Чем отличается рок от метала

Класс химических элементов описывается в статье металлы. Метал Направление: Рок Истоки: Хард рок, Прогрессив рок Место и время возникновения: Начало 1970 х

Содержание

Тот же перец, только в профиль? Вовсе нет!

Концерт группы Kiss

Люди, смотрящие на мир несколько иначе, чем основное население Земли, предпочитают слушать тяжелую музыку, вызывающую всплеск адреналина в крови. Но даже они могут задаться вопросом о том, к какому конкретно роковому жанру принадлежит понравившаяся композиция. Стиль этот годами разрастался подобно дубу, и его последователи немало поспособствовали появлению новых ветвей. А в 70-х нашлись умельцы, назвавшие себя Black Sabbath, которые утяжелили хард-рок, создав новый стиль под названием хеви-металл. Он был хорошо принят истинными ценителями живого звука, и, в свою очередь, дал начало множеству более сложных направлений. Но чем отличается рок от металла, если один стиль является основой другого?

Металл

Тяжелый металл (иногда называемый просто «металл»), жанр рок-музыки разработанной в конце 1960 и начале 1970-х годов. С корнями в блюз и психоделический рок уходят группы, создавшие тяжелый металл и разработавшие тяжелый барабанный и гитарный центрированный звук, характеризуемый усиленным искажением и быстрыми гитарными соло. Среди бесчисленных форм рока, тяжелый металл самый экстремальный, с точки зрения объема звучания, мужественности и театральности.

Тяжелый метал

Тяжелый металл имеет во всем мире число фанатов известных как «металлисты» или «хэдбенгеры». Ранние группы тяжелых металлов Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple привлекли обширную аудиторию, хотя часто критически поносились на протяжении всей истории жанра. В середине 70-х, Judas Priest послужил толчком к эволюции жанра. Новая волна британского хэви-метал с панк-роком все большее внимание уделяется скорости исполнения.

Метал

Тяжелый металл стал популярным в 1980, когда многие ныне распространенные поджанры эволюционировали. В последние годы, стили, такие как ню-метал еще больше расширили жанровое определение.

Ссылки

  • Master’s Land — Мир Русского Heavy Metal
  • Russian Darkside e-Zine — новостной сайт о тяжёлой музыке.
  • Froster Online — Ukrainian Metal Portal — — крупнейший украинский метал портал.
  • Encyclopaedia Metallum: The Metal Archives — англоязычная Интернет-энциклопедия метала.
  • Metal Library — полные дискографии групп, рецензии, переводы песен.
  • Metal Point — Портал тяжелой музыки.
  • NightQuest.net
  • WAPMETAL.RU — WAP-портал тяжёлой музыки.
  • MUSICA.MUSTDIE.RU — интернет-журнал о тяжелой музыке.
  • HeavyMusic.ru — Сайт о музыке, тяжелой и не очень.
  • The MetalList Portal — двуязычный портал о метал-музыке
  • TOTAL METAL STAFF — Сайт о тяжелой музыке и музыкантах.
  • Your Hard Music — САЙТ о Рок,Метал,Готик/Симфо,метал музыке и исполнителях.

Примечания

  1. Du Noyer (2003), p. 96; Weinstein (2000), pp. 11-13
  2. Weinstein (2000), p. 14
  3. 11 мифов о тяжёлой музыке
  4. Уильям Берроуз. «Нова Экспресс» — Lib.ru
  5. Heavy Metal — Истоки и направления. Журнал «Хулиган»
  6. Encyclopedia Britannica: Heavy Metal
  7. Lester Bangs 1949 −1982
  8. Hard Rock Cafe — Heavy Metal
  9. А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров. «Кто есть кто в советском роке: иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки». 1991
  10. Sunday Morning Playlist: Heavy Metal
  11. New York Times. Heavy Metal, Weighty Words by Jon Pareles
  12. Genre—Heavy Metal. Allmusic. Проверено 17 марта 2007.
  13. 1 2 Women in Metal — Heavy metal music on Zimbio.com
  14. 1 2 3 4 BBC. Seven Ages of Rock «Never Say Die» (Heavy Metal)
  15. Ian Gillan & Ian Paice of Deep Purple interview
  16. Gromko.ru. Елена Савицкая: Терминология «металлической» музыки
  17. метал и его разновидности. Junky
  18. Hard Rock Cafe. Glam metal
  19. Энциклопедия: Speed Metal
  20. 1 2 Пауэр-метал («Как дуб из жёлудя») — Елена Савицкая
  21. 1 2 Александр Гагинский, Александр Киселёв. «Звуки ночи. Темная музыка». Журнал «Мир Фантастики»
  22. BlizzardNoise. Статьи о музыке: Black metal
  23. Encyclopaedia Metallum: Ensiferum
  24. 1 2 3 4 Магия ритма. Фантастическая музыка — журнал «Мир Фантастики»
  25. Bowar, Chad Victory Songs Review. About.com. Проверено 13 марта 2008.
  26. AllMusic Guide: Goth Metal
  27. Gothic-metal (готический метал)
  28. Готический каббалист — Интервью с Кристофером Йонссоном
  29. Boylin, Alex Skyclad Biography. Metalstorm.ee. Проверено 10 марта 2008.
  30. O’Neill, Wade Skyclad. Metaleater.com. Проверено 10 марта 2008.
    Skyclad. Bnrmetal.com. Проверено 10 марта 2008.
  31. Begrand, Adrien PopMatters Far From the Sun Review. Popmatters.com. Проверено 10 марта 2008.
  32. Sharpe-Young, Garry Rockdetector Amorphis Biography. Rockdetector.com. Проверено 10 марта 2008.
  33. Громко.ру. Елена Савицкая: Альтернативный метал
  34. AllMusic Guide: Industrial Metal
  35. Тяжёлый метал
  36. William Phillips, Brian Cogan. Encyclopedia of Heavy Metal Music. ISBN 0-313-34800-6
  37. Александр Елин. Сердючка и Стинг не дают ковать «метал». Интервью Utro.ru
  38. Sunday Morning Playlist: Heavy Metal

    Heavy metal’s lyrics are pure escapism — into a world of fantasy or a world of Satanism and death, its image is staunchly in-your-face-mom variety teen rebellion.

  39. Гуру Кен — Агрессивная музыка
  40. Telegraph. Metal’s bark is far worse than its bite
  41. Dark City № 38 май/июнь 2007 года
  42. Elven Lays and Power Chords: Chaos, Revelry, and Community in Tolkien-Themed Heavy Metal
  43. Журнал «Мир Фантастики» В битве за Сильмариллы
  44. MetalLibrary
  45. Russian Darkside E-zine. Громкая музыка небес. Интервью с Summoning
  46. Интервью Battlelore: «Обитатели Средиземья». HeavyMusic.ru
  47. Interfax — 35 percent heavy metal songs have Satanist content — expert
  48. St. James Encyclopedia of Pop Culture by Colby Vargas. Heavy Metal
  49. Only-Rock: Black Sabbath
  50. «Lords of Chaos: Satanischer Metal: Der blutige Aufstieg aus dem Untergrund» By Michael Moynihan,
  51. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ NORWEGIAN BLACK METAL
  52. Интерфакс: Миланский монах-францисканец поет в стиле хэви-метал
  53. BBC: Heavy Metal Monk Cesare Bonizzi Performs at Gods of Metal
  54. Dream Theater: Are the band members religious?
  55. MEGADETH’s DAVE MUSTAINE: ‘I Got Saved In 2002’ — Blabbermouth, May 10, 2005
  56. Die Band — Blind Guardian interviews
  57. Группа «Легион» — Peoples.ru
  58. «Черный кофе» с белой начинкой — интервью с Дмитрием Варшавским
  59. Metallica banned in Jordan
  60. SLAYER’s ‘Christ Illusion’ Album Recalled Following Christian Group Protests — Blabbermouth
  61. В Малайзии запретили музыку black metal — РОЛ
  62. Григорьев Олег — «Фанаты, рокеры и другие». Советская Россия, Москва, № 10, 28.1.1999. Подшивка Лэймара
  63. «Марсианский Словарь» — «Бумеранг», апрель 2006.
  64. Россия под кожей — Газета.ру
  65. Oodyssey of the Devil Horns by Steve Appleford
  66. AllMusic Guide: Scandinavian Metal
  67. http://www.korroziametalla.ru/band.htm
  68. http://www.aria.ru/publications/history.html
  69. http://www.varshavskiy.ru/chk/history.html
  70. http://music.tonnel.ru/?l=music&alb=22171
  71. http://www.avtograf.com.ru/press/1986/rok_panorama/rp86.htm
  72. http://www.nneformat.ru/archive/?id=4302
  73. http://zvezdi.ru/groups/b5686.htm
  74. http://peterburg2.ru/events/13884.html
  75. http://aria.akkords.ru/articles/294/
  76. «Highway to hell» — Brian Whitaker for The Guardian
  77. Марк Левин: «Исламский тяжелый метал»

Определение

Рок – очень широкое понятие, включающее в себя множество видов музыки.

Метал (металл) – жанр рок-музыки, который сформировался из хард-рока в 1970-е годы.

к содержанию ↑

Название[править | править код]

Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» — существует несколько версий и несколько источников. Писатель Уильям Берроуз использовал слова Heavy metal в своих произведениях, описывая инопланетян. Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы Steppenwolf — «Born to Be Wild», выпущенной в 1968 году. Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность.

Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хэви-металом», которые сейчас считаются разными жанрами.

В английском языке нет различия между «металом» как общим направлением и его изначальным, классическим видом «хэви-метал». Однако в других языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.

Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке. В Рунете наиболее распространено написание «мета́лл», что является переводом на русский английского слова metal. Однако музыкальные направления, зародившиеся на Западе, в России чаще всего получают названия, являющиеся транслитерациями с английского (например: джаз, блюз, панк, рок-н-ролл), исключение составляют альтернативный рок, готика. С этой точки зрения правильным русским названием данного направления должно было бы являться «ме́тал». Тем не менее, среди составителей словарей современного русского языка нет единодушия по этому вопросу. В названиях подстилей чаще всего используется второй вариант (спид-ме́тал, пауэр-ме́тал и т. д.)

Сходство и отличия

Под коротким словом «рок» подразумевается много стилей, начиная от гранжа и оканчивая хардом. А вот металл гораздо сложнее и тяжелее для восприятия людей, привыкших к песенкам а-ля «Руки Вверх». Содержание песен тоже сильно отличается. Так, например, панки поют о непринужденном времяпровождении или переиначивают страшные сказки на современный лад («Король и Шут»), а готы воспевают бренность бытия и неизбежность смерти. Как видите, отличия есть, и при более глубоком анализе их найдется гораздо больше. Объединяют все жанры лишь живая гитарная музыка и эмоциональный вокал. Но все же без должного опыта сложно понять, чем рок отличается от металла.

История

Оззи Осборн

В среде музыкантов принято продвигать собственное творчество, а не красть чужие композиции. Конечно, бывают и кавер-версии, но их авторов все знают и любят. Само английское слово rock имеет два значения – «укачивать» и «скала». Вероятнее всего, к стилю музыки имеет отношение именно первое значение, так как стиль музыки прямо-таки заставляет качать головой в такт ритмичной мелодии.

Используются преимущественно электронные версии инструментов, за исключением ударных (ведь они и так хороши), чтобы звук был громким и четким. Эта музыка способна заглушить целый оркестр, но зачастую рок-группы дают с ним совместные концерты, так как о «корнях» забывать не стоит. Чтобы вокалиста было слышно, ему приходится кричать и рычать в микрофон, что способствует выражению передаваемых эмоций.

Рок сформировался из таких африканских музыкальных веяний как джаз, блюз и кантри, но особенное влияние на «тяжеляк» оказала именно классическая музыка. У каждого металлиста обязательно есть любимый маэстро, чаще всего это Моцарт, Бах, Бетховен или Вагнер. За основу гитарных риффов зачастую берутся именно их произведения. Чтобы понять, чем отличается рок от хеви-метал, достаточно послушать, например, группу Queen и Iron Maiden. Отличия будут налицо. Звук металла подобен звону железа, благодаря чему, собственно, с достоинством носит свое название. Вокал же Брюс Дикенсон некогда позаимствовал у оперных певцов, после чего прием широко распространился среди «коллег по цеху».

Чем рок отличается от металла

Рок и тяжелый металл – два направления, наиболее известных, широко распространенных и прибыльных в мировых музыкальных жанрах. Из-за сходства песен во многих аспектах публике легко их спутать, хотя имеются четко обусловленные различия. Рок родился в 50-х годах, характеризуется влиянием ритмов блюза и кантри, а также некоторые песни содержат элементы госпел, джаз и фолк.

Исполнения в основном состоят из гитары, барабанов и баса, иногда фортепиано и органа.

Тяжелый металл возникает в 60-е годы и начинает набирать обороты. Он также имеет базу кельтской и даже классической музыки.

Одним из основных отличий между роком и металлом исполнение соло. В последнем жанре вокалисты варьируют от чистого вокала или голоса до гортанного в зависимости от тяготения металла. По этой причине, металл считается сложнее, плюс объем, чем концерты рок.

Соло - метал

Хард-рок использует классический овердрайв звук созданный трубкой усилителя или определенной его частью, когда ручки привода выкручены до предела. Это создает длинный устойчивый звук с говором и искажение света.

Что касается металлического рока, там искажение сильней, овердрайв поддерживается дольше, создавая более глубокое, тяжелое звучание. В простом хард-роке используется классический барабан, установленный без педали двойного баса. Тяжелый металл использует двойную педаль баса.

Рок-музыка создана в основном под влиянием блюза, кантри, фолка. Рок как жанр будет пересмотрен с конца 40-50-х годов. Это не тяжелый жанр. Если бы не немного негативных эмоций в течение 80-х и 90-х (влияние панк), это действительно счастливые мелодии о надежде, любви, радуге и солнышке.

Рок музыканты

Металл мрачнее, сложнее и непредсказуемее. Хотя психоделический рок и блюз не рассматриваются как «родители» жанров металла, классическая музыка имеет свое влияние, Бетховен – «металлист», родился до металла. Прослушайте еще раз пятую симфонию, если не согласны с этим мнением, в соответствии с эмоциями звучит достаточно негативно и громко.

Тяжелые рок-группы импровизируют больше на блюзовых и басовых линиях, иногда неся ритм-паттерн. Кроме того, их тексты, как правило, опираются на «секс, наркотики и рок-н-ролл». Музыка свободнее и более «приподнята», певец поет в высокой ноте.

Металлисты предлагают жесткий музыкальный ансамбль с ритм гитарой и басом, почти передразнивая друг друга, но опираясь на основной набор исполнения и очень сложную и жесткую структуру взаимодействия. Песни, как правило, Riff ориентированных с большим количеством гитарных гармоний и эпических соло. Лирические темы эпос и готика связаны между собой, вокал сильно отличается: от горлового ворчания к мелодичной, оперной вокальной работе.

В конце концов, хард-рок инкапсулирует хэви-метал, это намного больше чем рок-жанр. Тяжелый металл, на самом деле, хард-рок, но есть гораздо больше различий между этими двумя стилями. Хард-рок может охватить все виды жестких звуков гитары (кислотный рок, южный панк-рок и даже пауэр-поп), а хэви-метал имеет очень определенный звук.

Резюме:

  1. Рок – основной жанр музыки, в то время как металл только субжанр рока.
  2. Овердрайв. «Роковый» звук более легкий, чем искажение металлического проявления
  3. Металлическая порода имеет более глубокий, тяжелый звук, чем обычный рок или просто музыкальный звук.
  4. Рок использует классический набор ударных без двойной педали басов, в то время как металл применяет двойные педали для набора ударных.
  5. Нет никакого сомнения, что металл – это производное от рок-музыки. И больше искажений в исполнении не означает металл, и наоборот.

См. также

  • Список групп метала
  • Список направлений метала

История развития[править | править код]

1970—1980-е: Традиционный метал[править | править код]

Хеви-метал (Heavy Metal)[править | править код]

Однозначной границы, где хард-рок перешёл в хэви-метал, критики не выделяют, и многие группы относят в оба жанра (т. н. «хард-н-хэви»). В середине 70-х в музыке хард-рок групп, таких как Black Sabbath, Rainbow и Deep Purple, появились более скоростные и агрессивные композиции, основанные на гитарном риффе. Эти группы и получили одними из первых ярлык «металлических», хотя сами музыканты зачастую от него открещивались.

Эта тенденция получила развитие в движении «Новой волны британского Хэви-метал» (NWoBHM), чьи представители — Judas Priest, Iron Maiden, Saxon — создали узнаваемое звучание, в наши дни наиболее ассоциирующееся с понятием хэви-метал. Группы «НВоБХМ» играли более скоростную музыку с длинными соло и пронзительным высоким вокалом. Они отметились более вызывающими текстами о войне и мистике, использовали в оформлении альбомов и концертов атрибутику фильмов ужасов и средневековья. Они ввели сценический имидж, ставший стереотипным. Сольные проекты Ронни Дио и Оззи Осборна двигались в том же направлении.

Стиль быстро распространился по Европейским и атлантическим странам в течение 80-х. Появилось большое количество неанглийских групп. В Германии это были Accept, Manowar в США, Ария в СССР.

Поджанр Глэм-метал (или хэйр-метал, «металл волосатых») возник в США как продолжение глэм-рока с утяжелённым звучанием. Он отличался от хард-н-хэви не столько техническими показателями, сколько экстравагантной, вызывающей внешностью исполнителей и более миролюбивыми текстами песен — о любви и сексе. Его родоначальниками стали Kiss, Mötley Crüe, Twisted Sister.

Трэш-метал (Trash Metal)[править | править код]

В начале 80-х на американской сцене появились ряд групп — Megadeth, Metallica, Slayer, Anthrax — исполнявших новую, более тяжёлую и ритмичную разновидность металла, которая получила название Трэш-ме́тал (англ. thrash — «молотить») Этот жанр близок к спид-металу, с ощутимым влиянием панк-рока, имеет достаточно жёсткое, грубое, часто диссонансное звучание и исполняется на высокой скорости. Основой для трэш-метал стало стаккато барабанов и бас-гитары, что и послужило причиной названия. Независимо от американской сцены, в Германии благодаря группам Kreator и Sodom развилась своя волна трэш-метал с некоторыми стилистическими отличиями.

Трэш-метал стал для своего времени прорывом в тяжёлой музыке и значительно повлиял на последующее её развитие, дав толчок появлению экстремальных жанров, таких как дэт-метал и блэк-метал.

В рамках трэш-метал возник экстремальный подвид «грув-метал» (или «энгри-метал»), представляющий собой более медленный, ритмичный и тяжелый трэш с более жестким вокалом и влиянием хардкор-панка. Pantera и Sepultura добились в нем наибольшей известности.

Спид-метал и Пауэр-метал (Speed Metal & Power Metal)[править | править код]

Жанр спид-метала поначалу был неотделим от трэш-метала, и обозреватели почти не разделяли их. Спид-метал находится на стыке традиционного хэви, трэш-метал и более позднего пауэр-метал. Название speed (скорость) жанр получил от скоростной игры музыкантов. Вокал и ритм спид-метал близки к трэшу, однако композиции намного более мелодичны. Для спида характерны короткие фрагменты соло между каждым куплетом. К спид-металу относят ранние работы таких групп, как Running Wild, Blind Guardian, Helloween, Rage, Motörhead, Iced Earth. Особенно прижился этот жанр в Германии.

Из спид-метал в конце 80-х начала выделяться ветвь групп, исполняющих более мелодичную, жизнерадостную и доступную слушателю музыку с чистым высоким вокалом, построенную на мажорных аккордах (англ. power chord). Жанр, получивший название пауэр-метал, отличается большой скоростью, мелодичностью, виртуозностью соло-гитар. Вокал в таких группах обычно чистый и высокий тенор, а в припеве часто вступает бэк-вокал. Этот стиль впервые появился на альбомах групп Helloween и Running Wild, и получил развитие в работах родственных Blind Guardian и Gamma Ray. К его развитию приложили руку финны Stratovarius, сделавшие звучание еще более мелодичным.

В конце 90-х группы Nightwish, Rhapsody и Kamelot ввели в моду «симфонические» аранжировок песен с использованием клавишных и иногда — живых оркестров. Впоследствии симфонический пауэр-метал очень сблизился с появившимся в то же время симфоник-металом.

Пауэр-метал часто касается тематики фантастики и мифологии в текстах. Группы в этом жанре выпускают концептуальные альбомы и даже серии альбомов со сквозными сюжетами («Сага об Алгалорде» Rhapsody), записывают совместные рок-оперы (Avantasia, Эльфийская рукопись). Средневековая эстетика пауэр-метал групп выглядит более светлой и оптимистичной, включая в себя образы рыцарей, драконов и бардов.

1980—90-е: Экстремальный метал[править | править код]

В конце 80-х, исчерпав традиционные формы выражения, многие группы начали прибегать к радикальным. Среди общих тенденций — утяжеление музыки, маргинальность текстов и ввод новых, «брутальных» видов вокала (гроулинг, скриминг). Эта тенденция получила название «экстремальный метал»

Дэт-метал (Death Metal)[править | править код]

Дэт-ме́тал (англ. death — «смерть») — один из наиболее «тяжёлых» видов метала, появившийся в США в конце 80-х в творчестве групп Death и Obituary. Дэт является развитием трэш-метала, но исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием экстремально скоростного бласт-бита. Вокалисты чаще всего использует «рычащую» манеру пения, известную как «гроулинг». Тематика дэт-метал радикальна, преобладают тексты о смерти, убийстве. разрушении, насилии. Широко распостранено деление на классический дэт-метал, брутальный дэт-метал и техничный дэт-метал. Развитие жанр получил в музыке групп Vader, Morbid Angel.

В Европе, особенно в Скандинавии, в 90-е сформировалась сильная дэт-метал сцена и поджанр мелодический дэт-метал. От традиционного, «брутального» дэта он отличался использованием клавишных, большим разнообразием гитарных риффов, частотой и мелодичностью соло-партий, низкой настройкой гитар. Медодичный дэт многое впитал от спид-метал и пауэр-метал. Самые известные представители — In Flames, Children of Bodom, Dark Tranquillity, Arch Enemy. Жанр по коммерческому успеху сравнялся с традиционными видами метала.

Напротив, более брутальное, тяжелое и бескомпромиссное звучание приобрели группы Cannibal Corpse, Napalm Death, Carcass и другие в жанрах Дэткор и грайндкор, которые практически отказались от мелодии и любого чистого звука под влиянием таких жанров, как металкор и хардкор-панк.

Блэк-метал и ответвления (Black Metal)[править | править код]

Блэк-ме́тал (англ. black — «чёрный») возник в Скандинавии и Великобритании в конце 80-х в ранних альбомах групп Venom и Bathory. Характеризуется искажённым, режущим слух «сырым» (raw) звучанием, регулярным использованием бласт-бита, что делает его достаточно близким в музыкальном плане к дэт-металу. Вокал используется «брутальный», скриминг (крик) или, реже, гроулинг (рык). Особое распространение стиль получил в 90-е в Норвегии и Финляндии, благодаря группам Mayhem, Darkthrone, Burzum, Immortal, Satyricon.

Блэк-метал — один из самых идеологизированных подстилей метала. Популярными темами в блэк-метале являются сатанизм, мизантропия, оккультизм, язычество, нигилизм. Блэк-металлисты часто выступают в сценическом гриме (т. н. корпспэйнт — раскраска трупа) и/или сценических костюмах.

Поджанр Симфо-блэк-метал сформировался в середине 90-х с появлением популярности «симфонических» аранжировок. Симфо-блэк-группы добавляли в свою музыку клавишные и симфонические инструменты, записывались с певицами с «оперным» вокалом. Родоначальниками стиля стали Dimmu Borgir, Emperor и Cradle of Filth. Многие из симфо-блэк коллективов отошли от радикальной тематики и начали использовать темы фантастики, литературы ужасов или народной мифологии, особенно нордической.

Примерно в то же время большое количество групп в северной и восточной Европе начали эксплуатировать тему язычества в текстах и имидже, и фолклорные аранжировки в музыке, иногда почти полностью переходя в фолк-метал, но сохраняя рычащий вокал. Стили получали название Викинг-метал или Паган-метал (языческий метал), в зависимости от тематики. Известные коллективы — поздние Bathory, Ensiferum, Finntroll, Moonsorrow.

Дум-метал (Doom Metal)[править | править код]

Дум-ме́тал (англ. doom — «рок», «гибель») иногда рассматривается как противоположность скоростным видам экстремального металла, хотя имеет с ними немало пересечений. Это медленный, меланхоличный, но достаточно тяжёлый стиль, в котором часто используется рычащий вокал, гроул. Дум зародился и получил свое название в творчестве групп Candlemass, Paradise Lost и Saint Vitus, хотя отдельные элементы этого будущего направления находят еще у Black Sabbath на их первых альбомах.

Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь, тщетность бытия.

Выделяют несколько разновидностей дум-метал: это стоунер-дум (с влиянием стоунер-рока), фьюнерал-дум (самый медленный и депрессивный вид), сладж-дум (с влиянием хардкора), дэт-дум (дум с влиянием дэт-метал, где обязательно используется гроул). В последние годы многие более легкие дум-метал-группы перешли в более мелодичный и массовый жанр готик-метал, произошедший от слияния дум-метал с готик-роком.

1990—2000-е: Пограничные жанры[править | править код]

В 90-е годы в метале сформировалось несколько жанров, обьединяющих металл с классической симфонической музыкой, народной музыкой, прогрессив-роком, готик-роком и другими традиционными жанрами.

Прогрессив-метал (Progressive Metal)[править | править код]

Из соединения прогрессивного рока и различных видов металла к концу 80-х в творчестве групп Dream Theater, Queensrÿche развился прогрессивный металл. Он включает в себя комплексные композиционные структуры, причудливые музыкальные размеры и профессиональную технику игры на музыкальных инструментах. Для погрессив-метала характерны довольно длинные песни и концептуальные альбомы. В 90-е и 2000-е жанр получил развитие в творчестве Ayreon, Symphony X, Opeth.

Дальнейшее развитие прогрессивной музыки породило такие экспериментальные разновидности прогрессива, как авангардный метал и пост-метал, в которых элемент метала является лишь одной из многих составляющих. Такие группы как Ulver и Arcturus, начинавшие как экстремальные метал-группы, впоследствии создали уникальные смеси метала с далекими от метал-музыки жанрами и инструментами.

Готик-метал (Gothic Metal)[править | править код]

Готик-металл появился как ответвление в дум-метале в начале и середине 90-х. Дум-метал группы Paradise Lost и My Dying Bride причастны к его появлению. Готик-метал представляет собой сочетание готик-рока и метала, и основан на дэт-дум метале. Брутальный вокал дум-метала часто сочетается с чистым классическим женским в дуэтах, прозванных «красавица и чудовище», сопровождаемых медленными, тяжелыми риффами. Встречается также и чистый мужской вокал. В середине и конце 90-х эту линию развивали группы Lacrimosa, Theatre of Tragedy, Tristania, Crematory и другие. Эстетика готик-метала отошла от пост-панковой и приблизилась к более аристократической, в духе готических романов и викторианской эпохи.

Симфоник-метал (Symphonic Metal)[править | править код]

В середине 90-х, под влиянием готик-метала, дум-метала и прогрессив-метала сформировался жанр, обьединяющий металл и классическую музыку. Симфо-метал группы используют женский оперный вокал, хор, симфонические музыкальные инструменты или их имитацию с помощью синтезатора. Нередко симфо-метал группы выступают с целыми оркестрами и множеством вокалистов с разными голосами.

Основателем считается группа Therion из Швеции, которая впервые полностью совместила традиционный металл с оркестром и оперным вокалом. Жанр получил особое распространение в Европе, многие группы, игравшие пауэр-метал (Nightwish, Rhapsody), готик-метал (Within Temptation, After Forever, Epica) начали использовать в своей музыке симфонические и клавишные аранжировки. На стыке с блэк-металом возник симфоник-блэк-метал (Dimmu Borgir, Cradle of Filth, Graveworm).

Фолк-метал (Folk Metal)[править | править код]

Фолк-метал — сочетание металла с фолк-роком — появился, с одной стороны, как утяжеленная версия фолк-рока, с другой — как дальнейшее развитие паган/викинг-металла в сторону мелодичности. Независимо друг от друга в середине 90-х сформировались немецкая (In Extremo, Subway to Sally, Tanzwut), кельтско-ирландская (Skyclad, Minas Tirith, Cruachan), к 2000-м — славянская и скандинавская (Korpiklaani, Turisas, Trollfest) сцены. Для немецких фолк-групп характерно использование музыки средневековья и возрождения, а также смешение фолк-рока с индастриалом. Для скандинавских более характерно родство с языческим металлом, многие группы, такие как Finntroll, играют музыку на стыке этих двух понятий.

1990—2000-е: Альтернативный метал[править | править код]

Металл оказал влияние на другие жанры тяжелой рок-музыки, в частности, альтернативную сцену. В 90-е, в особенности в США, появилось большое количество стилей, обьединяющих альтернативную музыку и метал. Отнесение «альтернативных» групп к металлу часто является спорным моментом: одни обозреватели считают их разновидностью металла, другие — разновидностью альтернативного рока, только подвергшейся влиянию металла.

Нью-метал (Nu Metal)[править | править код]

Основной и самый популярный вид альтернативного металла, эти названия часто используются как взаимозаменяемые синонимы. Нью-метал (жаргонное Nu-metal — «новый металл», иногда также называется modern-metal) образовался в США в начале 90-х в результате смешения популярного в то время гранжа, хардкора, металла и впоследствии рэпкора. Тяжелое звучание нью-метал групп сочетается с использованием разного вида вокала, от чистого до скрима и рэпа, и аранжировками с использованием электронных инструментов. В состав нью-метал групп часто входит ди-джей и несколько вокалистов, владеющих разными стилями пения, от речитатива до чистого вокала; либо от основного вокалиста требуются такие же разносторонние способности. Нью-метал отказался от упора на мастерство гитариста, характерного для традиционного металла, и гитарные партии здесь обычно просты и ритмичны.

Группу Korn считается прародителем поджанра, а развили его Slipknot, Deftones, P.O.D. и др. Среди известных групп более позднего периода — System of a Down, Ill Nino. Linkin Park и Limp Bizkit представляют собой более легкую ветвь нью-метал, сросшуюся с альтернативным роком и рэпкором. Жанр имел большой коммерческий успех в Америке и за ее пределами. Исполнители нью-метал — среди немногих «тяжелых» групп, чьи видеоклипы регулярно появляются в хит-парадах телеканала MTV.

Тексты нью-метала, в отличие, от традиционных видов металла, обычно лишены темы фантастики и ужасов, и посвящены личным переживаниям либо проблемам общества.

Индастриал-метал (Indastrial Metal)[править | править код]

1990-е стали временем появления индастриал-метала — смесь метала и индастриала. Для него характерно использование риффов из хеви-метала, «индустриального» синтезатора и вокодера, сильно искажённого звука гитар и искаженного вокала. Такое сочетание появилось впервые в творчестве групп Ministry и KMFDM, а также Роба Зомби. Наиболее известными современными предствителями являются Nine Inch Nails, Rammstein, Oomph!, Marilyn Manson. Исполнители индастриал-метал склонны к эпатажу, вызывающему сценическому имиджу, сценическим шоу и скандальным видеоклипам. Так, Rammstein часто заигрывают с экстремальной сексуальностью, Мэрилин Мэнсон поддерживает «сатанинский» имидж, Роб Зомби посвятил свое творчество тематике ужасов и смерти. Жанр особенно прижился в Германии, где выделяют сцену Neue Deutsche Harte.

Металкор (Metalcore)[править | править код]

Металкор появился в начале 90-х в США как смесь элементов хардкор-панка с такими разновидностями метала, как трэш-метал и дэт-метал. Металкор отличается крайне экстремальным звучанием, полным отказом от мелодии, гитарных соло и чистого вокала. В нем преобладают тяжелые, ритмичные композиции с бласт-битами и брутальным вокалом — скрим, гроул.

Такие группы, как Converge, Chimaira, Lamb of God и Hatebreed сделали наиболее существенный вклад в развитие металкора на раннем этапе. В 2000-е годы жанр стал особенно популярен с появлением таких групп, как Trivium, Bullet for My Valentine, As I Lay Dying, Underoath и других. На стыке металкора и дэт-метала выделяют такие подвиды, как грайндкор и дэткор. Грайндкор отличается хаотичным звучанием, полностью лишенным признаков мелодии и вызывающими текстами о порнографии и насилии. Маткор (от «математический»), напротив, является более выверенной и техничной разновидностью металкора.

Музыкальный состав

Дисторшн утяжеляет звучание

Рок-группу, как и металл-команду, составляют (в основном):

  • ритм-гитарист;
  • соло-гитарист;
  • бас-гитарист;
  • вокалист;
  • ударник.

Иногда состав дополняется клавишником, скрипачом или любым другим музыкантом. К слову, металл-группа Apocaliptica состоит из крутых парней, играющих на таких электронных версиях инструментов как контрабас, виолончель и скрипка. Гитар там нет, но звук – что надо!

Ударник и басист ведут основную ритм-партию, задавая нужный темп. Голос вокалиста бывает как кристально чистым, так и «прокуренным», что придает звучанию определенный шарм. Гитарные риффы рокового жанра довольно мягкие и особенной изощренностью практически не отличаются.

Чем металл отличается от рока? Несмотря на общие черты, каждый из жанров имеет свои характерные особенности. Металл выделяется более мощным и жестким звучанием (за счет дисторшна), а некоторые из его стилей исполняются в очень быстром темпе, источающем агрессию (trash, death, black, hardcore), и в плане исполнения они являются очень сложными. Партии для соло отличаются своей красотой и профессиональностью исполнения, а энергичный голос вокалиста наполняет общую музыкальную картину смыслом.

Зачастую фронтмены используют такие голосовые техники, как гроулинг или скримминг, дополнительно утяжеляя композицию. Барабанная установка оснащена дополнительными элементами. Вот чем метал отличается от хард-рока в первую очередь. К тому же концерты тяжелых групп отличаются некоторой театрализованностью, так как зачастую там присутствуют дорогие декорации, костюмы, грим, файер-шоу с использованием пиротехники.

Имидж

Металлистов узнать легко

Металлисты выделяются из общей толпы тем, что чаще всего затянуты в черную кожу с шипами и заклепками. Одежда также традиционно украшается такими элементами как цепи, а иногда и патронажными лентами. Волосы у этих рыцарей современности длинные, так как в них обязательно должен гулять ветер свободы. Не равнодушны металлюги и к татуировкам, так как они также помогают дополнить образ брутального мужчины.

Конечно, все это лишь внешние атрибуты, которым любители тяжелой музыки следуют не всегда, но если дело касается музыканта, то он как публичный человек обязан соответствовать имиджу. В знак приветствия принято показывать «козу», которую впервые применил на концерте Рони Джеймс Дио.

Отличия хард-рока и хэви-металла друг от друга весьма незначительны, но, все же, довольно ощутимы. Чтобы понять, какая грань пролегла между ними, нужно обязательно прослушать оба стиля. Кстати, отечественная группа «Ария» совмещает в себе и тот, и другой.

Вывод: несмотря на то что металл некогда развился как одно из направлений рока, он давно стал самостоятельным жанром, имеющим множество своих ответвлений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...