Англицизмы захватывают русский язык: почему так происходит / Блог компании EnglishDom / Хабр

37.

Что такое заимствование

И хотя подобный вопрос, пожалуй, рассматривать несколько глупо (всякий должен понимать, о чем ведется речь), нельзя начинать разговор о заимствованиях без определения самого этого термина. Итак, заимствованием лингвисты называют, во-первых, любое инородное слово, появившееся в родном языке из чужого, даже в том случае, если по своим морфемам (частям слова) внешне оно не отличается от русских слов. Во-вторых, под заимствованиями понимается сам процесс принятия языком данного чужеродного элемента, привыкание к нему, постепенное употребление его носителями языка. Заимствование является неотъемлемой частью процесса развития и изменения речи. Иностранные слова в русском языке составляют не более десяти процентов от всей имеющейся в нем лексики (тем не менее это очень много).

Группы заимствованных слов

Заимствования по сте­пе­ни про­ник­но­ве­ния в сло­вар­ный состав рус­ско­го язы­ка мож­но раз­де­лить на три группы.

1. К пер­вой груп­пе отне­сем сло­ва, кото­рые дав­но вошли в рус­ский язык, проч­но были им усво­е­ны и не вос­при­ни­ма­ют­ся носи­те­ля­ми язы­ка как иностранные:

  • шко­ла (греч.)
  • класс (лат.)
  • порт­фель (франц.)
  • ранец (нем.)
  • гим­на­зия (греч.)
  • кол­ледж (англ.)
  • пио­нер (англ.)
  • сарай (тюрк.)
  • олим­пи­а­да (греч.)
  • энцик­ло­пе­дия (франц.)
  • костюм (итал.)
  • чай (кит.)
  • кнут (сканд.)
  • cилос (испан.) и т. д.

Слово «хлеб», издав­на вошед­шее в нашу речь, было заим­ство­ва­но сла­вя­на­ми из древ­не­гер­ман­ско­го язы­ка. В наше вре­мя толь­ко учёные-лингвисты могут выяс­нить его «ино­стран­ность».

К этой груп­пе дав­но заим­ство­ван­ных лек­сем отно­сят­ся так­же быто­вые слова:

сахар, капу­ста, фонарь, тарел­ка, каб­лук, свёк­ла, кук­ла, кро­вать, базар и пр.

Многие ино­языч­ные сло­ва, свя­зан­ные с обра­зо­ва­ни­ем и поли­ти­кой, ста­ли вос­тре­бо­ва­ны в свя­зи с необ­хо­ди­мо­стью назвать новое поня­тие, кото­рое уже изоб­ре­те­но дру­гим народом:

ана­то­мия, демо­кра­тия, дик­та­ту­ра, фило­со­фия, сту­дент, декан, ауди­то­рия и пр.

Термины мор­ско­го дела (мат­рос, гавань, лоц­ман, бот и др.) заим­ство­ва­ны и гол­ланд­ско­го язы­ка. Из ита­льян­ско­го язы­ка были усво­е­ны мно­гие музы­каль­ные тер­ми­ны (сона­ти­на, сим­фо­ния, фор­те­пи­а­но, бари­тон, ария, сопра­но).

Некоторые ино­стран­ные сло­ва рус­ские люди пере­де­лы­ва­ли на свой лад. К при­ме­ру, из немец­ко­го сло­ва Jahrmarkt, что бук­валь­но зна­чит «годо­вой базар», воз­ник­ла «ярмар­ка», а немец­кое Teller на рус­ской поч­ве пре­вра­ти­лось в тарелку.

2. Значительную груп­пу состав­ля­ют заим­ство­ван­ные сло­ва, извест­ные всем носи­те­лям язы­ка и явля­ю­щи­е­ся един­ствен­ным назва­ни­ем обо­зна­ча­е­мых поня­тий. Они сохра­ня­ют свои ино­языч­ные признаки:

  • тро­туар
  • бутер­брод
  • пижа­ма
  • сер­виз
  • тор­шер
  • фокс­трот
  • аба­жур
  • так­си
  • порт­моне
  • трол­лей­бус

3. Иноязычные сло­ва, кото­рые огра­ни­че­ны рече­вой ситу­а­ци­ей и не полу­чи­ли широ­ко­го рас­про­стра­не­ния. Ощущается их книж­ный харак­тер. К этой груп­пе отно­сят­ся сло­ва, кото­рые име­ют ана­ло­ги в рус­ском языке:

  • ассо­ци­а­ция — сооб­ще­ство, союз;
  • кон­тракт — договор;
  • тен­дер — конкурс;
  • пунк­ту­аль­ный — точный;
  • игно­ри­ро­вать — не замечать;
  •  утри­ро­вать — преувеличивать;
  • кон­сен­сус — согласие;
  • кон­сер­ва­тив­ный — косный

и пр.

Язык — пластичная система

Скажем честно, мы в EnglishDom сами часто используем англицизмы. И не видим в этом ничего плохого. Вместо «носитель языка» мы говорим нейтив, а вместо «крайний срок сдачи проекта» у нас «дедлайн».

Любой язык — это очень гибкая система, которая изменяется под влиянием других языков. Это естественный процесс.

Так происходило и раньше. К примеру, слово «рутина» — это типичное заимствование из французского «routine». На русскоговорящих землях слово стало популярно в XVIII веке, когда было модно все французское.

Аристократы любили среди разговора ввернуть французское словечко. И «рутина» стала настолько привычной, что вошла в повседневный обиход.

Сегодня можно найти десятки тысяч слов, которые перекочевали в русский из других языков. Дефолт, паб, киллер, шредер, триллер, бургер — все это вполне обычные для нас слова, которые не режут слух. Среди литературной лексики их тоже огромное количество: варьировать, акцент, инфекция, реконструкция, эластичный.

С появлением интернета скорость подобных изменений увеличилась в сотни раз. Именно поэтому многие сленговые словечки, взятые из других языков, звучат очень странно — люди не успевают привыкать к изменениям языка.

В узких кругах заимствованные слова используют активнее. К примеру, в сферах IT и диджитал. И этому есть вполне логичное объяснение.

Для начала стоит пояснить, почему источником абсолютного большинства заимствований сейчас является английский. Причина проста: английский — самый распространенный язык интернета.

Заимствования с других языков тоже есть, но их куда меньше, чем с английского. К примеру, с японского в русский пришли слова айкидо, каратэ, суши, васаби, рамен, аниме, манга. И таких примеров много. Но английский здесь обладает подавляющим преимуществом.

Всего существует 4 причины, почему заимствования с других языков так быстро приживаются в русском.

Слова из мира моды, пришедшие из английского языка в русский

Слова из мира моды, пришедшие из английского языка в русский

Давайте посмотрим, какие понятия, касающиеся названий предметов одежды и мира моды, пришли к нам из английского языка.

Русское слово Английское слово Значение
айвори ivory — слоновая кость Цвет слоновой кости.
боди a body — тело Видимо слово произошло от того, что этот вид одежды облегает именно тело.
виндпруф a wind — ветер; proof — непроницаемый Ветронепродуваемая одежда, обычно куртка.
джинсы jeans — брюки, сшитые из плотной хлопковой ткани (деним) Когда-то были одеждой золотоискателей, а сегодня находят место в гардеробе практически каждого человека.
клатч to clutch — схватить, стиснуть, сжать Маленькая дамская сумочка, которую сжимают в руках.
леггинсы/легинсы leggings — гетры, гамаши; a leg — нога Модные гламурные гамаши сейчас называют легинсами 🙂
лонгслив long — длинный; a sleeve — рукав Футболка с длинными рукавами.
свитер to sweat — потеть В свитере и правда бывает жарко, так что происхождение слова вполне логичное.
смокинг a smoking jacket — «пиджак, в котором курят» У этого слова интересное происхождение. Раньше «пиджаки, в которых курят» были домашней одеждой. Когда джентльмен собирался покурить, он надевал плотный пиджак (a smoking jacket), который призван был защитить его одежду от запаха дыма и падающего пепла. Кстати, по-английски смокинг — это a tuxedo или a dinner jacket, а smoking — это «курение».
стретч to stretch — растягиваться Так называют эластичные ткани, которые хорошо тянутся. В русском языке распространено и неправильное произношение этого слова — стрейч.
хилисы a heel — пятка Кроссовки с колесиком на пятке.
худи a hood — капюшон Толстовка с капюшоном.
шорты short — короткий Заимствовано от английского short trousers (короткие брюки).
шузы shoes — обувь Так на сленге называют обувь.

ЕГЭ Русский язык

Вопрос id:422886

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Вопрос id:422887

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Писатели (1) конечно (2) хорошо понимают, что в природе нет и (3) не может быть (4) ни прекрасного, ни безобразного.

Вопрос id:422888

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.

Вопрос id:422889

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.

Вопрос id:422890

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

Вопрос id:422891

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Осенний день в Сокольниках» — единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

Вопрос id:422892

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

Вопрос id:422893

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Если я нахожу в записных книжках известных людей интересное (1) на мой взгляд (2) наблюдение, остроумное или смешное замечание, неужели нужно отказываться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти-пятнадцати или (3) например (4) в двух-трёх строках?

Вопрос id:422894

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Никогда прежде не приходилось мне видеть, как белка пьёт воду, и (1) надо признаться (2) я сильно сомневался в том, что она пьёт воду (3) именно (4) из ручья.

Вопрос id:422895

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Однажды (1) я видел на плоском песчаном берегу моря большую белую чайку. Она (2) казалось (3) сидела неподвижно и только изредка медленно расправляла длинные крылья навстречу морю.

Вопрос id:422896

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, то таков (1) вероятно (2) и его ум, ибо мыслит человек (3) как известно (4) только с помощью языка.

Вопрос id:422897

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

Вопрос id:422898

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.

Вопрос id:422899

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но (3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.

Вопрос id:422900

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.

Вопрос id:422901

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Это покажется (1) вероятно (2) странным, но к Галине Улановой — одной из величайших танцовщиц за всю историю хореографического искусства — слово «балерина» не очень подходит. Уланова в танце — поэт, и (3) по мнению ценителей балета (4) у неё свой поэтический стиль и свой мир.

Вопрос id:422902

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

По мнению специалистов (1) иноязычные слова, попадая в наш язык, постепенно ассимилируются: например (2) они приспосабливаются к звуковой системе русского языка, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, утрачивая (3) постепенно (4) черты своего нерусского происхождения.

Вопрос id:422903

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Не было бы Пушкина — не определилась бы (1) быть может (2) с такою непоколебимою силой наша вера в русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на народные силы, а (3) затем (4) и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов.

Вопрос id:422904

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Вы плохо понимаете практический век, не совсем (1) верно (2) оцениваете роисходящее. Словно кто голос подал, а никого не видать. Мне (3) верно (4) послышалось.

Вопрос id:422905

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Не было бы Пушкина — не определилась бы (1) быть может (2) с такою непоколебимою силой наша вера в русскую самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на народные силы, а (3) затем (4) и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье европейских народов.

Вопрос id:422906

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».

Вопрос id:422907

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Настоящее языкотворчество заключается (1) во-первых (2) в том, чтобы создать новое из слов готовых, во-вторых (3) в том, чтобы произвести тончайшее сцепление слов.

Вопрос id:422908

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

Вопрос id:422909

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя агрессивно.

Вопрос id:422910

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

Вопрос id:422911

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Хорошая погода в горах установилась (1) видно (2) надолго и радовала всех. Внизу было (3) видно (4) долину, а ароматы трав чувствовались даже высоко в горах.

Вопрос id:422912

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Зайдёт (1) бывало (2) солнце, и ниспадёт на бархатную зелень сада золотисто-красный пепел. Вокруг всё ощутимо темнеет, облитое (3) будто (4) тёплым сумраком, — ночь идёт.

Вопрос id:422913

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя. Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.

Вопрос id:422914

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

Вопрос id:422915

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Цифры укажите в порядке возрастания.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

Вопрос id:422916

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

Вопрос id:422917

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Цифры укажите в порядке возрастания.

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

Вопрос id:422918

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

А. П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем середины XVIII века. В своих поэтических и драматических произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.

Вопрос id:422919

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2) считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились в поэзии и прозе Александра Сергеевича.

Вопрос id:422920

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

«Звук — это одно, а буква — это другое» — такой (1) кажется (2) безобидный языковедческий закон вызывает у людей немало огорчений. Можно сказать твёрдо, что «написание по слуху», а не по правилам орфографии (3) конечно (4) не облегчило бы труд пишущего.

Вопрос id:422921

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Раннюю поэзию С. Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистской: она (3) кажется (4) призрачной и каждый образ оставляет впечатление тайны.

Вопрос id:422922

Тема/шкала: 18-Знаки препинанияв предложениях со словамии конструкциями, грамматическине связанными с членамипредложения,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

Вопрос id:422923

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Вопрос id:422924

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

Вопрос id:422925

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.

Вопрос id:422926

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.

Вопрос id:422927

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.

Вопрос id:422928

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.

Вопрос id:422929

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

Вопрос id:422930

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.

Вопрос id:422931

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

Вопрос id:422932

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

Вопрос id:422933

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран на развитые и развивающиеся.

Вопрос id:422934

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

Вопрос id:422935

Тема/шкала: 19-Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

:
# #

. , ,…

, , . ? , …

, , , …

XVII-XVIII , …

, . …

37. . . ? ?
ջ
, , , : , , , , , . , , . , , . ; , .
-. XX , . (, ), ( , , , , , ), ( , , ).
. , , . — , .
(. )
1. .
2. , . ?
3. .
?.
, . . , .
3. .
, . , . .
. . , .
. , . (, ). .
. , , . , . . , . (, I , XIX . ).
— , . — , .
, , , . , .

Общая информация

Когда человек задумывается о том, как увеличить словарный запас, он должен понимать, что в первую очередь ему необходимо увеличить активный словарный багаж. Это те выражения, которые каждый из нас употребляет при разговоре с друзьями, коллегами по работе, родственниками. Эти фразы прочно встроены в нашу речь, мы произносим их естественно и легко, без особых усилий.Пассивный речевой запас включает слова, значение которых нам известно, но в повседневной речи мы их практически не используем в силу разных причин. Поэтому, когда возникает необходимость произнести какое-то слово, приходится прикладывать некоторые усилия, чтобы вспомнить его.Внешний словарный запас — это чаще всего термины и определения, значение которых нам известно не до конца. Обычно это обороты речи, которые используются в профессиональных сообществах.Чтобы увеличить свой словарный ресурс необходимо постоянно узнавать и запоминать новые фразы и речевые обороты.

Зачем нужны

Почему язык не может развиваться самостоятельно, без вмешательства извне? Какова роль заимствований? Для чего они так необходимы – а это не громкие слова, они действительно нужны.

В первую очередь стоит осознать тот факт, что процесс заимствований характерен для любого языка, это нормальное и даже неизбежное явление. Они играют поистине важную роль для языка, впитывающего новые слова. Во-первых, он таким образом обогащается, увеличивается его словарный запас. Во-вторых, язык, речь являются прямым и непосредственным отражением взаимоотношений различных народностей и национальностей. В-третьих, заимствования зачастую выступают в роли «передатчика» новых словообразовательных морфем, благодаря которым впоследствии появляются новые слова (к этому вопросу мы еще вернемся подробнее несколько позже).

заимствование слов в современном русском языке

Заимствования необходимы в том случае, когда в родном языке совершенно отсутствует слово для выражения того или иного понятия. Такая ситуация считается основной причиной для их появления и наиболее популярной. Заимствование тогда выступает как «спаситель» языка-принимателя. Близкой (но не той же самой) причиной появления в языке новых слов из другого языка-источника является возникновение новых предметов, которые требуют той или иной номинации. Кроме того, в некоторых случаях слова-заимствования в современном русском языке появляются как своеобразная дань моде. Еще одна причина кроется в том, что часто в русском языке для обозначения какого-либо понятия существует целое выражение, в то время как иностранцы пользуются всего одним словом. Данную причину можно коротко описать как «удобство».

Необходимость восполнить пробелы в выразительных средствах языка также ведет к появлению иностранных заимствованных слов. Кстати, такое (иностранное) слово зачастую, по мнению многих, лучше звучит, оно солиднее, пафоснее, престижнее – и это тоже дает повод взять его себе. Причин заимствований в современном русском языке масса – другой вопрос, действительно ли всегда они настолько необходимы и употребляются исключительно по существу. К этому вопросу мы еще вернемся чуть позже.

Словарь заимствованных слов

Слова, взятые из другой речи, другой культуры заметно дополняют свою родную речь, хотя русский язык богат на синонимы и антонимы как никакой другой. Не всегда уместно употреблять иностранные слова, хотя идет тенденция на замену исконно русских слов иностранными.

Человек, имеющий в своем запасе богатый выбор лексики родного языка обладает неоспоримым преимуществом перед другими, может понимать литературу, написанную не один век назад, его речь богата, беседа многогранна, письмо или сочинение читается с легкостью и большим интересом.

Приведем лишь некоторые примеры иноязычных слов, которые имеют аналоги в русском языке:

  • абсолютный (от лат.) — совершенный;
  • актуальный (от лат.) — злободневный;
  • габариты (от франц.)— размеры;
  • дебаты (от франц.)— прения;
  • диалог (от греч.) — собеседование;
  • имидж (от лат.) — образ, облик;
  • конкуренция (от лат.) — соперничество;
  • коррективы (от лат.) — поправки и др.

При желании узнать подробную информацию о происхождении и определении слова можно в любом этимологическом словаре. Такие ресурсы есть онлайн на многих сайтах.

Пути заимствований

Какими же способами происходит заимствование слов в современном русском языке? Таких вариантов всего два: это устная и письменная речь. Первый метод часто сильно меняет облик слова (например, картофель, пришедший к нам из итальянского языка, в оригинале выглядит как tartufolo), второй, напротив, оставляет лексемы практически нетронутыми. Кроме того, слово может переходить из языка в язык напрямую, а может – через так называемый язык-посредник.

Причина 2. Русское слово не полностью или неточно отражает смысл понятия

Есть слово «бренд». На русском языке это вроде как «торговая марка». Но на самом деле «бренд» имеет значение куда шире, чем «торговая марка».

Если верить словарю, то бренд — это комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя.

Это не просто значок или изображение, это ощущения, которые клиенты получают от контакта с товаром или услугой. То есть, русское слово существует, но оно не может в полной мере объяснить смысл того, что имеется в виду.

IT-специалисты очень часто используют слово «экспертиза». К примеру, «У меня большая экспертиза в настройке серверов». Мы и сами часто им пользуемся.

В русском есть слово «экспертиза», и оно означает «рассмотрение, исследование чего-либо знатоками, специалистами для правильной оценки чего-либо, заключения».

Но в IT имеется в виду английское значение слова «expertise», которое означает «высокий уровень специальных знаний и практического опыта».

По сути уже однажды заимствованное слово было заимствовано повторно, чтобы расширить смыслы, которые оно обозначает.

Филологи довольно холодно относятся к заимствованиям такого типа. Но факт в том, что они уже стали частью языка — пусть и не признанной официальными правилами.

Вот еще несколько таких понятий: гламур, фитнес, имидж, хейтер. Всех их в принципе можно заменить русскими аналогами.

К примеру:

  • гламур — очарование
  • фитнес — зарядка
  • имидж — внешний вид
  • хейтер — недоброжелатель

Но вы сами видите, что с этой заменой определения теряют кучу оттенков смыслов или искажают их. Ведь «гламурная девушка» абсолютно не соответствует «очаровательной девушке».

Как узнать заимствование

Мы узнали выше, что многие слова, пришедшие в русский язык из других, уже настолько «притерлись» к нему, что полностью потеряли признаки своего происхождения. Поэтому понять порой, что перед тобой слово-иностранец, бывает совсем не просто. Однако все же существуют способы решения данной проблемы. Итак, заимствования в современном русском языке можно узнать следующим образом:

  1. Если слово начинается с буквы «а» (кроме исконно русских междометий — ах, ага, ау): анкета, астра, абажур.
  2. На иноязычные слова указывает и наличие буквы «ф» в слове (в любом месте) – также за исключением русских междометий типа фу: кафе, графин, факт, шкаф, февраль.
  3. Стык двух и более гласных в корне: дуэль, поэт, театр, караул, диета.
  4. Наличие буквы «э»: эхо, пэр, сэр, алоэ, этаж (за исключением русских междометий и местоимений эх, э и прочих).
  5. Сочетания кю, пю, мю и другие: дебют, пюре, кювет, мюсли, купюра.
  6. Удвоенная согласная в корне слова: суббота, аббат, аллея.
  7. Сочетания ке, ге, хе в корне слова: ракета, герб, схема.
  8. Несклоняемые слова: метро, пальто, кофе, кафе, кино.
  9. Тюркские слова можно узнать по окончаниям –лык или –ча: башлык, алыча; греческие – по окончанию –ос: космос, эпос, хаос. Примета латинских заимствований – окончания –ус, -ум, -ция и тому подобные: пленум, радиус, терция и так далее. Немецкие распознаются по сочетаниям –шт- и –шп- в начале слова, а также по окончанию –мейстер: штамп, шпана, концертмейстер. Англичанам же свойственно употребление в словах сочетаний –тч- и –дж-, а также окончаний –инг, -мен или –ер: митинг, таймер, бизнесмен, матч, менеджер.

Видеоурок «Исконно русские и заимствованные слова»

ava-author.png

Средняя оценка: 4.4. Проголосовало: 66

Онлайн-школа EnglishDom.com — вдохновляем выучить английский через технологии и человеческую заботу

-oz_kfi1yvkait9on3ep3jxfuvc.png

Только для читателей Хабра

первый урок с преподавателем по Skype бесплатно

! А при покупке занятий получите до 3 уроков в подарок!

Получи

целый месяц премиум-подписки на приложение ED Words в подарок

.

Введи промокод

anglicisms на этой странице

или прямо

в приложении ED Words

. Промокод действителен до 27.05.2021.

Наши продукты:

  • Учи английские слова в мобильном приложении ED Words
  • Учи английский от А до Z в мобильном приложении ED Courses
  • Установи расширение для Google Chrome, переводи английские слова в интернете и добавляй их на изучение в приложении Ed Words
  • Учи английский в игровой форме в онлайн тренажере
  • Закрепляй разговорные навыки и находи друзей в разговорных клубах
  • Смотри видео лайфхаки про английский на YouTube-канале EnglishDom
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...