ГДЗ 3 класс. Литературное чтение. Ефросинина. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 51, 52, 53, 54, 55

Конспект интегрированного занятия «Три чуда» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Содержание

Ход занятия.

Звучит музыка: «Сказочная»

Педагог: Здравствуйте ребята! Нас ждёт сегодня много интересного, мы с вами отправимся в гости в сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Встретимся с прекрасной музыкой Н. А. Римского – Корсакова, который откроет нам мир сказки. Нам только нужно взяться за руки и закрыть глаза, музыка нам поможет.

Исполняется песня: Сказка».

Фея: Как я рада встрече с вами здравствуйте ребята! Я, Фея сказок, живу в волшебном и сказочном замке со своими сказочными героями. Стоит только, палочкой взмахнуть и в любую сказку с вами попадём. (Фея взмахивает палочкой и под восточную музыку входит Рахат Лукумыч)

Волшебник: Я волшебник, чародей маг.

Знаменитый путешественник Рахат Лукумыч.

Фея: Ой, ты гость наш дорогой! Долго ль ездил удалой?

Ладно, за морем иль худо? И какое в свете чудо?

Волшебник: За морем житьё не худо в свете ж вот какое чудо.

Остров на море лежит, град на острове стоит.

С златоглавыми церквями, с теремами, да садами.

Педагог: Кто ж у терема живёт?

Дети: Ель растёт перед дворцом,а под ней хрустальный дом:

Белка там живёт ручная, да затейница какая!

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт,

А орешки не простые скорлупы – то золотые,

Ядро чистый изумруд, слуги белку стерегут.

Педагог: Н. А. Римский – Корсаков изобразил три чуда красками музыки. Слышите вот оно первое чудо.

2. «Белка» Н. А. Римского –Корсакова. (см. на мультимедийной установке)

Педагог: Что вы можете сказать о характере прослушанного произведения?

Ответы детей:

Педагог: Вот так чудо, так уж чудо. Белочка у нас в гостях.

Белка: Я на праздник к вам пришла и орешков принесла.

Я орешки грызу, да и песенки пою.

Фея: Спасибо за орешки белка, тогда давай споём все вместе.

3.Исполняется песня: «Осень постучалась к нам».

Белка: Приглашаю в гости вас.

Как войдёте в двор широкий,

Там под ёлочкой высокой я сижу,

Золотой орех грызу,

Изумрудец вынимаю и в мешочек опускаю.

И засеян двор большой золотою скорлупой.

До свиданья ребята, мне домой бежать пора.

4. Звучит музыка «Море» Н. А. Римского Корсакова.

(см. на мультимедийной установке)

Ребёнок читает стихотворение. (А, С, Пушкин)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на поднятых парусах

Мимо острова крутого, мимо города большого.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

Педагог: И вновь приходит волшебство

Фантазий смелых торжество.

Ты фея палочкой взмахни

Второе чудо покажи.

Второе чудо, так уж чудо.

5. Звучит музыка Н. А. Римского – Корсакова «Богатыри»

(см. на мультимедийной установке)

Педагог: Вот чудо, так уж чудо. Кто расскажет об этом чуде?

Дети: Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой.

Хлынет на берег крутой, расплеснётся в скором бреге

И останутся на бреге тридцать три богатыря.

Все красавцы молодые, великаны удалые.

Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.

Педагог: Как, рисует облик богатырей композитор?

Ответы детей:…

Педагог: Как бы охарактеризовали богатырей?

Дети: В чешуе как жар горя, идут витязи четами,

И блистая сединами, дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

Волшебник: Вот письмо от Чародея, здесь заданье для ребят.

6. Музыкально –дидактическая игра: «Назови композитора»

(использовать мультимедийное установку в игре)

Волшебник: Молодцы! С заданием вы справились.

А, где вы так научились?

Дети: Детки в садике живут, здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают, незаметно подрастают.

Детский сад — второй ваш дом, как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети, самый добрый дом на свете!

(Г. Шалаева)

7.Исполняется песня: «Мы хотим рассказать»

Педагог: Чудо есть ещё одно.

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.

8.Звучит: «Царевна – Лебедь» Н. А. Римского – Корсакова

(см. на мультимедийной установке)

Ребёнок: Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама – то величава, выступает словно пава.

Волшебник: А как речь – то говорит, словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво.

Педагог: Сегодня у нас с вами необычная встреча с прекрасной музыкой Н. А. Римского – Корсакова и сказкой великого русского поэта

А. С. Пушкина.

Наслаждение красотой природы связалось в его представлении с образом сказок. Есть у меня белые платочки, заведите хоровод вокруг берёзки.

9.Хоровод девочек: «Белая берёза:

Фея: А теперь я приглашаю вас в мою мастерскую. Постараемся чего увидели, что услышали, с кем познакомились, В своих рисунках расскажите и Рохат Лукумычу подарите на память о нашей встрече.

Работа в мастерской. Дети оставляют свои работы волшебнику.

Педагог: Крепче за руки возьмёмся, в детский сад сейчас вернёмся.

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Я бы сказал, что данное произведение о справедливости, любви, доверии, вере и стремлении.

А также об исполнении желаний.

Ответы к страницам 51, 52, 53, 54 и 55

содержание

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

1. Точное слово
Какие обещания дали сёстры? Перечитайте и подчеркните. Соедините рифмующиеся строки.
51.jpg

2. Соответствие
Кто из героев сказки положительный, а кто отрицательный? Укажите.
51-2.jpg
Положительные герои  князь Гвидон, царица, царь Салтан.
Отрицательные герои  ткачиха, сватья баба Бабариха, повариха.

3. Проталинки
Какую новость узнал царь Салтан? Перечитайте отрывок. Впишите пропущенные слова. Подчеркните.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь:
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

4. Точное слово
Каждая встреча князя Гвидона с царём Салтаном начинается с описания ветра и кораблика. Найдите эти описания и запишите. Подчеркните слова, которыми эти строки различаются. Объясните почему.

Ветер Кораблик
1. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
2. Ветер весело шумит.
3. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
4. Ветер весело шумит.
5. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
6. Ветер весело шумит.
7. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
8. Ветер весело шумит.
1. Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
2. Судно весело бежит.
3. Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
4. Судно весело бежит.
5. Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
6. Судно весело бежит.
7. Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
8. Судно весело бежит.

5. Точное слово
Какие слова говорят о печали Салтана? Подчеркните. Почему печалился царь Салтан? Запишите.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…
Салтан печалится, потому что думает, что его жены и сына нет в живых.

6. Поиск
Какие чудеса происходят в сказке? Запишите или нарисуйте.

Говорящая Лебедь Белка песенки поёт Превращение князя Гвидона

7. Сравнение
Перечитайте описание острова Буяна. Как изменился остров? Подчеркните слова, указывающие на эти изменения.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нём князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.

8*. Таблица
Выскажите своё мнение о героях сказки.

Имя героя Характеристика героя
Гвидон Сын Салтана и царицы. Смелый, сильный. Гостеприимный, целеустремлённый. Любит отца и мать.
Салтан Государь своего государства. Настоящий воин, сильный, но добрый, с мягким характером.
Царица-мать Добрая, честная, терпеливая. Очень любит сына и мужа.
Царевна Лебедь Красивая, добрая, благодарная, обладает волшебной силой.
Ткачиха, повариха, баба Бабариха Отрицательные персонажи. Злые, завистливые, мстительные, коварные.

9*. Проба пера
Каким вы представляете остров Буян? Нарисуйте или запишите.
54.jpg
Большой город на острове с церквями, домами. Вокруг града белая зубчатая стена для охраны.

10*. Поиск
Как сказать по-другому? Подберите синонимы.
С грустной думой на лице — опечален, с тоской, с тревожными мыслями.

11*. Сравнение
Сравните русскую народную сказку «Царевич Нехитёр-Немудёр» и «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина по плану.
1. О чём сказка?
2. Форма сказки.
3. Главные герои.
4. Отзыв о сказке.

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр» А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
1. Добро побеждает зло. 1. О добре, которое побеждает зло. О любви и семье.
2. Прозаическая. 2. Стихотворная.
3. Ягища, царевич Нехитёр-Немудёр, Иван-царевич. царевна. 3. Салтан, Гвидон, Царица, Царевна Лебедь,ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.
4. Очень интересная сказка. Сюжет похож на сюжет сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». 4. Интересная сказка в стихах. Красивое мелодичное звучание стиха и интересный сюжет.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон – он добрый, сильный, мужественный, целеустремлённый, любит близких и способен на прощение.

То есть этот герой объединил в себе самые лучшие черты.

Благодаря этому, он преодолел все многочисленные преграды, которые встречались на его пути.

Князь никогда не опускал руки, а уверенно шагал к цели.

Это и привело его к ней.

Царь Салтан – мужественный, сильный, добрый герой с мягким характером.

Но также ему присуща наивность, доверчивость.

Он был обманут злыми людьми и лишён семьи.

Но благодаря целеустремлённости своего сына, вновь повстречался с ней.

Поражает, что виновные даже не понесли наказание – настолько царь был добродушный и незлопамятный.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая и честная.

Ещё она очень красивая.

Она оказывала Гвидону незаменимую помощь.

Именно ей он обязан большей частью своих достижений.

А в конце произведения героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Это первая девушка, с которой знакомится читатель.

Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.

К счастью, в конце произведения она ещё и вернулась к мужу.

Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.

Она являлась сестрой Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Повариха – также является негативным персонажем произведения.

Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.

Это ещё одна сестра Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Бабариха – коварная, злая и эгоистичная героиня.

Она способна на жестокость и месть.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Это произведение наполнено чудесами.

Это и трёхразовое перевоплощение князя в насекомых (комар, шмель, муха), и необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь.

Но также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки.

И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Царевна наделила Гвидона способностью превращаться в трёх насекомых.

Именно это помогло герою преодолеть многие из трудностей, что были на его жизненном пути.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев — богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны-лебеди. Найди сравнения в описании царевны.

 Представить богатырей мне помогают такие строчки из произведения:

«В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор».

 Представить город мне помогают следующие строки: 

«Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей».

А прекрасную девицу я представляю, когда читаю следующее:

 «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

Сравнения: будто пава, словно реченька.

_______

5. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

День прошёл — царица вопит…»

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна?

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!» 

Звуки: [б], [п], [у], [и], [о].

6. Как царевна-лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Обращение прекрасной лебеди к князю:

 «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

 «Вот что, князь, тебя смущает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай».

С этих строк мы видим, что она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Произведение заканчивается победой добра.

Салтан отправился на остров, который был окружён чудесными рассказами, и там узнал своих родных.

Негативных героев наказывать не стали.

Всё потому, что добродушие сильнее злопамятности.

Главное, что все остались счастливы.

Последние строчки звучат так:

«Я там был; мёд-пиво пил —

И усы лишь обмочил». 

Это типичный конец для многих народных сказок.

Ведь все они имеют счастливый финал, в котором говорится о свадьбе либо о долгой и счастливой жизни героев.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

Общее у сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

1) Наличие чудесных событий.

2) Наличие перевоплощений.

3) Зачин и концовка.

4) Наличие повторов.

5) Разделение героев на позитивных и негативных.

6) Победа добра.

7) Типичный финал.

Различие сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

1) Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе.

2) Поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

Правильная последовательность событий:

1. Царь Салтан выбирает жену.

2. Подмена грамоты. 

3. Морское путешествие царицы и Гвидона. 

4. Избавление царевны от злого коршуна. 

5. Приключения Гвидона. 

6. Встреча Салтана с семьёй.

10. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.

Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебёдушкой.

Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в тёмно-синем цвете, ближе к чёрному.

Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.

При этом на нём присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне тёмных цветов.

Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.

А также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.

Художник хорошо передаёт настрой персонажей в этот момент.

На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.

Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.

Ещё хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.

Художник выбирает для картины чёрные, зеленоватые и серые оттенки цветов.

И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.

Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.

На чёрном небе изображены чёткие, крупные, белые звёзды.

У Билибина ещё много запоминающихся иллюстраций.

В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.

Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...