Гуситские войны

Опорный конспект по теме «Гуситские войны (1419 — 1434)» для самостоятельного изучения и подготовки к контрольным работам, экзаменам и ГИА.

Истоки конфликта

Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как в Прагу пришло известие о казни Яна Гуса, — на Констанцском соборе, 6 июля 1415 года.

Гус отправился в Констанц по приглашению императора Сигизмунда, гарантировавшего ему безопасность, — для того, «чтобы защитить свою нацию от нареканий в ереси». Таким образом, в заключении и осуждении Гуса чехи видели оскорбление своей национальной чести, объявление их всех скопом еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего богопротивного в умеренных и справедливых словах Гуса, а самого Гуса считали праведником. Особенно при этом они негодовали на императора — за то, что он нарушил данную им Гусу охранную грамоту.

На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против сожжения Гуса (известный как protestatio Bohemorum), подписанный 452 вельможами, баронами и господами Чехии и Моравии и направленный Констанцскому собору; в протесте заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников». Ещё решительней рыцари и знать высказались во внутреннем сеймском соглашении, подписанном участниками сейма 5 сентября, в котором они обязывались «покоряться папе и епископам лишь насколько их требования согласны со святым Писанием», «допускать в своих владениях свободную проповедь слова Божия», а в случае противоречий между Святым Писанием, свободой проповеди и требованиями римской иерархии предоставлять решение на усмотрение особой коллегии Пражского университета[1].

Получив протест, Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших его, а 30 мая 1416 года осудил и предал сожжению сподвижника Яна Гуса, Иepoнима Пражского. Кроме того, на Соборе отдельно обсудили и объявили ересью участившуюся в Богемии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой, в то время как пригублять из чаши, — по обычаю, установившемуся в Церкви пару сотен лет назад[1], — позволялось только священникам.

Возмущение этими решениями Собора, созванного, чтобы положить конец беспорядкам в Церкви, стало выливаться в беспорядки в Богемском королевстве. Пользуясь установленной сеймом свободой проповеди, сторонники «причащения обоими видами», — то есть не только хлебом, но и вином, как о том прямо говорится в Писании, — призывали верующих «стоять за правду», собирая толпы слушателей. Зачастую стихийные собрания заканчивались нападениями на местные монастыри или изгнанием верных Папе священников из храмов[2]. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в богемской церкви, а позже — и символом всего гуситского движения. Император, занятый текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая выжечь огнём и мечом «гуситскую ересь». Он требовал немедленно вернуть приходы изгнанным священникам.

Когда король Чехии Венцеслав IV, повинуясь требованию императора Сигизмунда, приказал в 1419 году восстановить на места католических священников, гуситские проповедники городка Аусти укрылись невдалеке от города, в пещерах на холме, который позже прозвали горой Таборской (Фаворской по-чешски). Гора располагалась километрах в ста от Праги. Там они продолжили свои проповеди, привлекая всё больше людей. Проповеди становились всё резче и резче по отношению к Папе и его клиру. Вскоре на горе Таборской появилось укреплённое поселение сторонников Яна Гуса и его сподвижников — город Табор[1], давший название радикальному крылу гуситского движения — таборитам.

В Праге указ Венцеслава о возвращении приходов в конце концов привёл к бунту. Бунтовщики взяли приступом ратушу, 7 ратманов были выброшены через окна и растерзаны толпой[1]. В ходе бунта Венцеслав умер и власть оказалась в руках восставших. Прагу поддержали Пльзень и Табор. Вскоре восстанием была охвачена вся Богемия.

Наследником умершего чешского суверена был император Сигизмунд. Отказываться от своих прав на корону Богемии он не собирался. Война была неизбежна.

Участники войн

Основными участниками гуситских войн были сторонники Яна Гуса и рыцари, призванные католической церковью для крестового похода против Моравии.

1. Народное Войско

В чем причины успехов Гуситов?

С феодальными армиями убийц и грабителей боролось народное войско, состоявшее из крестьян, ремесленников и городских бедняков. Они героически сражалось за правое дело. Отряды таборитов отличались от армий крестоносцев стойкостью и дисциплиной. В рядах народного войска не было места грабителям и ворам.

Табориты не имели боевых коней Укрепленный лагерь таборитови рыцарского вооружения основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, окованными железом, косами, переделанными на пики, топорами, палками с железными наконечниками. Этим крестьянским оружием табориты били опытных в военном деле феодалов и наёмников. Они стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

С большим успехом табориты использовали в сражениях артиллерию. Они впервые стали применять небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках. Из этих пушек табориты стреляли по рыцарям в сражениях на открытой местности.

Чтобы усилить себя в боях с рыцарской конницей, пехота таборитов сооружала укрепления из крестьянских возов. Подвижные крепости таборитов ни разу не были сокрушены армиями крестоносцев. 

Народные массы Чехии вели справедливую войну — войну за независимость: родины, войну против угнетателей. Потому они побеждали многотысячные армии крестоносцев.

Гуситы — чешское реформаторское религиозное движение, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционную форму — вооруженное восстание..

Первый крестовый поход против гуситов

Карта Гуситских войн (1419—1434гг)

Немногочисленные сторонники Габсбургов и католической церкви в Чехии стали лагерем в Кутной Горе. Для их поддержки римский папа объявил 1 марта 1420 года крестовый поход против еретиков-гуситов. Император Сигизмунд собрал в Силезии войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, а также из пехоты, которую составляло ополчение силезских городов и итальянские наёмники. В конце апреля его армия вторглась в Чехию и двинулась на соединение с защитниками Кутной Горы. В это время на южной границе Чехии австрийские и баварские отряды ещё только готовились к наступлению, а на северо-западной границе сосредотачивались войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кёльна и Майнца.

В конце мая Сигизмунд вступил в Кутну Гору и потребовал, чтобы жители Праги сняли осаду городской цитадели, где засели королевские солдаты. Пражане послали гонцов в Табор за помощью. 9 тысяч таборитов под командованием Яна Жижки прибыли под Прагу. Рыцари атаковали их на подходе, но были отражены огнём бомбард и защищавших вагенбург лучников и аркебузиров. 20 мая Жижка вступил в Прагу и принял командование над всей гуситской армией. Сигизмунд подошел к Праге с востока, но атаковать неприятеля не решился и 25 мая отступил.

Тогда Жижка решил овладеть пражской крепостью. Но её защитники огнём из бомбард уничтожили осадные машины и бомбарды гуситов. Приступ захлебнулся. Вскоре к Праге, на этот раз с запада, подошёл Сигизмунд. Ему удалось провести в крепость большой обоз с продовольствием и вывести оттуда несколько сот лошадей, для которых у осажденных не было фуража.

В конце июня, пользуясь ослабленностью гарнизона, часть которого ушла с Жижкой под Прагу, отряд немецких рыцарей и пехоты осадил оплот гуситских повстанцев — город Табор. С юга к этому городу подходило войско австрийского герцога. Но отряд, спешно посланный Жижкой из Праги, внезапно атаковал противника с тыла, а гарнизон Табора сделал вылазку. Осаждавший город отряд был разбит.

После этого Сигизмунд приказал австрийцам идти к Праге. Здесь на Витковой горе 14 июля 1420 года произошло решающее сражение гуситов и крестоносцев. Если бы армия Сигизмунда овладела этой горой, Прага оказалась бы в блокаде. Однако рыцарям не удалось преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью. В это время во фланг войска Сигизмунда ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила.

Хотя она и не потерпела крупного поражения, а лишь мелкую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Поэтому 30 июля 1420 года Сигизмунд вынужден был снять осаду Праги. В ноябре его войско потерпело поражение под Вышеградом, и вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.

Начало войны

Карта Гуситских войн (1419—1434гг)

Военная тактика гуситов

Военная тактика гуситов была не просто инновационной по меркам их времени, более того она совершила настоящий переворот в военном деле средневековья. Некоторые историки даже считают, что именно гуситские войны стали тем условным рубежом, разделившим средневековье и «новое время». А для современников тех событий, то что произошло в Чехии 1420-х годов было просто невероятным – армия, состоящая из городского и крестьянского ополчения наголову разбила профессиональных рыцарей.

А самим рыцарям наверняка было очень и очень обидно, еще бы, когда ты, будучи рыцарем, всю жизнь совершенствовался в ратном деле, когда на тебе дорогущий доспех стоящий баснословное состояние, и тут тебя побеждает простолюдин, еще вчера пасший коров, или ремесленник, недавно мастерящий сапоги. Что же придумали такое гуситы, в чем секрет их феноменального военного успеха.

Во-первых, они первыми стали массово употреблять огнестрельное оружие. Хотя на то время оно было еще очень не совершенным, тем не менее, прицельный и умелый выстрел из мушкета пробивал броню рыцаря насквозь, какой бы прочной она не была.

Во-вторых, гуситы придумали вагенбург, ставший важной составной частью их побед. Вагенбург – это укрепленный лагерь, образованный из сцепленных друг с другом повозок. На этих же повозках гуситы перевозили легкую артиллерию, которую успешно применяли в боях.

вагенбург

Вот так выглядел вагенбург гуситов.

вагенбург

Или вот еще картинка, как видите это такой «средневековый бронепоезд», обладающий еще и к тому же отличной мобильностью, в случае чего повозки всегда можно было удобно переместить на другое место. За повозками укрывались стрелки с мушкетами и пушкари с пушками, обстреливающие вражеское войско еще на подходе. Для еще большего укрепления перед вагенбургом вырывался ров, а когда неприятельское войско подходило вплотную к нему, защитники вооружались древковым оружием: алебардами, пиками, которыми умело стаскивали рыцарей с коней. А уже оказавшись на земле, тяжеловооруженный рыцарь ставал легкой добычей.

Как до этого воевали средневековые рыцари? Их тактика была проста и бесхитростна – атакой тяжелой конницы пробить строй неприятеля, окружить его и покрошить в капусту. В случае же с гуситским вагенбургом эта тактика обернулась полным провалом, первая же атака тяжелой рыцарской конницы на укрепленный гуситский лагерь обернулась тем, что это гуситы накрошили рыцарей в капусту. Даже в чистом поле, где рыцари чувствовали себя в своей стихии, и казалось ничто не может их остановить, даже там они ничего не могли поделать против хорошо укрепленного гуситского вагенбурга.

Интересный факт: позднее гуситскую тактику вагенбургов успешно переняли наши украинские казаки, которые также образовывали мобильные укрепленные лагеря из своих повозок.

И в-третьих, не последнюю роль сыграла хорошая организованность и слаженность гуситов, а также их командиров.

Лидер гуситов Ян Жижка был действительно талантливым полководцем, к тому же он был слепым на один глаз, а вскоре и вовсе потерял зрения, но даже будучи полностью слепым, он продолжал умело руководить гуситским войском.

Памятник Яну Жижке в Праге

Памятник Яну Жижке в Праге.

В своем войске Ян Жижка ввел суровые порядки, пьянство, обжорство, азартные игры, сурово наказывались.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Раскол в стане гуситов: чашники и табориты

Вскоре в стане самих гуситов произошел раскол, само движение условно разделилось на умеренных гуситов, чашников, сторонников поиска компромисса с католиками и радикальных таборитов, не желавших идти ни на какие компромиссы.

К умеренным гуситам примкнула многие чешские паны, а также городские бюргеры, в то время как крестьяне, жители сельской местности были сторонниками радикальных таборитов.

Название радикальных таборитов происходит от гуситской крепости Табор, а вот чашники так названы от чаши. Почему чаши? Дело в том, что после Яна Гуса многие чешские священники стали причащать вином не только духовенство, но и мирян. Папа римский назвал этот обряд еретическим, и гуситы на знак протеста стали изображать чашу на своих боевых знаменах, отсюда и пошло название «чашники».

гуситы

5. Измена умеренных.

Чешских феодалов и богатых горожан пугали выступления таборитов против феодальных порядков. Паны и рыцари уже захватили церковные земли и мечтали снова надеть на свой народ феодальное ярмо.

Разуверившись в успехе крестовых походов, папа и император решили покончить с освободительной борьбой в Чехии с помощью самих чехов. Они вступили в переговоры с умеренными. Папа пообещал чешским феодалам оставить захваченные, ими церковные земли. Паны и рыцари образовали большое войско, которое оплачивалось папой и императором. Началась война между умеренными и таборитами.

В 1434 году у городка Лапаны к востоку от Праги умеренные напали на таборитов. Притворным отступлением умеренные выманили своих противников из-за возов и разбили их. Феодалы убивали пленных; немногих оставшихся в живых они загнали в сараи и там ночью подожгли.

После поражения у Липан отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока не пал их последний оплот — Табор. Дата завершения Гуситских войн — 1434г.

Дополнительно по Гуситским войнам:

  • Начало Крестьянской войны в Чехии
  • Начало национально-освободительной борьбы в Чехии 

Балтийский поход гуситов

Польский король Ягайло запросил у гуситов помощи в борьбе с Тевтонским орденом. Поход длился 4 месяца; совместно с гуситами в нём участвовали польские, померанские и молдавские воины. 13 сентября 1433, из-за протестов обескровленного населения, Тевтонский орден запросил мир. Переговоры длились до декабря и завершились в пользу Ягайло.

Убийцы рыцарства

Успехи гуситов казались невероятными: их компактные армии раз за разом громили феодальные ополчения европейцев, состоявшие из представителей знатнейших семей Германии и других государств. Восставшие не просто бросили вызов военной элите своего времени, но совершили, сами того не понимая, переворот в военном деле. Закованный в полный доспех всадник теперь не мог чувствовать себя уверенно даже в открытом поле — стихии ударной кавалерии. Массовое применение ручных пищалей и лёгких пушек дали таборитам несомненное преимущество перед их более консервативными неприятелями. Эпоха рыцарства подходила к концу. Наступало Новое время.

Участие поляков и литовцев

В отличие от прочего католического мира, Польша отнюдь не спешила внять призывам папы римского и тем самым присоединиться к крестовым походам против гуситов. Это можно объяснить тем, что Польша опасалась интервенции (захвата) со стороны немецкого рыцарства и не желала ослаблять свои границы. Известны факты, при которых польские рыцари, а также некоторые представители дворянства, придерживались если не союзных отношений с гуситами, то как минимум нейтралитета.

Польский король Владислав-Ягайло симпатизировал Гусу, из-за чего немцы даже называли его «гуситом». Ягайло переписывался с Гусом, а польские послы вступались за Гуса на Констанцком соборе и навещали его в тюрьме. На стороне гуситов сражались польские шляхтичи, в том числе королевский канцлер Ян, подкоморий краковский Пётр. Хотя Ягайло обещал императору Сигизмунду выслать отряды на помощь, польские войска против гуситов так и не были отправлены[3].

Отправленное Витовтом на помощь гуситам литовско-русское войско помогло гуситам отразить четыре крестовых похода. Прибыв в 1421 г. в Прагу, Жигимонт Корибутович заявил, что Ягайло и Витовт будут защищать гуситов «как своих подданных и свой народ». Витовт посылал к гуситам князей Фёдора и Вячеслава Острожских и других послов. Большое беспокойство среди католического клира вызвал случай в 1417 году, когда в Гродно один чешский шляхтич-гусит в присутствии дворян Витовта называл Гуса святым и порицал Констанцкий собор.[4]

Окончательный разгром

В конце 1433 вспыхнула очередная война между разными ветвями гуситского движения, вызванная, прежде всего, попытками «чашников» помириться с католическим миром. «Чашники» ускорили процесс переговоров и быстро сформировали коалицию из умеренных гуситов и богемских католиков, названную Богемской лигой.

30 мая 1434 года в битве под Липанами армия таборитов была наголову разгромлена чашниками, активно поддержанными армией католиков. Практически в то же время пришёл конец и польскому гуситскому движению — Владислав III Варнский разгромил их под Гротниками.

Чем питались гуситы в Богемии, видео

И в завершении интересное видео по теме нашей статьи.

1.jpg

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

Мирное соглашение

В 1436 году Чехия приняла условия католического короля Сигизмунда, императора Священной Римской империи.

Последствия

Успехи гуситов объяснялись их сплочённостью перед лицом раздробленных сил противников — Польши, Венгрии, австрийского герцогства и германских княжеств, лишь номинально объединённых под главенством германского императора. Однако сил Чехии не хватало для завоевания и удержания территорий соседних государств и полного разгрома армий крестоносцев. В конце концов умеренная часть гуситов пошла на компромисс с империей и церковью, что и привело к окончанию войны, не принесшей, в сущности, каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошившей Центральную Европу.

См. также

  • Протестантство
  • Реформация
  • Сага о Рейневане
  • Бартошек из Драгониц

См. также

  • Протестантство
  • Реформация
  • Сага о Рейневане

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Гус, Ян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. IXа Гравилат — Давенант. — С. 929-934.
  2. Гуситское революционное движение // БСЭ
  3. И. Первольф. Славяне, их взаимные отношения и связи. т. ІІІ, ч. І. Варшава, 1890. с. 39-40, 52-53, 59.
  4. И. Первольф. Славяне… с. 44, 52, 62
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...