10 Советов как снять красивый пейзаж

Съемка пейзажей — одно из наиболее популярных занятий у фотолюбителей. Вроде бы все что нужно — взять фотоаппарат, найти красивое место и просто снимать. Сюжетные режимы «Пейзаж» и «Закат» прочно вошли в цифровую эпоху — они есть везде: от самых дешевых скрипящих мыльниц и до зеркальных ка

Объектив для съемки пейзажей

Начнем с того, что объективов, предназначенных исключительно для пейзажной съемки, не существует. Снимок, полученный длиннофокусным объективом, имеет меньше геометрических искажений, но, к сожалению, и меньший угол обзора. Короткофокусная (широкоугольная) оптика подойдет тогда, когда нужно получить больший угол обзора, глубину передачи перспективы или построить панорамное изображение. В то же время геометрические искажения перспективы, свойственные таким объективам, могут быть использованы как художественный эффект. Для съемки пейзажа можно приобрести широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, например 14 или 18 мм. Альтернативным и более дешевым вариантом может стать приобретение зум-объектива (10–20 мм, 12–24 мм, 18–35 мм). В конце концов, можно использовать и китовый объектив (18–55 мм), который даст вам большую гибкость в выборе сюжета и станет отличным выбором для начинающего фотографа.

Следует отметить, что объективы, предназначенные для камер узкого формата, имеют шкалу фокусных расстояний в пересчете на угол зрения для стандартного, 35 мм, пленочного кадра. Поэтому для оценки угла обзора объектива для вашей цифровой камеры, необходимо учитывать ее кроп-фактор.

Съемка с узкой диафрагмой

Во-первых, для съемки пейзажей используйте узкую диафрагму (числовое значение диафрагмы будет большим). Выбирая примерное диафрагмы f/8, вы получите резкость картинки по всей площади кадра. При этом следует учитывать, что такое рекомендованное значение может различаться в зависимости от условий съемки или объектива.
Общее правило можно сформулировать так: чтобы получить резкие и контрастные фотографии, увеличьте F-число. И наоборот, чтобы придать всему изображению ощущение мягкости, уменьшите значение F-числа.

На этой фотографии, снятой со значением диафрагмы F9.0, и сосна на переднем плане, и небо на заднем выглядят четкими. Если F-число слишком маленькое, то фотографии не будет доставать четкости, поскольку фокус можно будет навести только на дерево или небо.

Фокусное расстояние: 16 мм / F-число: 9.0 / Выдержка: 1/30 c

1. Планируйте поездку заранее

Как ни странно, работа над созданием красивого пейзажа начинается задолго до нажатия на кнопку затвора – начинается она с планирования поездки. Где бы вы ни собирались провести свой отпуск, в горах Алтая или в средней полосе на берегу озера, соберите заранее как можно больше информации об этом месте. Анализируйте спутниковые снимки и топографические карты – по ним, например, можно понять какие горные вершины будут подсвечиваться на закате или рассвете. Найдите фотографии, снятые другими людьми в этой местности – даже если они будут сняты на мыльницу, это поможет вам лучше представить себе место будущей съёмки. Выделите наиболее интересные для вас особенности местности – это может быть красивая горная вершина, или необычное дерево на берегу реки, — и сконцентрируйте своё внимание на этих объектах.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Озеро Поперечная Мульта, Горный Алтай, середина сентября.

Светофильтры

Помимо объектива вам понадобятся светофильтры для съемки пейзажа. Они позволят существенно улучшить ваши снимки. Для съемки пейзажа лучше всего использовать градиентный и поляризационный фильтры.

Градиентный фильтр, верхняя часть которого затемнена, а нижняя полностью прозрачна. Градиентный фильтр позволяет приглушить яркость выбеленного, невыразительного неба или подчеркнуть его текстуру в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр применяется в тех случаях, когда нужно выделить голубое небо, облака на его фоне или особо подчеркнуть отражения в воде.

При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.

3. Пейзаж – это, прежде всего, свет

Большинство любителей предпочитают снимать в полдень, когда солнечный свет очень жёсткий. При этом фотографии, как правило, получаются плоскими, с грязными цветами и чрезмерным контрастом. А между тем солнечный свет наиболее красивый и мягкий в режимное время – на восходе и заходе солнца плюс-минус час. Старайтесь снимать в режимное время, и вы увидите, как ваши фотографии заиграют совсем другими красками.

Во время исследовательских прогулок используйте компас, чтобы понять, где будет восходить и заходить солнце – продумайте заранее, где лучше снимать рассвет, а где закат. Точное время и место (азимут) восхода и захода солнца можно узнать, например, с помощью программы The Photographer’s Ephemeris (http://photoephemeris.com).

10 Советов как снять красивый пейзаж
Редкой красоты рассвет, снятый мной в полном одиночестве – остальные туристы в это время спали. Проснувшись, они увидели лишь затянутое серыми тучами небо.

Как повысить четкость и яркость изображения

Чтобы сделать пейзаж или облака более четкими и яркими, измените настройки творческого стиля. При выборе параметра [Пейзаж] повышается контрастность и насыщенность, а также увеличивается глубина изображения. Чтобы повысить контрастность цветов или теней для придания фотографии большей выразительности, настройте параметры «Насыщенность» и «Контрастность» в настройках камеры. Каждый параметр можно точно настроить с шагом ± 3.

[1] Творческий стиль: стандартный[2] Творческий стиль: пейзаж
Насыщенность: +2 Контрастность: +2

Эти фотографии были сняты с разными настройками творческого стиля. Фотография [1] была сделана с установленным параметром [Стандартный]. А фотография [2] — с параметром [Пейзаж] и увеличенными значениями насыщенности и контрастности в настройках камеры. В результате небо и осенние листья на снимке переданы ярко и живо.
Не следует при этом повышать контрастность и насыщенность слишком сильно. Это может привести к тому, что фотография будет выглядеть как рисунок из-за насыщенности цвета.

4. Фототехника

Всегда используйте штатив. Если стоит выбор: взять с собой штатив или дополнительный объектив, выберите штатив. Штатив способен превратить самую простую камеру в мощный инструмент, позволяющий снимать пейзаж в практически любых условиях. Желательно, чтобы штатив позволял устанавливать камеру на любой высоте от 20 см до 1.5-2 м. Вес штатива не так важен, если вы не собираетесь снимать при штормовом ветре.

Я советую использовать широкоугольный объектив, он наиболее востребован при пейзажной съёмке. Например, если вы снимаете на зеркальную камеру с кроп-фактором 1.5, это может быть объектив с диапазоном фокусных расстояний 10-20 или 12-24; соответственно, для полнокадровых камер – 16-35 или 17-40.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Штатив – мощнейшее оружие пейзажного фотографа.

Приоритет выдержки

Если диафрагма в первую очередь определяет технические характеристики снимка, то выдержка имеет более сложную природу. От величины выдержки зависит не только количество света, попадающего на светоприемник, но и создание того или иного эффекта на фотографии (к примеру, передача движения), и зачастую — просто возможность получения снимка как такового (например, при съемке с рук при недостаточной освещенности и т. д.).

Я думаю, все сталкивались с трудностями съемки в ветреную погоду при недостаточном освещении, когда для «замораживания» движения ветвей, листьев и травы нужна короткая выдержка, а техническая возможность ее обеспечить просто отсутствует.

Настоящим чудом фотографии является передача движения в статичной картинке. Самый распространенный «движущийся» объект в пейзажной фотографии — вода в различных своих состояниях: течение реки, морское волнение, падение с высоты (водопады, снег, дождь).

В качестве примера рассмотрим быстро текущую воду как наиболее динамичную и эффектную с точки зрения фотографии. Конечно же, съемку начинаем с выбора сюжета и компоновки кадра. После окончательного определения композиции стоит призадуматься над тем, какой эффект необходим.

Если мы хотим передать стремительность, то выдержку желательно подобрать таким образом, чтобы летящие капельки воды превратились в своеобразные полосы и проходили свой путь, имея точки начала и окончания движения (этот прием применяется и для съемки летящего снега).

Длина этого пути, а следовательно и выдержка, определяются экспериментально, ведь мы не можем предсказать или измерить скорость воды. Совсем другой эффект мы получим, если «заморозим» движение, т. е. если каждая капелька застынет на своем месте. Выдержка в этом случае должна быть минимальной, а фраза «остановись, мгновение» будет как нельзя кстати.

Третий вариант времени экспозиции для зрителя наиболее интересен и необычен: при помощи длинной выдержки происходит сказочное превращение движущейся воды в некое подобие молочно-кисельного тумана. Особенность такой съемки — в необходимости применения нейтральных фильтров для достижения того или иного эффекта размытия движущейся воды.

Остановимся чуть более подробно на технических нюансах. В пейзаже в случае использования длинных выдержек применение штатива обязательно. Дополнительно необходимы спусковой тросик (или пульт ДУ) для полного исключения колебаний камеры. При отсутствии возможности применения дистанционного управления камерой воспользуйтесь функцией съемки с задержкой времени с предварительным подъемом зеркала (для уменьшения вибраций при «хлопке» в зеркальных фотоаппаратах).

В ветреную погоду или при очень длинных выдержках на штатив необходимо повесить груз, увеличивающий его устойчивость (сумку с вещами и т. д.). Будьте внимательны при установке штатива на снег или зыбкую поверхность: при большом времени экспозиции не исключено его проседание.

Если съемка ведется в светлое время суток, получить длинную выдержку без использования светофильтров невозможно, поэтому следует использовать нейтральные серые фильтры (мы уже упоминали их в нашей статье, здесь же добавим: не забывайте, что возможно одновременное использование нескольких нейтральных серых фильтров).

Также применяется комбинация из двух поляризационных фильтров (путем настройки степени поляризации можно уменьшить количество света, попадающего на светоприемник, практически до нуля). После определения необходимой величины экспозиции перед съемкой закройте чем-нибудь окошко видоискателя.

f5bb556ddbf9845e44f708149ce15d1f.jpg

Антон Петрусь (Украина). «Туманная звезда».

Canon EOS 500D, f/8, 1/250

Застав плотный туман и восходящее солнце, волей-неволей начинаешь верить в чудеса, глядя на материализовавшиеся солнечные лучи.

e9c6258517265e1e4b8a32c1a41cc93c.jpgАлександр Киценко (Украина). В зимнем лесу

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/320 c

В зимнем лесу, оказывается, весь снег совершенно разный: серебристый. белый, покрытый тенью и даже излучающий холодный свет.

4b041006469747a8e371c5f655d6ded6.jpgЛеонид Тит (Украина). «Рассвет на Днестре».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Что может быть приятнее и красивее, чем утренний берег реки и дорога, ведущая к новым красотам!

В следующей публикации поговорим о панорамных снимках, о том, какой свет должен быть в пейзажной съемке, и о временах года для фотографа.

Композиция

Перед началом съемки необходимо вспомнить основные правила построения композиции. Постарайтесь не располагать линию горизонта точно посредине кадра. Желательно построить композицию таким образом, чтобы она находилась ближе к верхней или нижней трети кадра. Избегайте центральной компоновки объектов, на которых вы делаете акцент.Еще с античных времен были хорошо известны правила, по которым объект, располагающийся вблизи точки «золотого сечения», имеет наиболее гармоничное восприятие. Мысленно разделив кадр на три равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, скомпонуйте ваш кадр так, чтобы акцентируемый объект оказался в районе одной из точек их пересечений. Если же таких объектов несколько, никогда не располагайте их на одной линии.

Снимая пейзаж, разделите кадр на три хорошо выраженных плана — передний, средний и задний. При таком построении композиции ваш снимок приобретет необходимый объем.

[BANNER 4448]

5. Съёмка с низкого положения

Если вы нашли интересный передний план для съёмки (например, цветы или камни, покрытые мхом), попробуйте опустить камеру на штативе пониже. Это позволит акцентировать внимание на переднем плане и сделает фотографию более выразительной.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Съёмка с низкого положения (40см над землёй) позволила акцентировать внимание на цветах за счёт визуального увеличения их размера на фотографии.

Настройки фотоаппарата

Автоматический режим выставляет все настройки без исключения. Для получения максимально хороших кадров вам понадобится перейти в ручные режимы съемки. Автоматика баланса белого сейчас работает хорошо почти во всех фотоаппаратах. Однако во время «магического» света лучше использовать предустановки баланса белого: «Облачно» в Blue Hour, «Тень» или «Дневной свет». Автоматика баланса белого постарается придать неповторимым цветам этого времени нейтральный оттенок.

Однако если вы ведете съемку в формате RAW, баланс белого можно выставить и позже.

Например, в этом случае автоматика баланса белого сочтет, что синего света слишком много, и придаст небу серовато-зеленый оттенок:

Желательно использовать минимальные значения ISO, они обеспечивают максимальное качество снимков.

Формат файла. Если ваша камера поддерживает RAW, снимайте в нем. RAW-файлы выдержат более агрессивную последующую обработку на компьютере без потери качества, в то время как JPEG-файл будет подпорчен артефактами.

7. Динамический диапазон

Динамический диапазон (ДД) – это разность яркостей самого светлого и самого тёмного участков сцены. При съёмке закатов и рассветов камера зачастую не справляется с большим ДД сцены, и на снимке могут появляться белые «пересветы» и чёрные «недосветы». Самый простой способ избежать подобных проблем – не снимать в контровом свете. Например, вместо того, чтобы снимать сам закат, попробуйте повернуть камеру на 90 градусов и снять освещённые последними лучами солнца горы.

10 Советов как снять красивый пейзаж
ДД этой сцены значительно меньше, чем у заката, который полыхал в это время за моей спиной.

Экспозиция

Во встроенных в современные фотоаппараты системах замера экспозиции есть один момент — они способны замерять только отраженный свет. А отраженный свет редко соответствует падающему, и отражающая способность предметов различается. Системы замера экспозиции в камерах принимают за ноль яркость света, который мог бы быть отражен от нейтральной серой поверхности. Если предмет темнее или светлее, экспонометр ошибется в меньшую или большую сторону.

Все эти цвета для экспонометра камеры идентичны

Для корректного определения экспозиции используются различные ухищрения: предварительная вспышка, специальные датчики замера, чувствительные к цветам и их вкладу в экспозицию. Это хорошо работает при повседневной съемке, но малопригодно в условиях «магического» света с его контрастами, радикальными цветами и темными областями.

В случае центровзвешенного экспозамера фотоаппарат сочтет кадр слишком темным и выберет настройки, которые уничтожат цвета в небе, но зато осветлят горы.

Желательно пользоваться точечным замером или же самостоятельно корректировать экспозицию, ориентируясь по дисплею камеры. На зеркальных фотоаппаратах зона точечного экспозамера помечена кружком в центре видоискателя, она занимает 1—3% площади экрана.

Вам нужно найти нейтральный тон и по нему провести замер.

Постобработка

Данный этап позволит вам улучшить ваше изображение: сделать небо более синим, траву более зеленой, что-то осветлить или затемнить, объединить лучшее из нескольких снимков с разной экспозицией.

По определенным причинам постобработка считается постыдным и нелицеприятным занятием. Вы наверняка встречали множество работ с подписью «Не фотошоп». В итоге у начинающего фотографа появляется мысль: есть профи, способные получить отличный снимок одним нажатием на кнопку спуска, и есть серая масса, которая не умеет снимать и вынуждена использовать костыли — Photoshop и аналогичные программы.

Утверждение, что фотографии, прошедшие постобработку, — это плохо, настолько же бессмысленно, как отказ от прослушивания музыки в MP3 и чтения книг с компьютера. К тому же, прежде чем вы загрузите снимок на ПК, он уже проходит несколько этапов цифровой обработки: аналогово-цифровые преобразования, шумоподавление, интерполяцию, повышение контраста, яркости и так далее.

Фотолюбители очень любят вспоминать историю Анселя Адамса, который снял великолепную фотографию парка Йосемити. Тысячи фотографов приходили на то место, с которого он сделал свой снимок, причем в тот же месяц, день и час, однако у них не получалось даже приблизиться к результату мастера.

Как оказалось, причина этого проста. Ансель Адамс был хитрецом и при проявке пленки прикрывал фотобумагу вырезанными по форме гор картонками (аналог масок в Photoshop). И прежде чем он сумел добиться конечной версии своей фотографии, перевел не одну стопку фотобумаги и литры химикатов. К счастью, в цифровую фотоэпоху, чтобы добиться такого результата, нет необходимости ни закрываться в темной комнате, ни тратить деньги на расходные материалы.

Если во времена пленочных фотоаппаратов проблема решалась градиентными фильтрами, то сейчас это сугубо процесс постобработки в графических редакторах и RAW-конвертерах.

Наилучший результат получается в том случае, если вы сняли несколько кадров с разной экспозицией: в одном у вас проработаны детали яркого неба, во втором — тона, в третьем — тени. Путем несложных манипуляций эти кадры затем объединяются на компьютере в один, идентичный тому, что видели ваши глаза во время съемки. Или даже лучше.

А пока — берите свой фотоаппарат в руки и пробуйте фотографировать в режимное время, желательно в RAW или с функцией брекетинга экспозиции, со штативом.

В следующей статье мы расскажем вам о зонной теории экспозиции и финальном этапе создания отличных пейзажей — постобработке в Adobe Lightroom, Photoshop и формировании HDR-изображений.

Фото: Stella Mia, Timothy Cooper, Brandon Godfrey, Zackharian Schnepf

9. Вставайте рано, ложитесь поздно

Пожалуй, самый важный совет. Вставайте за час до рассвета и идите снимать вне зависимости от погоды. Я знаю, как сложно бывает встать в 4 утра и вылезти из тёплого спальника на холодный воздух, но поверьте, это стоит того. Аналогично, за час до заката идите снимать вне зависимости от погоды. Помните, что шикарные закаты с радугами бывают только после дождя, и для того, чтобы их снять, нужно изрядно помокнуть.

10 Советов как снять красивый пейзаж
За час до восхода солнца шёл дождь. Трудно было представить себе, что буквально через полчаса над озером разыграется невероятной красоты светопреставление.

10. Будьте терпеливы

Красивый свет случается нечасто, и чтобы его дождаться придётся запастись терпением. Никакие советы не позволят вам создавать красивые пейзажи десятками в месяц. Даже самые лучшие пейзажные фотографы тратят в среднем 5-10 дней на создание одного кадра — это время уходит на ожидание света. Это нужно учитывать при планировании поездки — если в каком-то месте вы задерживаетесь менее чем на несколько дней, то вероятность снять красивый кадр в этом месте близка к нулю.

10 Советов как снять красивый пейзаж
Озеро Таёжный Глаз, природный парк Ергаки

Автор: Александр Ермолицкий.

P.S. Задавайте свои вопросы в комментариях..

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...