённых. Так, например, из лагерей системы Дальстрой предполагалось освободить осуждённых: за хищение личной собственности граждан — 14 617 человек, за хищение социалистической собственности — 10 402, за разбой — 1 047, за хулиганство — 2 673, за должностные и хозяйственные преступления — 1 745, за спекуляцию — 1 007, за имущественные преступления — 855, за незаконное хранение оружия — 545, воров-рецидивистов — 485, за воинские преступления — 2 326, за нарушение требований закона о паспортизации — 252 и за другие — 3 951, то есть всего 39 905 человек[1].

Ссылки

  • «Холодное лето пятьдесят третьего…» (англ.) на сайте Internet Movie Database

См. также

  • Амнистия 1953 года
  • Реформы Берии
  • Проверочно-фильтрационные лагеря НКВД СССР
modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 18 марта 2021 в 21:39.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...