Химия как наука, что она изучает и какие задачи предмета

Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области.

Химия и химическая технология

Статьи Рисунки Таблицы О сайте English

    Химия—точная наука [c.11]

    Поговорим теперь немного о том, что органическая химия — точная наука. Мы утверждаем, что органическая химия является точной наукой в строгом смысле этого слова, причем ее точность вовсе не определяется той мерой, в которой в ней используются расчетные методы квантовой химии или молекулярной механики. Об этом стоит сказать немного подробнее, поскольку среди представителей других наук, присвоивших себе монопольное право называться точными (математиков, физиков и даже физикохимиков), довольно распространен предрассудок, состоящий в том, что органическая химия не может рассматриваться как точная наука, а лишь как сумма эмпирических знаний, не переработанных теоретическим анализом. [c.548]

    Открытие Ломоносовым закона сохранения массы вещества сделало химию точной наукой. [c.15]

    С течением времени накапливался большой опыт, который фиксировался и в какой-то мере обобщался. Позднее накопленные знания дополнительно проверялись на основе новых достижений науки. Таким образом, с одной стороны, непосредственно улучшались существующие рецепты, методы или правила с другой стороны, абстрагирование от практического опыта привело к необходимости использования общих законов математики, физики и химии. Примерно 30—49 лет тому назад начались попытки вывести с помощью точных математических методов законы, которые характеризуют отдельные процессы химической технологии (ранее применение математики, физики и химии в химической технологии редко выходило за рамки стехиометрии). Этот вопрос не потерял своей актуальности и сегодня, хотя результаты исследования последних 20— 30 лет подняли науку о процессах и аппаратах химической технологии до уровня точных наук. [c.7]

    Американское химическое общество предложило свою концепцию школьного преподавания химии (точнее — ее начального этапа), считая, что главная его цель — раскрыть содержание химической науки и ее методы, исходя из практики, на опыте коллективного поиска решения общественных проблем, затрагивающих химию. А таких проблем множество. Рассматривая вопросы из области экологии, медицины, энергетики, промышленности или [c.5]

    В химии, как и в других точных науках, постоянно приходится иметь дело с численными величинами, основанными на результатах экспериментальных измерений. Например, требуется вычислить объем образца газа, если известны его масса, давление и температура. Все эти данные измеряются экспериментально, и каждое измерение дает результат с некоторой ошибкой. Очевидно, эта ошибка войдет и в вычисленное значение объема газа. Существует соблазн получить как можно более точный результат и поэтому провести такое вычисление до большего числа десятичных знаков, чем это оправдано точностью экспериментальных измерений. Но тогда ответ не только не соответствует правильному объему, но требует затраты излишних усилий для получения избыточного числа десятичных знаков. Соблазн сохранить как можно больше знаков в численном результате усиливается при использовании карманного электронного калькулятора логарифмической линейке присуще естественное ограничение ее собственной невысокой точностью. Принято указывать реальную точность численной величины, включая в нее только все достоверно известные цифры плюс еще одну недостоверную. Все достоверные цифры численной величины плюс еще одна недостоверная образуют значащие цифры этой величины. Например, если записано, что объем газа равен 48,12 мл, то эта величина содержит четыре значащие цифры, из которых четверка, восьмерка и единица известны достоверно, а двойка-недостоверно. [c.457]

    Труды Академии наук Литовской ССР. Серия Б, химия и другие точные науки. … [c.152]

    В прошлом, в эпоху господства химического ремесла и мануфактурного производства, научное и практическое направления в химии были разобщены и проблемы, стоявшие перед наукой и производством решались изолированно. К концу XIX века и особенно в первые десятилетия XX века, обе ветви интегрировались в единую точную науку, целью которой стало всестороннее изучение общих химических, физических и технологических явлений в такой многофакторной системе, какую представляет производственный химический процесс. В этом процессе функционально связаны такие многочисленные параметры как температура, давление, тепловой эффект процесса, концентрация реагентов, скорость потока реагентов, поверхность раздела фаз, реакционный объем, состояние катализатора, степень превращения сырья в целевой продукт, выход продукта и другие. [c.36]

    Н. И. Пирогова. Своеобразие обучения будущих врачей-биофизиков и врачей-биохимиков заключается в том, что наряду с предметами медико-биологического профиля они изучают точные науки. Коллоидная химия рассматривается не только как общеобразовательная дисциплина, но и как теоретическая база специальных дисциплин биофизики и биохимии. [c.3]

    На уровне первых двух концептуальных систем химии не было особой необходимости прибегать к пересмотру методов осуществления химического эксперимента. Со времени Ньютона и до начала XX в. естествоиспытатели вообще считали единственно правильной методологию однофакторного эксперимента. Это объяснялось тем, что точные науки стремились иметь дело с хорошо организованными системами , т. е. такими, в которых можно было видеть явления или процессы одной физической природы, зависящие от небольшого числа переменных. Ио химико-технологическая система оказалась ярко выраженной, плохо организованной системой , т. е. такой, в которой нельзя выделить отдельные явления и необходимо учитывать действие многих разнородных факторов. Поэтому классический метод постановки опыта не мог обеспечить ее необходимого изучения. Стала очевидной необходимость по-новому планировать эксперименты. В результате в последней четверти века эксперимент сам стал объектом исследования. Оказалось, что при изучении плохо организованных систем предпочтительна такая по- [c.158]

    Термин начало в химии не следует брать в значении совершенно точном, ибо вещества, которые мы так называем, являются началом лишь для нас и лишь в ту меру, в какую мы не можем продвинуться дальше при делении тел. Нетрудно, однако, понять, что эти начала все же еще делимы на бесчисленные части, которые могли бы быть с большим правом названы началами. Следовательно, под началами в химии понимают те вещества, которые выделены в меру наших слабых усилий. И так как химия есть наука, основанная па доказательствах, она не избирает в качестве своего ос- [c.38]

    Органическая химия — фундаментальная точная наука [c.544]

    В применении к любой области познания самый надежный критерий строгости науки — точность и достоверность предсказаний, делаемых на основе немногих обобщений, независимо от того, облечена ли ее теория в математическую форму или носит характер качественных, эвристических концепций. По этому критерию органическая химия, несомненно, точная наука. Ограничимся для подтверждения только двумя конкретными примерами. [c.548]

    Рассмотрим три основных отличия, присущие точным наукам а) наличие отвлеченных рассуждений, б) воспроизводимость фактов и в) применимость на практике. В химии роль отвлеченных рассуждений играют теории, гипотезы и законы, которые разработаны так, чтобы соответствовать фактам, установленным при лабораторных наблюдениях. Если такие факты и их интерпретация правильно отражают объективную реальность, то результаты их изучения могут быть применены к практическим проблемам, а также для получения других экспериментальных данных. Например, если скорость химического превращения вещества согласуется с термодинамической теорией, то следует ожидать, что яйцо быстрее сварится при более высокой температуре. [c.11]

    Химия — экспериментальная наука. Для квалифицированного использования многочисленных практических методов работы химик должен изучить и прочно усвоить основы добросовестного и сознательного обращения с химическими веществами. Последовательно и точно применяя приобретенные знания и опыт, химик должен уметь работать со всеми химикатами, известными как опасные вещества , а также с потенциально опасными веществами, не подвергая при этом риску свое окружение и себя. [c.16]

    В прошлые годы усилия специалистов были в основном сосредоточены на синтезе новых органических веществ и материалов, необходимых для практики. Причем преобладал метод проб и ошибок. Органическая химия в наши дни стала более точной наукой, базирующейся на закономерностях, связывающих свойства веществ с их химическим составом, пространственной структурой, природой химической связи. Развитие стереохимии сделало реальной постановку задачи синтеза веществ с заранее заданным строением, а значит и с заданными свойствами. Совершенствование структурных представлений является, пожалуй, важнейшей тенденцией теоретической химии. [c.26]

    В физико-математических классах усиливается математическая компонента химии как точной науки. [c.13]

    Между прочим, с утверждением о том, что органическая химия не является точной наукой, поскольку в ней не используется математический аппарат, также нельзя согласиться. Дело в том, что такой аппарат в органической химии существует, хотя и имеет форму, резко отличающуюся от традициоипой. В чем, собственно говоря, [c.296]

    Вторая половина XX столетия характеризуется резко возросшим интересом к познанию механизмов жизнедеятельности. Эпоха наблюдения и достаточно поверхностного анализа мира животных, растений и микроорганизмоп сменилась периодом решительного проникновения на уровень молекулярных и межмолеку-лярных взаимодействий в живых системах, вторжением в биологию методов и подходов физики, химии и математики. Как следствие этого процесса началась постепенная дифференциация наук, изучающих материальные основы жизни стали одна за другой появляться новые дисциплины, отражающие различные уровни исследования живой материи, различные углы зрения, различные экспериментальные приемы и методологические концепции. Классическая биохимия, которой бесспорно принадлежит пальма первенства в симбиозе биологии и точных наук, постепенно уступала дорогу новым направлениям. Вначале, на волне революционных событий в физике, возникла биофизика, значительно окрепшая уже в предвоенный период. Конец этого этапа был ознаменован и резкой активизацией исследований в генетике. Однако наиболее серьезное наступление началось в начале 50-х годов, когда возникли молекулярная биология, рождение которой часто отождествляется с открытием двойной спирали ДНК, а также биоорганическая химия, первые победы которой по праву связывают с установлением структуры инсулина и синтезом первого пептидного гормона — окситоцина, [c.5]

    От теории флогистона химия освободилась лишь во второй половине ХУ1П в. в результате исследований,, начатых М.- В. Ломоносовым. Он первый определил химию как науку и считал, что она должна строиться на точных количественных данных— на мере и весе . М. В. Ломоносов создал учение о строении вещества, заложил основу атомно-молекулярной теории. Это учение сводится к следующим положениям, изложенным в работе Элементы математической химии (1741)  [c.6]

    Начало современной химии. Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полного господства флогистонной теории. Более определенным временем ее возникновения можно условно считать середину XVIII века, когда М, В, Ломоносовым был сформулирован закон сохранения веса. Сущность этого основного закона экспериментальной химии состоит в том, что вес всех веществ, вступающих в реакцию, равен весу всех продуктов реакции. Закон сохранения веса научно обосновывал количественный анализ и тем самым открывал возможность точного изучения состава веществ и характера протекания химических процессов. [c.16]

    Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полного господства теории флогистона Более определенным временем ее возникновения можно условно считать середину XVIII в., когда М. В. Ломоносов (1711 — 1765) сформулировал закон сохранения массы вещества в химических процессах и доказал его экспериментально. Он же первый высказал мысль, что при нагревании металл соединяется, как он говорил, с частичками воздуха. Заслуга полного и окончательного ниспровержения флогистонной теории принадлежит великому французскому химику А. Лавуазье (1743—1794), который, изучая горение и обжиг металлов, не только выяснил и сделал очевидной для других роль кислорода в этих явлениях, разрушив тем самым теорию флогистона, но также внес ясность в понятия химического элемента, простого и сложного вещества и независимо от Ломоносова экспериментально установил закон сохранения массы в химических реакциях. Начиная с Лавуазье химия заговорила на современном нам языке. Именно его трудами завершился процесс превращения химии в науку. Если Бойль начал этот процесс, то Лавуазье довел его до конца. [c.22]

    Б своих книгах Изучение законов химического сродства (1801) и Опыт химической статики (1803) К. Бертолле изложил новое ученое о сродстве. Придавая большое значение решению этой проблемы, он писал Лишь с того времени, как ввели понятие сродства в качестве причины всех соединений, стало возможным рассматривать химию как науку, имеющую общие принципы. С тех иор пытались подчинить точному закону последовательность соедипени11, которые могут образоваться различными элементами, и определить пропорции, входящие в эти соединения .  [c.110]

    Между прочим, с утверждением о том, что органическая химия не является точной наукой, поскольку в ней не используется математический аппарат, также можно поспорить. Дело в том, что такой аппарат в органической. химии существует, хотя и имеет форму, резко отличную от традиционной и строго специализированную. В чем, собственно говоря, состоят принципиа-тьные особенности математического аппарата и связаш ой с ним символики, обусловливающие желаемую точность По-видимому, главное свойство и главное назначение математики есть возможность с ее помошью получать безусловно надежные вьшоды из некоторых предпосылок. Иначе говоря, математический аппарат есть совокупность методов рассуждений, основанных на строго определенных правилах выполнения тех или иных логических ходов. Применяемая при этом символ]гка есть лишь техническое средство, упрощающая применение таких формализованных правил. При этом очевидно, что сама форма символики, так же как и форма правил преобразований, принципиального значения не имеет. С такой точки зрения всю органо-химическую символику можно с полным правом рассматривать как своеобразный и весьма целесообразный математический аппарат. Многочисленные примеры ис- [c.549]

    Таким образом, заглавие книги определяет ее содержание. Но автор должен признаться, что оно не совсем точное. Химия — это наука, важная часть естествознания. Строго говоря, наука не может окружать человека. Его могут окружать результаты практического приложения науки. Это уточнение весьма существенное. В настоящее время часто можно слышать слова химия испортила природу , химия загрязнила водоем и сделала его непригодным для использования и т. д. На самом же деле наука химия здесь вовсе непричем. Люди, используя результаты науки, плохо оформили их в технологический процесс, безответственно отнеслись к требованиям правил безопасности и к экологически допустимым нормам промышленных сбросов, неумело и не в меру использовали удобрения на сельскохозяйственных угодьях и средства защиты растений от сорняков и вредителей растений. Любая наука, особенно естествознание, не может быть хорошей или плохой. Наука — накопление и систематизация знаний. Другое дело, как и в каких целях используются эти знания. Однако это уже зависит от культуры, квалификации, моральной ответственности и нравственности людей, не добывающих, а использующих знания. [c.4]

    Действительно, в органической химии почти отсутствует канонический антураж строгой науки в виде математического аппарата, описывающего ее основные закономерности. По такому признаку органическая химия определенно не тянет на точную науку. Однако такое рассуждение носит явно поверхностный, дилетантский характер. Дело в том, что органическая химия оперирует весьма специфическими и очень сложными объектами, для которых количественные характеристики носят скорее второстепенный характер (самое кардинальное понятие органической химии — молекулярная структура — принципиально качественное описание объекта). Можно поэтому утверждать, что органическая (да и, наверное, вся фундаментальная) химия — наука, по природе своей качественная. Напомним в связи с этим, что самый фундаментальный закон химии — Периодический закон — всего лишь качествежое обобщение. [c.548]

    Образовательная роль задач выражается в том, что, например, расчетные задачи раскрывают перед учащимися количественную сторону химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их реше- [c.90]

Смотреть страницы где упоминается термин Химия точная наука: [c.176]    [c.17]    [c.568]    [c.295]    [c.30]    [c.10]    [c.159]    [c.8]    Общая химия (1979) — [ c.11 ]

gip5.png

Смотрите так же термины и статьи:

Органическая химия — фундаментальная точная наука

Точна

Единство наук

100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.

Похожие статьи

Сложно ли поступить и учиться в МИЭП?

Выбрать будущую профессию не так легко, как кажется на первый взгляд. Очень часто родителям и самому ученику кажется, что нет у него никаких талантов, ничто не нравится,…

Как сдать внутренний экзамен на 100 баллов

Несколько лет назад всё было намного проще – окончив школу, абитуриенты подавали документы в облюбованные ими ВУЗы и сдавали вступительные экзамены на общих основаниях.…

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

«Первое сентября»

История терминов

Происхождение терминов «точная наука» и «мягкая наука» неясно. Самое раннее засвидетельствованное использование «точной науки» можно найти в выпуске журнала Общества искусств за 1858 год , но идею иерархии наук можно найти и раньше, в работе французского философа Огюста Конта (1798–1798 гг.) 1857). Он определил астрономию как самую общую науку, за ней следуют физика, химия, биология, а затем социология. Эта точка зрения была очень влиятельной и предназначалась для классификации областей на основе степени их интеллектуального развития и сложности их предмета.

Современное различие между твердой и мягкой наукой часто связывает с 1964 годом статьи , опубликованной в Science от Джона Р. Платт . Он исследовал, почему он считает одни научные области более продуктивными, чем другие, хотя на самом деле он не использовал сами термины. В 1967 году социолог Норман У. Сторер провел особое различие между естественными науками как твердыми и социальными науками как мягкими. Он определил твердость с точки зрения степени, в которой область использует математику, и описал тенденцию увеличения твердости научных областей с течением времени, определив особенности повышенной твердости, включая лучшую интеграцию и организацию знаний, улучшенную способность обнаруживать ошибки и увеличение сложности изучения предмета.

Что такое гуманитарный профиль обучения

Согласно нормам ФГОС, учащиеся старших классов должны выбрать один из пяти направлений профильного обучения: естественно-научное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое или универсальное. Они отличаются набором профильных предметов и количеством часов их изучения. 

Гуманитарный профиль образования — это углублённое изучение дисциплин, связанных с человеком и его жизнедеятельностью в обществе. 

Гуманитарии

Обычно мы представляем человека, кому легко даются гуманитарные дисциплины, полиглотом, который много читает, пишет, понимает философские труды, разбирается в истории и культуре. Как любой стереотип, этот тоже отчасти основан на истине. Гуманитарии воспринимают мир глубоко, комплексно, образно. Им не нужно вырабатывать алгоритм решения задачи, поскольку они в целом понимают, что нужно сделать. Помимо четкого выделения сути, они используют эмоциональное восприятие, зрительную память, интуитивный подход.

Что такое биология и что она изучает

Биология — это наука, которая изучает живые организмы. В “полномочия” этой науки входят исследования не только определенных объектов, но и особенностей их взаимодействия, процессы развития, физиологию, эволюцию и расселение по Земле. Термин биология так и переводится — наука о жизни.

Дисциплина появилась тогда, когда ученые поняли, что некоторые организмы принципиально отличаются от других. Это стало основой разделения на живую и неживую природу. Первая вошла в сферу изучения новой науки.

что такое биология

Однако, несмотря на довольно, казалось бы, простой предмет, сама дисциплина достаточно сложная из-за того, что охватывает очень широкое поле проблем: от молекул (самый начальный уровень, базовая единица), клеток, тканей и органов, заканчивая функциями и жизнедеятельностью организмов. Это лишь краткое описание того, что изучает наука биология.

Наглядный пример результатов деятельности ученых этой отрасли — классификация животных, растений и других живых организмов: от одноклеточных до человека.

Синтетики

Есть еще один тип мышления — синтетический. Что это значит? Это некая разновидность аналитического подхода с той лишь разницей, что такие люди не только следуют правилам и формулам, а вырабатывают собственные правила. Они хорошо справляются с организационными моментами, любят исследовать, применяют весь свой накопленный опыт для достижения целей.

Основные методы биологических исследований

У каждой из наук есть своя методология — способы, с помощью которых изучается явление. Биология как наука включает пять основных методов познания:

  • наблюдение,

  • мониторинг,

  • моделирование,

  • эксперимент,

  • статистический метод.

Процесс наблюдения — основа любого открытия. Сначала необходимо найти что-то необычное или закономерное в изучаемом объекте. Сделать это можно только с помощью наблюдения. Оно относится к эмпирической форме познания, то есть регулируется только опытом ученого.

методы биологии

Мониторинг напоминает наблюдение, но требует сбора точных данных и построения гипотезы. Мониторинг и статистическое описание позволяют подкрепить наблюдение цифрами.

Чтобы детальнее изучить структуру объекта, практикуется моделирование. Оно необходимо тогда, когда детально изучить сам организм невозможно.

Эксперимент подтверждает или опровергает гипотезу и показывает, будет ли утверждение ученого провалом или новым открытием.

У некоторых наук очень современные способы изучения. Например, методы исследования микробиологии — это микроскопия и методы заражения.

Курьезы в науках

Флаг Иркутской области с изображением фантастического зверя бабра

Флаг Иркутской области с изображением фантастического зверя бабра

Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.

Поделиться ссылкой

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...